Руководство Пророка и его сподвижников относительно саджды благодарности за радостное известие и устранении бедствия

 

Однажды он получил благую весть и упал ниц перед Аллахом в саджде (Ибн Маджа).

 

28- Руководство Пророка относительно устранения скорби беспокойства, грусти и печали[172]

 

1. Когда им овладевала скорбь, он говорил:

لَا إلهَ إلَّا اللهُ العَظِيمُ الحَلِيمُ, لَا إلهَ إلَّا اللهُ رَبُّ العَرْشِ العَظِيمُ, لَا إلهَ إلَّا اللهُ رَبُّ السَّمَاواتِ السَّبْعِ, ورَبُّ الأرضِ رَبُّ العَرْشِ الكَرِيمُ

«Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого. Нет бога, кроме Аллаха, Господа великого трона. Нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного трона»[173].

2. Когда его удручало какое-либо дело, он говорил: يا حَيُّ يا قَيُّومُ بِرَحْمَتِكَ أستَغيثُ

«О Живой и Вечный, Твоей милостью, прошу помощи у Тебя» (Абу Дауд).

Он также сказал: «Ду'а скорбящего следующее:

اللَّهُمَّ رَحمَتَكَ أَرجُو؛ فَلَا تَكِلْنِي إلَى نَفْسِي طَرْفَةَ عَيْنٍ, وأصْلِحْ لِي شَأنِي كُلَّهُ, لَا إلهَ إلَّا أَنْتَ

«О Аллах, прошу милосердия Твоего, не доверяй меня душе моей ни на мгновение, и приведи в порядок все дела мои, нет бога, кроме Тебя!» (Хаким).

Когда его удручало какое-либо дело, он совершал молитву.

3. Он сказал: «Если тот, кого одолели беспокойство и грусть скажет:

اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ, ابنُ عَبْدِكَ, ابْنُ أمتك, نَاصِيَتِي بِيَدِكَ, مَاضٍ فِيَّ حكْمُكَ, عَدْلٌ فيَّ قَضَاؤُكَ, أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ, سَمِّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ, أَوْ أَنْزَلْتَه في كِتَابِكَ, أو عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِك, أو اسْتأثَرتَ بِهِ في عِلْمِ الغَيْبِ عِنْدَكَ: أَنْ تَجْعَلَ القُرآنَ العَظِيمَ رَبيعَ قَلبي, وَنُورَ صَدْرِي, وجلاءَ حُزْنِي, وذهابَ هَمِّي

«О Аллах, поистине, я раб Твой, и сын раба Твоего и сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе. Решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты назвал Себя Сам или ниспослал его в Книге Твоей, или открыл его кому-либо из сотворённых Тобой или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!», то Аллах удалит его беспокойство и грусть и заменит их радостью» (Хаким).

4. Он обучал своих сподвижников при страхе и тревоге говорить

أعوذُ بكلماتِ اللهِ التامةِ من غضبِه وعقابِه وَشَرِّ عبادِه, ومِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ, وأعوذُ بِكَ رَبِّ أَنْ يَحْضُرُون

«Прибегаю к совершенным словам Аллаха от гнева Его, и наказания Его, и зла рабов Его, и от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне» (Абу Давуд, Тирмизи).

5. Он сказал: «Если тот, кого постигло несчастье, скажет: إِنَّا للهِ وإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُون, اللَّهُمَّ أجُرْنِي في مُصِيبَتِي واخْلُفْ لِي خَيْرًا منها

«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся. О Боже, вознагради меня за несчастье, которое я претерпел, и возмести мне мою потерю чем-то лучшим» (Муслим).

 

29– Его руководство относительно путешествия[174]

 

1.Он предпочитал выходить в путь в первой части дня и в четверг.

2. Он считал не желательным путнику одному продолжать путь ночью и выходить одному в путь.

3. Приказал путникам, если их количество достигнет трех, выбрать одного из них старшим.

