Оплата труда как экономическая или правовая категории

 

Заработная плата на сегодняшний день является ключевым источником стимулирования, а также дохода сотрудников компании. Именно поэтому ее размер регулируется нашим государством, а также руководителями организаций. Заработная плата является частью общественного продукта. Именно в определенной денежной форме выдается сотрудников в соответствии с качеством и количеством затраченного им труда. Основной заработной платой является вознаграждение за выполненную работу именно в соответствии с определенными нормами труда, а это тарифные ставки и оклады, а также различные сдельные расценки. Что же касается дополнительной заработной платы, то это вознаграждение за труд свыше определенной, а также за различные трудовые успехи, особые условия труда, а это доплаты и надбавки, а также компенсационные выплаты.

Вообще при выплате заработной платы предприятия обязано извещать именно в письменной форме каждого сотрудника: о частях его заработной платы; о размерах прочих сумм, которые ему начислены; о размерах, а также основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, которая подлежит выплате.

Хотелось бы отметить, что в Российской Федерации заработная плата в первую очередь регулируется Трудовым Кодексом РФ [3], а также различными нормативно-правовыми актами. Таким образом, заработную плату можно охарактеризовать как определенный источник стимулирования работников к труду.

Можно сказать, что так называемая Генеральная Конвенция Международной Организации Труда, которая была созвана в Женеве, а также собравшаяся там в 1949 году, решила принять некоторые предложения относительно защиты заработной платы. В данной Конвенции такой термин, как «заработная плата» означает в не зависимости от названия, а также метода исчисления любое вознаграждение или же заработок, который может быть исчислен в деньгах, установлен соглашением или же национальным законодательством. Данный заработок предприниматель должен выплатить на основе письменного, а также устного договора.

Заработная плата, которая выплачивается именно наличными деньгами, будет выплачиваться только в деньгах, которые имеют законное хождение. Что же касается выплаты в форме векселей и бон, а также купонов или же в прочей форме, которая предназначена для замены денег является запрещенной. В Конвенции говориться о том, что так называемая компетентная власть может предписать или же разрешить выплату заработной платы различными банковскими чеками, а также почтовыми переводами, если же такая форма оплаты является принятой в обычной практике. Также это допускается из-за особых обстоятельств, а также, если коллективный договор, решение арбитражного органа предусматривают это. Если же отсутствуют данные постановления, но заинтересованный трудящийся является согласным на это, то такие выплаты также разрешаются.

Таким образом, Женевская Конвенция определяет заработную плату как некоторое вознаграждение, которое должно быть исчислено именно в деньгах.

Законы Российской Федерации ежегодно устанавливают уровень минимальной заработной платы. Ниже этой суммы работодатель не имеет права платить работнику, он также не имеет права ограничивать максимальный размер заработной платы – все надбавки, поощрения и тому подобное должны начисляться сверх установленного минимума. В остальном закон не ограничивает работодателей, они имеют право самостоятельно устанавливать: систему оплаты труда; вид оплаты труда; размеры окладов и тарифных ставок; порядок и величину премирования.

Все решения работодателя, касающиеся заработной платы, должны быть зафиксированы во внутренних документах предприятия: правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре, коллективном договоре, Положении о премировании, Положении об оплате труда и тому подобном. Каждый работник предприятия должен быть ознакомлен с этими документами.

Следует также отличать заработную плату от оклада. Оклад – это та сумма, которая устанавливается работнику согласно штатному расписанию и составляет как бы основную часть заработной платы, а собственно зарплата – это то, что работнику начисляется с учетом всех положенных надбавок и удержаний, например, таких как: [4] налог на доходы физических лиц; надбавка за стаж; районный коэффициент; премирование по итогам расчетного периода; дополнительное премирование в связи с профессиональным праздником или иной причиной; удержание средств, которые работник не сдал вовремя в кассу либо должен компенсировать за причиненный предприятию материальный ущерб; социальные выплаты.

Хотелось бы отметить, что ключевой проблемой государственного управления на сегодняшний день является именно проблема регулирования в области труда. Можно сказать, что в конце прошлого столетия особый интерес к изучению различных проблем в области занятости существенно увеличился среди теоретиков и практиков, он стал основываться на совершенно новых концептуальных подходах, а также учете опыта мировых государств с развитой рыночной экономикой.

