Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В процессе освоения курса «История зарубежной литературы. Часть 4: Литература первой половины XIX века» следует стремиться к соединению исторического и теоретического подхода в изучении литературных явлений, формируя представление о развитии творческого метода отдельных художников (романтизм и реализм в творчестве Г.Гейне, П.Мериме, Ш.Бронте; изображение душевной жизни современного человека как основная задача в творчестве Ф.Стендаля и стремление к созданию целостной картины жизни эпохи в творчестве О.Бальзака), ведущих литературных жанров (романтическая баллада и лиро-эпическая поэма, романтический исторический роман и реалистический социально-психологический роман), эволюции литературных направлений (йенский, гейдельбергский и берлинский этапы в развитии немецкого романтизма; зарождение романтических тенденций во французской литературе периода Империи и становление собственно романтического направления в период Реставрации).

Понимание специфики литературного процесса в странах Европы и США невозможно без уяснения общественно-исторических условий, в которых он развивался. Поэтому необходимо четко представлять, в чем состоял промышленный переворот рубежа XVIII – XIX веков, каковы были главные политические силы Французской буржуазной революции 1789 года и в чем состояли ее исторические результаты, какова роль в жизни Европы антинаполеоновских и национально-освободительных войн начала XIX века, второй и третьей буржуазных революций во Франции 1830 и 1848 годов, парламентской реформы в Англии 1832 года, аболиционистского движения в США.

Не менее важно для понимания смысла и содержания крупнейших литературных памятников эпохи знание, хотя бы минимальное, важнейших философских и идеологических учений конца XVIII - начала XIX веков (философии субъективного идеализма И.Г.Фихте и натурфилософии Ф.В.И.Шеллинга, этики «категорического императива» И.Канта, социальной философии В.Годвина, концепций школы французской либеральной историографии, идеологии американского трансцендентализма и европейского утопического социализма).

Особое внимание следует уделить двум специфическим формам отражения действительности в романтизме – романтической иронии, получившей теоретическое обоснование в эстетике Ф.Шлегеля и практическое воплощение в художественном творчестве немецких романтиков, и романтическому гротеску, весьма выразительно представленному в эстетике и творчестве главы французского романтизма В.Гюго. Для знакомства с теорией европейского и американского романтизма можно использовать сборники «Литературные манифесты западноевропейских романтиков» (М., 1980) и «Эстетика американского романтизма» (М., 1977).

В отличие от романтизма с его группировками, организационными печатными изданиями, направляющими литературными манифестами, совместными поэтическими сборниками – то есть направленческими признаками, классический реализм не сформировался как единое направление в литературе и отличался существенно различными формами художественного выражения в творчестве разных писателей. Поэтому правильнее характеризовать реализм как незамкнутую литературную систему, которая, имея своеобразные черты, творчески усваивает художественные открытия других систем, в первую очередь романтизма и просветительской литературы XVIII века

 

 

.