4. Когда он садился верхом, выходя в дорогу, три раза возвеличивал Аллаха, затем говорил:

سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنينَ وَإِنَّا إلى رَبِّنَا لمُنْقَلِبُونَ

«Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, Мы к Господу нашему возвращаемся!», а после этого говорил: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِي سفَرِي هذا البِرَّ والتقوى, ومن العملِ مَا تَرْضَى اللَّهُمَّ هَوِّن عَليْنَا سَفَرَنَا هَذَا واطْوِ عَنَّا بُعْدَه, اللَّهُمَّ أَنْتَ الصاحبُ في السفرِ, والخليفةُ في الأهلِ, اللَّهُمَّ اصْحَبْنَا في سَفَرِنَا واخْلُفْنَا في أهْلِنَا

«О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьей, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!» (Муслим), а когда возвращался из путешествия, говорил: آيبونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ

«Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему!» (Муслим).

5. Когда он поднимался на холм, возвеличивал Аллаха, а когда спускался в долину, прославлял Его. Один человек сказал ему: «Я хочу выйти в дорогу», тогда он сказал ему: «Завещаю тебе бояться Аллаха в своей поездке и каждый раз, когда поднимаешься на возвышенность, произносить такбир» (Тирмизи, Ибн Маджа).

6. Встречая рассвет в пути, он говорил: سَمَّعَ سَامِعٌ بِحَمْدِ الله وحُسْنِ بِلَائِهِ عَلَيْنَا, ربَّنَا صَاحِبْنَا وأَفْضِلْ عَلَيْنَا عَائِذًا باللهِ مِنَ النَّارِ

«Да передаст другим слышащий эти слова, что мы воздаём хвалу Аллаху и что испытание Его прекрасно! Господь наш, не покидай нас и окажи нам милость! Прибегаем к защите Аллаха от огня!» (Муслим).

7. Провожая в путь своих сподвижников, он сказал одному из них: أَستَوْدِعُ اللهَ دِينَكَ وَأَمَانَتَكَ وخَواتِيمَ أَعْمَالِكَ

«Вверяю Аллаху твою религию, и твою верность и исход дела твоего!» (Абу Дауд, Тирмизи).

8. Он сказал: «Если кто-либо из вас, высадиться в каком-либо месте, пусть скажет:

أعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ

«Прибегаю к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он создал!», и тогда ему не повредит ничто до тех пор, пока он не покинет это место» (Муслим).

9. Он велел путнику, если он добьётся намеченной цели от поездки скорей возвратиться к своей семье.

10. Он запрещал женщине выходить в путь без махрама (мужчины, за которого по установлению шари'ата она не может выйти замуж), если даже на малое расстояние (барид - расстояние равное приблизительно 12 миль). Он запрещал брать с собой Коран, отправляясь на вражескую территорию, боясь того, что он может достаться врагу.

11. Он запретил мусульманину жить среди многобожников, если он в состояние сделать хиджру. Он сказал: «Я отрекаюсь от всякого мусульманина, который живет среди многобожников» (Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа). Он также сказал: «Кто жил в одном обществе с многобожником тот подобен ему» (Абу Дауд).

12. Его выход в путь был по 4 причинам:

1) ради хиджры (переселения); 2)ради джихада (сражения на пути Аллаха), больше всего он выходил в путь ради этой цели; 3) чтобы совершить умру; 4) чтобы совершить хадж.

13. Он сокращал 4–х. ракаатные молитвы и совершал их 2 ракаата, начиная с того момента, как вышел в путь, до тех пор пока не вернется и ограничивался совершением фарда (обязательных молитв), за исключением витра и сунны фаджра.

14. Он не установил для своей уммы определенное ограниченное расстояние, после которого путник может сокращать молитву и не поститься.

15. Он не соединял молитвы, находясь верхом, или когда он высаживался для остановки. Он соединял их только тогда, когда продолжал движение и когда трогался сразу после молитвы. Если он трогался в путь до того как солнце отклонится от зенита, то откладывал зухр до времени 'асра, затем высаживался и совершал их соединив вместе, а если солнце переходило зенит до того как он тронется, он сначала совершал зухр, а затем трогался. Если он спешил, то откладывал маг'риб, чтобы совместить его с 'иша во время молитвы 'иша.