Вообще государство со времени появления данного политического института выполняло и выполняет, а также, конечно же, будет выполнять различные хозяйственные функции. Ключевой из них является разработка, а также задание так называемых «рамочных правил игры», обеспечение определенных гарантий выполнения всех законных договорных обязательств между предприятиями и работниками на рынке труда. [5]

Полностью отказавшись от тотального огосударствления в момент перехода к совершенно новой форме хозяйствования, государство, не может, а также не должно уходить с рынка. Ни в одном современном государстве с развитой рыночной экономикой государство никогда не ослабляло своих регулирующих функций.

Для содействия продуктивной занятости населения государство должно заниматься: разработкой определенных мер финансово-кредитной и инвестиционной, а также налоговой политики, которые, в первую очередь, направленных на четкое и рациональное размещение производительных сил, увеличение мобильности трудовых ресурсов на рынке труды, развитие самостоятельной и временной занятости; правовым регулированием в области занятости именно на основе соблюдения всех законных прав, интересов граждан, а также соответствующих государственных гарантий; разработкой и реализацией, как федеральных, так и территориальных программ активного содействия занятости населения; формированием государственной службы занятости населения.

На различные государственные органы по занятости и труду сегодня возложено предупреждение массовой, а также сокращение длительной безработицы; поощрение тех работодателей, которые сохраняют действующие и создают совершенно новые рабочие места для людей, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих определенные трудности в поиске работы.

Рассмотрим регулирование заработной платы со стороны государства.

Вообще государственное регулирование зарплаты является целостным комплексом мер, действий, которые применяются современным государством для коррекции, а также установления достаточно стабильного уровня цен, справедливого распределения всех доходов. С помощью регулирования заработной платы, государство может изменять доходы всего населения, а значит определенный уровень жизни населения. Все это приводит к росту или же снижению общих расходов покупателей, а значит, объемов потребления различной продукции. [6]

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что ключевой задачей государства сегодня, при регулировании определенных денежных доходов, является обеспечение потребления каждым человеком не ниже некоторого минимального набора продукции, который лежит в основе так называемого прожиточного минимума.

Именно поэтому представляется правомерным рассмотрение ключевых методов государственного регулирования зарплаты, а также потребления всего населения.

Хотелось бы отметить, что для регулирования зарплаты сегодня государство применяет меры директивного или прямого, а также индикативного или косвенного регулирования зарплаты. Рассмотрим данные меры более подробно.

Вообще директивное воздействие государства состоит из следующих элементов: установления определенного минимального размера оплаты труда, то есть МРОТ; установления минимального и максимального размера надбавки к зарплате; установления определенного порядка индексации зарплаты; определения некоторого порядка оплаты труда сотрудников федеральных государственных учреждений, а также работников государственных учреждений субъектов России, муниципальных образований.

Что же касается индикативного воздействия государства, то на сегодняшний день оно включает в себя следующее: четкий контроль инфляции, а также эмиссии денежных средств, валютного курса; установление определенных ставок налогообложения, как для физических, так и для юридических лиц; разработка различных тарифно-квалификационных справочников для определенных видов деятельности.

На сегодняшний день государство может прямо регулировать зарплату лишь на предприятиях, а также в учреждениях, которые к нему относятся. Что же касается остальных случаев, то здесь государство оказывает определенное индикативное воздействие. Можно сказать, что сегодня в частном секторе зарплата определяется именно на рыночной основе, то есть в зависимости от производительности труда, а также некоторого соотношения между спросом, предложением на рабочую силу.

Основным действенным методом государственного регулирования зарплаты является именно законодательное установление минимального размера заработной платы. Она обеспечивает минимальную, однако достаточную, величину потребления продукции, служит определенной основой установления оплаты труда работника с низкой квалификацией. Определенный Размер минимальной заработной платы, в первую очередь, зависит от уровня благосостояния всего общества, а также проводимой в стране социальной политики.

