Жанр Фотопортрет
Начиная анализировать жанр «фотопортрет» хочу пару строк уделить термину портрет. Мною была найдена информация о том, что впервые , образцы, похожие собой на портретное изображение, встречаются в культуре Древнего Египта. Это были скульптурные изображения. За долгую свою историю существования, портрет имел как взлеты , так и падения. Но суть его при этом не менялась. Да, появлялись новые технологии, стили подачи, но главное свойство-отображение внешних характеристик, а порой и внутренних, на мой взгляд , осталось прежним.
Фотопортрет-это жанр искусства, такого его вида как художественная фотография. (Ворон 117) .Читая книгу Л.Ф. Волкова, хочется добавить то, что по мнению этого автора фотопортрет в первую очередь объективный документ жизни.
назначение художественного портрета -это раскрытие человеческого характера, сущности внутреннего мира , его эмоции и душевное состояние , наполняющее душу героя. Создать фотопортрет- означает сознательно и обдуманно изобразить ли личность. Выдвигая на первый план объектива именно человека , фотограф расширяет рамки своего творческого мышления. (ворон ст 117)
У американского фотографа Джо Зелтсмана, я нашла очень много нюансов портретной съемки, где он в первую очередь говорит о комофорте людей которых он снимает, особенно если это касается студийного портрета.
«У фотографируемого во время съемки не должно складываться ощущение того, что он делает что-то не так , и в этом ему должен помочь фотограф, не «мучая» модель , пробуя менять различные положения, а затем снова их меняя.»((джо. Зелтс. Классическое портретное фото, ст)
Однако, мне хочется отметить один важный момент, он заключается в том, что периодическая печать в первую очередь сфера не художественной коммуникации. Художественный портрет по своей сути более ориентирован на эстетическое представление человека, в печати более важен фат информационный, прагматический. (ворон ст 120)
Так же Воронов выделяет еще одно важное свойство публикации именно портретного изображения на страницах газет журналов, это свойство, как он пишет- «изображение человека в какой либо ситуации, обычно актуальной, имеющей социальную или политическую направленность. (ворон ст 120)
Выше мною было отмечено , что художественный портрет не является завсегдатаем на страницах прессы, поэтому большинство снимков в печатных сми представляют собой лишь внешнее с ним сходство. Они не выполняют основной задачи фотопортрета-они не выражают внутреннего мира героя. Фотоизображение человека в прессе ограничивается лишь односторонним показом, фиксацией в политическом или социальном ракурсе.(ворон)
Изучая статью С.В. Захарова, мы приходим к выводу о том, что фотопортрет-избыточный элемент ф классификации жанров фотожурналистики. Он пишет «мы привыкли, что крупноплановое изображение человека-портрет. Неважно, отображает это фотоизображение всю глубину внутреннего мира портретируемого или выглядит случайным, поверхностным».( http://cyberleninka.ru/article/n/fotoportret-kak-izbytochnyy-element-zhanrovoy-klassifikatsii-fotozhurnalistiki)Захаров подчеркивает тот факт, что фотопортрет способен растворится в таких фотожурналистских жанрах как фотоинформация, фотоиллюстрация, стать отдельной частью фоторепортажа и фотоочерка.
Я согласна с выводами Захарова, т. к. сейчас фотопортрет сейчас все более уходит в глубины других жанров. Он полностью поглощаяется ими. Но почему? Возможно главная причина этого следствия есть то, что он в газетных номерах выбит из рамок художественно сти. Именно она позволяет оформить свои владения портрету. Потеряв художественность на страницах прессы, портрет теряет свое оформление. Исчезает как отдельный жанр. По моему мнении, теория Захарова очень точно отражает реальную сторону фотопртрета сегодня, и многие факты ведут к тому, что фотожурналистика изживет из себя данный жанр.