16. В пути, будь это день или ночь, он совершал дополнительные молитвы верхом, обратив лицо в направлении, в котором он двигался.Поясные и земные поклоны при этом делал, немного наклоняясь вперёд, наклон земного поклона был ниже, чем наклон поясного поклона.

17. Он вышел в путь в месяц Рамадан, сам не постился и дал своим сподвижникам выбор между постом и разговением.

18. В пути он надевал обувь всегда или в большинстве случаев.

19. Он запрещал мужчине приходить к себе домой ночью, возвратившись после долгого отсутствия.

20. Он сказал: «Ангелы не сопровождают тех, рядом с кем собака или колокольчик (т.е. с ними не будет милости Аллаха – пер.) (Муслим).

21. Возвратившись из поездки, он первым делом заходил в мечеть и совершал молитву в 2 ракаата, ему приносили детей его семейства.

22. Если человек, прибывший с дороги, был из представителей его семьи, он обнимал и целовал его.

 

30– Руководство Пророка относительно медицины, лечения и посещения больных[175]

 

1.Он лечился при необходимости, и приказал тем из числа его семьи и сподвижников, кого постигла болезнь, лечиться.

2. Он сказал: «Какую бы болезнь не посылал Аллах, он ниспослал и её лечение» (Бухари). Он также сказал: «О, рабы Аллаха, лечитесь!» (Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа).

3. Его способы лечения болезни были трех видов:

1) естественными средствами; 2) духовными средствами (с помощью рук'йа - аятов и ду'а из сунны); 3) используя оба метода вместе

4. Он запретил лечение опьяняющими напитками и нечистыми вещами.

5. Он проведывал больных из числа своих сподвижников. Он также проведал слугу из людей писания, который прислуживал ему, и проведал своего дядю, который был многобожником и призвал их к Исламу, после чего иудей принял ислам, а его дядя отказался.

6. Он садился рядом с больным, возле его головы и справлялся о его положении.

7. Он не выделял для посещения больных особый день недели или особое время дня, узаконив для своей уммы посещение больных в любое время, будь это днем или ночью.

1) Его руководство относительно лечения естественными средствами:[176]

1.Он сказал: «Поистине горячка – или сильный жар (лихорадка) – веяние огня ада, остужайте его водой»[177].

2. Он сказал: «Если у кого-то из вас жар, то обрызгайте его холодной водой с утра три дня подряд».

3. Когда у него был жар, он просил своих близких принести ему воду и обливал ею свою голову.

Однажды, когда вспомнили о лихорадке, один человек стал её ругать, тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Не ругай лихорадку, воистину она смывает грехи, подобно тому, как огонь очищает сор железа» (Ибн Маджа).

4. К нему пришел один человек и сказал: « Мой брат жалуется на живот (в одном из вариантов хадиса «у него расслабление желудка»), он сказал ему: «Напои его медом»[178]. Он разбавил его водой и дал своему брату натощак.

5. Когда группа людей, прибывшая в Медину, заболели водянкой, он приказал им выйти за город и пить мочу и молоко верблюда, они сделали это и выздоровели[179].

6. Когда он был ранен в битве при Ухуде, его дочь Фатима сожгла кусок циновки, приложила пепел на рану и кровь остановилась.

Он послал к Убаййу ибн Ка'бу врача, который перерезал ему сосуд и прижёг его. Он сказал: «Исцеление приносят три вещи: глоток мёда, кровопускание и прижигание, но я запрещаю членам моей общины делать прижигания (Бухари). Он также сказал: «Мне не нравится делать прижигание»[180]. Это указывает на то, что применение прижигания должно откладываться до последнего и может быть применено лишь по крайней необходимости.

7. Он сделал себе хиджаму (кровопускание) и воздал за труд, человеку, который сделал ему ее. Он сказал: «Лучшее из того, чем вы лечитесь – это хиджама»[181]. Он сделал себе кровопускание на голове от головной боли, будучи в состояние ихрама, и на бедре от ушиба.

Он сделал кровопускание один раз между лопаток и два раза на шее.