Хотелось бы отметить, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) является устанавливаемым федеральным законом размером месячной зарплаты за труд неквалифицированного сотрудника, полностью отработавшего определенную норму рабочего времени при выполнении не сложных работ в нормальных условиях. [7]

Именно в соответствии с действующим трудовым кодексом РФ по статье 133 минимальный размер оплаты груда на сегодняшний день устанавливается абсолютно на всей территории РФ законом. Он не может быть меньше размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Вообще в качестве определенного прожиточного минимума на сегодняшний день принимается стоимость минимально необходимого набора различных продуктов питания, услуг. Данная стоимость характеризует нижнюю границу уровня жизни, обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в определенные кризисные моменты экономики. Сроки и порядок изменения минимальной зарплаты до размера прожиточного минимума, определенный механизм изменения, который гарантирует выплату минимальной зарплаты в некотором размере, устанавливаются федеральным законом.

Рассмотрим индексацию заработной платы. Можно сказать, что она определяется, как повышение номинальной заработной платы по мере инфляционного увеличения цен на потребительские товары и услуги на протяжении какого-либо периода времени. Данное повышение направлено на поддержание, а также восстановление покупательной способности занятого населения. На сегодняшний день есть 2 ключевых типа индексации, а это ретроспективная, а также упреждающая индексация. Ключевыми официальными источниками индексации доходов в РФ являются: для бюджетной сферы – это различные бюджеты всех уровней; для пенсионеров – это Пенсионный фонд России; для пособий – это Фонд социального страхования России, а также федеральный бюджет; для различных малообеспеченных категорий населения – это определенные средства на компенсации, а также льготы из муниципальных бюджетов и фондов социальной защиты населения; для занятых в частном секторе экономики – это определенные финансовые средства предприятий.

Определим ключевые варианты индексации зарплаты. Они могут быть следующими: долевая; пропорциональная; пропорционально-долевая. Очевидным является, что при определенной пропорциональной индексации невозможно говорить о том, что увеличение стоимости жизни и снижение текущего потребления в большей мере компенсированы сотруднику с низкими доходами. Что же касается долевой индексации, то можно сказать, что она достаточно резко уменьшает диапазон окладов сотрудников высшей, а также низшей квалификации. Определенный вариант пропорционально-долевой индексации существенно смягчает негативные черты рассмотренных выше вариантов. Конечно же, пропорционально-долевая индексация постепенно уменьшает диапазон тарифных ставок, а также окладов. Используя этот вариант, целесообразным является время от времени корректировать применяемые тарифные сетки, а также схемы должностных окладов, для обеспечения обоснованного уровня и дифференциации заработной платы.

Также определенным элементом государственного регулирования зарплаты является налог на доходы физических лиц или НДФЛ. Он взимается со всех физических лиц, которые на сегодняшний день имеют доход. Большая часть НДФЛ, а это преимущественно зарплата рассчитывается, а также удерживается, перечисляется в бюджет фирмой-работодателем. Определенные доходы от продажи имущества должны декларироваться физическим лицом самостоятельно.

К основным формам государственного регулирования трудовых отношений на законодательном уровне следует отнести: [8] провозглашение в Конституции основных прав трудящихся и их организаций; законодательство, регулирующее взаимоотношения работодателей с наемными работниками, включая порядок урегулирования конфликтов; законодательство об охране труда; законодательство о профсоюзах.

Законодательно-нормативная база трудового права России включает: федеральные законы Российской Федерации; подзаконные акты органов исполнительной власти; локальные нормативно-правовые акты (коллективные и трудовые договоры). Особое место среди источников российского трудового права занимает Конституция Российской Федерации, которая законодательно закрепляет: [9] свободу труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд в размере не ниже минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом; право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием способов их разрешения, установленных федеральным законом; право на отдых.

В соответствии с положениями статьи 11 ТК РФ все работодатели в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется (статья 5 ТК РФ): [10]

1. Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

2. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также принимаемыми на уровне учреждения и (или) иного участника бюджетного процесса коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Согласно общим правилам установленный трудовым законодательством порядок распространяется на трудовые отношения с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства. [11]

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день государственное регулирование зарплаты является особенно необходимой процедурой. Она помогает избежать различных проблем во всем обществе, увеличить уровень жизни государства в целом, а не его отдельных граждан. Можно сказать, что государственное регулирование в РФ, в первую очередь, должно быть направлено именно на преодоление дифференциации доходов разных слоев российского общества. Эту проблему можно разрешить с помощью ввода системы прогрессивного налогообложения. На сегодняшний день государство осуществляет регулирование всего национального рынка с помощью установления цен и предоставления льгот, различных субсидии и компенсаций. Все это дает возможность достичь определенного равновесия на макро- и микроуровне.