Вопрос 59. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства.

Государство призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряжённости в обществе. Однако слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающих всё больше помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.

Таким образом, тут неизбежно возникает противоречие между эффективностью производства и равенством доходов .

 

Показатели неравенства распределения доходов в обществе :Первый из них - графический, а второй – цифровой.

Графический показатель.Все события, отражающие на графике изменения в распределении доходов, происходят в рамках треугольника KLM, и здесь можно выделить три ситуации. Первая - это теоретически воображаемое положение абсолютного равенства, при котором 20% всех семей имели бы и 20% всех доходов, 40% семей - 40% доходов, 60% семей - 60% доходов и 80% семей - 80% доходов. Такой идеальный расклад всех доходов представляет прямая линия гипотенузы KL (биссектрисы, или диагонали, угла осей координат) поэтому всю лежащую под ней площадь треугольника KLM можно условно назвать "зоной равенства". Вторая ситуация тоже крайняя и опять-таки только воображаемая, -это абсолютное неравенство: когда 1% семей имеет все 100% дохода (катет ML), а остальные не имеют ничего (катет МК). Наконец, в отличие от первых двух третья ситуация вполне реальна, поскольку она означает фактическое неравномерное распределение доходов в обществе. Его-то и демонстрирует кривая Лоренца. Однако фактическое распределение переменчиво, поэтому кривая "ходит" между гипотенузой и катетами, становясь то более выпуклой и ближе к катетам (больше неравенства), то прямее и ближе к гипотенузе (меньше неравенства). Иными словами, чем больше разрыв между кривой и гипотенузой KL ("зона неравенства"), тем больше неравномерность в распределении доходов среди населения.

Цифровой показатель. Через индекс Джини Он представляет собой коэффициент, который определяется отношением площади "зоны неравенства" ко всей площади треугольника KLM ("зоны равенства"). При этом значения индекса Джини изменяются в пределах от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). Таким образом, чем ближе наш коэффициент к единице, тем больше дифференциация доходов в обществе, выше их концентрация в немногих руках, и наоборот. Для наглядности приведём ряд конкретных данных.

 


60. Ограниченность механизма рыночного саморегулирования. Синтез рыночного и государственного регуляторов.
Говоря о механизме действия рынка, следует иметь в виду, что он - не всемогущ. На определенном этапе развития сама рыночная система разрушает свою основной признак - свободную конкуренцию, и развиваются процессы самоторможения, которые делают невозможным нормальное общественное, воспроизведения. Иначе говоря, речь идет об определенных негативные последствия рыночного саморегулирования. Назовем лишь некоторые из них.
Развитие рыночной экономики в условиях свободной конкуренции неизбежно приводит к высокой концентрации и централизации производства и капитализма порождает монополию. Последние подавляют свободную конкуренцию, поскольку контролируют цены, навязывают свои условия рынку с целью получения высоких прибылей. Все это парализует и разрушает созданный веками рыночный механизм свободной конкуренции, который обеспечивал прогрессивное развитие производительных сил.
Рыночные отношения неизбежно приводят к безработице. Образование относительно избыточного населения - это следствие рыночного критерия оценки занятости. Рыночная экономика требует наличия безработицы, т.е. незанятого населения. Наличие безработицы обеспечивает предпринимателям большую прибыль, поскольку дает возможность уменьшать заработную плату занятой части населения, увеличивать продолжительность рабочего дня и интенсивность труда, ограничивается предложение товаров, чтобы не допустить снижения цен .
Рыночная экономика не может обеспечить полное использование материальных ресурсов. Об этом свидетельствует циклическое развитие производства. На фазе кризиса разрушаются производительные силы общества. Даже в период подъема экономики хроническим стало неполное использование производственных возможностей.
Рынок дает только информация о текущих экономических проблем. Например, о необходимости уменьшения себестоимости продукции, повышения производительности труда.
При рыночной экономике отсутствует возможность воспроизведения в отраслях, которые не дают прибыли, но продукция которых крайне нужна обществу. Например, во всех странах сельское хозяйство является убыточным. Рыночный механизм неизбежно приводит к росту цен на продукцию сельского хозяйства.
Рынок не может обеспечить даже простое воспроизводство в сфере общественных товаров и услуг. Общественные товары - это товары, которые потребляются совместно всеми членами общества, т.е. это общественный транспорт, система образования и здравоохранения, оборона, управление, охрана правопорядка .
Рыночный механизм оказывается неспособным воспроизвести состояние окружающей среды. Попытки частных фирм избежать решения экологических проблем в процессе своей деятельности и за счет этого сокращать издержки производства приводит к экологической кризисам.
Рыночная экономика не только не в состоянии учесть потребности
всего населения, но и постоянно расслаивающей общество на богатых и
бедных и этим создает угрозу своему населению.
И так рыночный механизм имеет определенные границы своего действия. Его эффективное функционирование возможно только при условии активного государственного регулирования экономики.
Для воздействия на экономические процессы в странах с рыночной экономикой создается государственное предпринимательство и используется краткосрочное и долгосрочное государственное регулирование экономики.
Государственное предпринимательство развивается на основе государственной собственности, которая образуется путем строительства новых предприятий за счет госбюджета и вследствие национализации, то есть покупки предприятий у владельцев Государство может быть собственником значительной части капитала, что позволяет полностью управлять предприятием или иметь относительно небольшой частью капиталу.
Государственное предпринимательство создается главным образом в тех отраслях, которые частный сектор развивать не хочет, поскольку они мало прибыльные: общественный транспорт, образование, здравоохранение, учебные заведения, детские дома .
Краткосрочное регулирование экономики представляет собой воздействие государства на производство с целью получения последствий в течение года. Это регулирование используется, например, для влияния на фазы промышленного цикла, для уменьшения темпов инфляции и др.Основными средствами краткосрочного регулирования экономики является налоговая политика, регулировании цен и доходов, государственные замовлення.
Налоговая политика государства проявляется в изменении ставки налогов с целью стимулирования или ограничения тех или иных процессов .Например, изменив ставку налога на прибыль, государство может повлиять на процесс накопления и спрос на средства производства. Изменяя подоходный налог и акцизный сбор, государство влияет на спрос на товары.
Путем введения или отмены налоговых льгот для, предприятий какой-либо отрасли государство оказывает влияние на процесс восстановления средств труда, спрос на них и состояние дел в машиностроении.
Кредитную политику государство использует для регулирования рыночной экономики через механизм удорожание или удешевление кредита. Удорожание кредита используется для ограничения инвестиционной активности, удешевление кредита - для стимулирования расширения и обновления виробництва.
Регулирование цен и доходов государство осуществляет многими путями, в том числе и путем воздействия через налоговую и кредитную политику.
Но такое воздействие не всегда является эффективным. Поэтому государство довольно часто осуществляет прямое регулирование цен и доходов и устанавливает над ними контроль.