Он сделал три кровопускание между лопаток, когда съел, отравленную баранину. Он велел сделать тоже самое и своим сподвижникам, которые также отравились.

8. Когда один человек пожаловался ему на боли в голове, он сказал ему: « Сделай себе хиджаму!», ему пожаловались на боли в ногах, он сказал: « Покрась хной!» (Абу Дауд).

9. В «Сунане» Тирмизи приводится, что Салма Умм Рафи' служанка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказала: «Небыло ни одной царапины, ни раны, на которую он не наносил бы хну в лечебных целях (Тирмизи).

10. Он сказал: «Лечение ишиаса[182] - растопленный курдюк, который нужно пить каждый день натощак» (Ибн Маджа).

11. Относительно лечения запоров, при нужде расслабления стула он советовал: «Используйте сенну[183] и мёд, поистине в них лечение всех болезней кроме смерти» (Ибн Маджа).

12. Он сказал: «Используйте как сурьму исмид (чёрная сурьма), он улучшает зрение и способствует росту волос» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

13. Он сказал: « Кто съест с утра семь фиников высшего сорта, в этот день ему не повредит ни яд, ни колдовство»[184].

14. Он сказал: « Не заставляйте ваших больных есть или пить, поистине Аллах кормит и поит их» (Тирмизи, Ибн Маджа).

15. Он запретил Сухайбу финики, когда у него болели глаза, разрешив съесть лишь немного фиников. И запретил 'Али, когда у него болели глаза, употреблять свежие финики.

16. Он сказал: « Если в сосуд кого-либо из вас попадет муха, то погрузите её полностью, поистине в одном ее крыле болезнь, а в другом исцеление» (Бухари).

17. «Талбина[185] успокаивает сердце больного человека и уносит часть горя»[186].

18. Он сказал: « Употребляйте черный тмин, поистине в нем лечение от всех болезней, кроме смерти»[187].

19. Он сказал: «Убегайте от прокаженного человека, как ото льва» (Бухари). Также сказал: «Не приводите к здоровому человеку больного заразной болезнью»[188].

20. Среди делегации племени Сак'иф, прибывшей дать присягу, был один прокажённый человек, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам послал ему человека, велев ему передать: «Ты можешь возвращаться, мы приняли твою присягу» (Муслим).

2) Его руководство относительно духовного лечения:[189]

1.Он просил защиты Аллаха от джиннов и от сглаза, и велел читать рук'йа. (Муслим).

2. Он увидел рабыню, лицо которой было мрачным (тень от прикасания джинна), и сказал: «Сделайте ей рук'йу, на ней есть порча»[190].

3. Он спросил у одного из своих сподвижников, который прочитал «Фатиху» после укуса скорпиона и выздоровел: «Откуда ты узнал, что она является рук'ей?»[191].

4. К нему пришел один человек и сказал: «Вчера ночью меня укусил скорпион», тогда он сказал ему: « Если бы ты с наступлением ночи сказал: أَعُوذُ بِكَلِماتِ اللهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ, لَمْ تَضُرَّك

«Я прибегаю к Аллаху, совершенными словами Аллаха от зла того, что Он создал», то он тебе не причинил бы вреда» (Муслим).

3) Его руководство относительно лечения лёгким, полезным смешанным способом:[192]

1. Если человек жаловался на боль или у него была рана или гной, то он клал указательный палец на землю, затем поднимал его и говорил: بِسْمِ اللهِ تُرْبَةُ أَرْضِنَا, بِريقةِ بَعْضِنَا يُشْفَى سَقِيمُنَا, بإِذْنِ رَبِّنَا

«С именем Аллаха! Земля нашей страны вместе со слюной кого-нибудь из нас, исцеляет нашего больного с дозволения нашего Господа!»[193].

2. Один из его сподвижников пожаловался ему на боль, тогда он сказал ему: « Положи свою руку на часть тела, которая болит и скажи семь раз أَعُوذُ بِعِزَّةِ اللهِ وقُدْرَتِهِ مِنْ شَرِّ مَا أَجِدُ وأُحَاذِرُ

«Прибегаю к Аллаху и могуществу Его от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!» (Муслим).

3. Некоторым членам своей семьи, он прочитал две последние суры, провёл правой рукой и сказал:

اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أَذْهِبِ البَاسَ, واشْفِ أَنْتَ الشَّافِي, لَا شِفَاءَ إِلَّا شِفَاؤُكَ, شِفَاءً لا يُغَادِرُ سَقَمًا

«О Аллах, Господь людей, излечи его болезнь, исцели его. Только Ты излечиваешь, и никто, кроме Тебя, не может излечить. Дай же исцеление, которое не оставляет болезни»[194].

4. Если он навещал больного, то говорил: لَا بأسَ طهورٌ إنْ شَاءَ اللهُ«Не беда, очистишься с позволения Аллаха» (Бухари).

Оглавление

1- Руководство Пророка относительно очищения и справления нужды

2- Руководство Пророка относительно молитвы...............

3- Руководство Пророка относительно пятницы...............

4- Руководство Пророка относительно праздничных молитв

5 – Руководство Пророка относительно затмения..............

6 – Руководство Пророка относительно истиска................

7- Руководство Пророка относительно слатуль-хауф (молитвы при опасности)

8- Руководство Пророка относительно снаряжения покойника в последний путь

9- Руководство пророка относительно закята.....................

10 – Руководство Пророка относительно поста..................

12– Руководство Пророка относительно жертвоприношений хадиййи, дохиййи и ак'ик'и.

13- Руководство Пророка относительно купли – продажи и других отношений с людьми

14– Руководство Пророка относительно брака и семейной жизни

15– Руководство Пророка относительно еды и питья........

16 –Руководство Пророка относительно призыва:............

17– Руководство Пророка относительно зикра (поминания Аллаха)

18– Руководство Пророка относительно азана и его зикров

19– Руководство Пророка относительно зикра в месяц Зулхиджа

20- Руководство Пророка относительно чтения Корана...

21– Руководство Пророка относительно хутбы..................

22- Руководство Пророка относительно сна, пробуждения ото сна и ночных видений

23– Руководство Пророка относительно фитры.................

24– Руководство Пророка относительно приветствия и прошения позволения войти

25– Руководство Пророка относительно ведения разговоров, хранения молчания, следования логике и выбора слов и названий.........................................................

26– Руководство Пророка относительно ходьбы и сидения

27– Руководство Пророка и его сподвижников относительно саджды благодарности за радостное известие и устранении бедствия...........................................................

28- Руководство Пророка относительно устранения скорби беспокойства, грусти и печали

29– Его руководство относительно путешествия..............

30– Руководство Пророка относительно медицины, лечения и посещения больных

 


[1] С дозволения Аллаха, для получения возможности ознакомления с этой книгой людьми с разных концов света, в скором времени книга будет переведена на наиболее важные языки мира и выложена в интернет. ИншаАллах, вслед за этой книгой последует книга "خصائص الإسلامي ومحاسنه".

[2] زاد المعاد1/163.

[3] Бухари, Муслим.

[4] (Абу Дауд, Тирмизи и Ибн Маджа)

[5] زاد المعاد1/184.

[6] Вода равная наполненных двух ладоней среднего человека

[7] Тирмизий.

[8] Ритуальная чистота. Т.е. состояние при котором можно совершать молитву.

[9] Тайаммум – это ритуальное очищение без использования воды. Он заменяет вуду или г'усл в определенных случаях (примечание пер.).

[10] Хаким.

[11] Бухарий, Муслим.

[12] Муслим.

[13] Первый такбир.

[14] Муслим.

[15] Бухарий, Муслим.

[16] Бухарий, Муслим.

[17] Бухарий, Муслим.

[18] Абу Давуд, Тирмизий, Насаи, Ибн Маджа

[19] Муслим.

[20] Бухарий, Муслим.

[21] Муслим.

[22] Абу Давуд, Тирмизий, Ибн Маджа

[23] Бухарий, Муслим.

[24] Абу Дауд.

[25] Слово ''ма'сам'' означает то, что заставляет человека грешить, либо сам грех (пер.)

[26] Бухарий.

[27] Муслим.

[28] Бухарий, Муслим.

[29] Муслим.

[30] Бухарий, Муслим.

[31] Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа.

[32] زاد المعاد (1/353

[33] زاد المعاد (1/425)

[34] [34]زاد المعاد(1/433)

[35] [35] زاد المعاد (1/439)

[36] Абу Дауд.

[37] Абу Дауд.

[38] Бухарий, Муслим.

[39] Муслим.

[40] Бухарий, Муслим.

[41] زاد المعاد(1/510)

[42] زاد المعاد (1/479)

[43] Бухарий, Муслим.

[44] Состояние, в котором паломник на определенное время налагает на себя запрет совершать некоторые действия и поступки, которые являются дозволенными (халал) в обычном состоянии.

[45] Два куска материи, которые одевают паломники в состоянии ихрама в народе принято называть тоже ихрамом.

[46] زاد المعاد(1/485)

[47] Бухарий, Муслим.

[48] Тирмизий, Насаий, Ибн Маджа

[49] Муслим.

[50] زاد المعاد(1/498، 502)

[51] Абу Дауд.

[52] زاد المعاد (1/504)

[53] Муслим.

[54] Обязательный годовой налог (2,5%) в пользу бедных, налагаемый на людей с определённым достатком.

[55] زاد المعاد(2/5)

[56] Насаий.

[57] Бухарий, Муслим.

[58] زاد المعاد(2/18) , фитр садак'а отдаётся перед праздником рамадана(пер.).

[59] Мера объёма сыпучих тел, равная приблизительно 3кг.

[60] Абу Дауд.

[61] Человек, который не имеет достаточно средств на жизнь и пропитание (пер.)

[62] زاد المعاد(2/21)

[63] زاد المعاد (2/30)

[64] Муслим.

[65] Муслим.

[66] Муслим.

[67] Насаий.

[68] Муслим.

[69] زاد المعاد(2/82)

[70] زاد المعاد(2/86)

[71] زاد المعاد (2/96)

[72] Совершение хаджа и умры, входя в ихрам одновременно и для умры и для хаджа, при вхождении в ихрам для совершения такого вида хаджа верующий делает намерение и на хадж, и на умру. Сначала паломник совершает умру , а затем, не выходя из ихрама, хадж. Совершающему хадж-к'иран резать жертвенное животное так же является обязательным.

[73] Муслим.

[74] Абу Давуд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа.

[75] Бухарий, Муслим.

[76] Это 8-ое число месяца Зулхиджа. Днем тарвия он назван потому, что в этот день делались запасы питьевой воды для поения паломников в последующие дни и для прочих нужд (пер.)

[77] Муслим.

[78] Тирмизий.

[79] Бухарий.

[80] Насаий, Ибн Маджа.

[81] Бухарий, Муслим.

[82] Жертвенное животное, которое режут в территории харама, пригнав извне (пер.)

[83] Жертвенное животное, которое приносят в жертву вне харама (пер.)

[84] Жертвенное животное, которое режут в честь рождения ребёнка (пер.)

[85] زاد المعاد(2/285)

[86] زاد المعاد (2/289)

[87] Хаким.

[88] Бухарий, Муслим.

[89] زاد المعاد(2/296)

[90] Абу Давуд, Тирмизи, Насаий.

[91] Абу Давуд, Тирмизи, Насаий.

[92] زاد المعاد (1/154)

[93] Альбухарий, Муслим.

[94] Тирмизий.

[95] زاد المعاد(1/154)

[96] Насаий.

[97] Бухарий. Муслим.

[98] Абу Дауд.

[99] Тирмизий, Ибн Маджа.

[100] زاد المعاد (1/194)

[101] Абу Дауд.

[102] Бухарий, Муслим.

[103] Абу Дауд, Ибн Маджа.

[104] Абу Дауд, Тирмизий, Ибн Маджа.

[105] Вид развода во времена джахилии, когда муж говорит своей жене: «Ты для меня - как спина моей матери» (или сестры… т.е. нечто, к чему мне приближаться - противозаконно) – пер.

[106] زاد المعاد(1/142، 362)

[107] Муслим.

[108] Тирмизий.

[109] Муслим.

[110] Бухарий.

[111] Абу Дауд.

[112] Бухарий, Муслим.

[113] Бухарий.

[114] Тирмизий, Ибн Маджа.

[115] Муслим.

[116] زاد المعاد(2/366)، (4/209)

[117] Тирмизий.

[118] Для того, чтобы не превратился в вино

[119] Муслим.

[120] Тирмизий, Ибн Маджа.

[121] Муслим.

[122] زاد المعاد(3/11، 44)

[123] زاد المعاد (3/112)

[124] Бухарий, Муслим.

[125] Абу Дауд, Тирмизий.

[126] Абу Дауд.

[127] Свадебный подарок невесте, одно из обязательных условий для заключения брака – пер.

[128] زاد المعاد(3/141)

[129]زاد المعاد (3/143)

[130] Бухарий, Муслим.

[131] زاد المعاد (2/332)

[132] Бухарий, Муслим.

[133] زاد المعاد(2/235)

[134] Имеется в виду избавление от всего того, что может причинить человеку беспокойство в обоих мирах.

[135] Т.е. будешь защищён от зла любого врага.

[136] Бухарий, Муслим.

[137]زاد المعاد(2/336)

[138] زاد المعاد (2/361)

[139] زاد المعاد(2/371، 397)

[140] زاد المعاد (2/417)

[141] زاد المعاد (2/426)

[142] Бухарий, Муслим.

[143] زاد المعاد(2/423)

[144]زاد المعاد(2/417)

[145] Это когда муаззин произносит слова азана сначала низким голосом, а затем громким голосом (пер.)

[146] زاد المعاد(2/360)

[147] Произнесение слов «Ла илаха иллаллах»

[148] Произнесение слов «Аллаху Акбар»

[149] Произнесение слов «Алхамдулиллах»

[150] زاد المعاد(1/463)

[151] زاد المعاد (1/351)

[152] زاد المعاد(1/179)

[153] Испрашивание руководства Аллаха при наличии ситуации, не имеющей очевидного решения (пер.)

[154]زاد المعاد (1/149)

[155] Абу Дауд, Тирмизий.

[156] Бухарий, Муслим.

[157] Бухарий, Муслим.

[158] Бухарий, Муслим.

[159] Здесь, врождённое чувство чистоты тела (пер.)

[160] زاد المعاد (2/167)

[161] Бухарий, Муслим.

[162] Верхняя одежда с широкими рукавами (пер.)

[163] Платье, узкое спереди с разрезом сзади, для свободы движения, надевалась в пути и во время сражений (пер.)

[164] زاد المعاد (2/371)

[165] Бухарий, Муслим.

[166] Бухарий, Муслим.

[167] زاد المعاد(1/175, 2/320)

[168] Бухарий, Муслим.

[169] Бухарий, Муслим.

[170] زاد المعاد (1/161)

[171] Абу Дауд.

[172] زاد المعاد (4/180)

[173] Бухарий, Муслим.

[174] زاد المعاد (1/444)

[175] زاد المعاد(4/9)

[176] زاد المعاد (4/23)

[177] Бухарий, Муслим.

[178] Бухарий, Муслим.

[179] Бухарий, Муслим.

[180] Бухарий, Муслим.

[181] Бухарий, Муслим.

[182] Заболевание седалищного нерва, характеризующееся сильными болями в области поясницы, в задней поверхности бедра.

[183] Кассия (александрийский лист) – лекарственная трава (пер.).

[184] Бухарий, Муслим.

[185] Пища, которая приготовлена из муки или отрубей, к которой можно добавлять мёд.

[186] Бухарий, Муслим.

[187]Бухарий, Муслим.

[188] Бухарий, Муслим.

[189] زاد المعاد(4/149)

[190] Бухарий, Муслим.

[191] Бухарий, Муслим.

[192] زاد المعاد(4/171)

[193] Бухарий, Муслим.

[194] Бухарий, Муслим.