ЛЮДИ. ЗВЕРИ. ПТИЦЫ
I. Зачин класса — рапорт дежурных. Зачтение классного дневника. Сообщение совета.
II. Тренинг. Полукруг, комбинации со стульями, перегруппировки. Упражнение «воскресник» в классе. Песня под «дирижера». Перемена позиции в полукруге по цвету волос, по цвету обуви, по последней букве имени, по росту, по возрасту (под счет хлопков класс устраивается в полукруге, допустим, по цвету волос — от светлых до самых темных). Выбрать объект в полукруге и дать ему незримый сигнал — позвать, поднять с места, дать еще какую-то команду. Счет пальцев. Ритмы (класс повторяет хлопками заданные ритмы). Освобождение мышц —от кисти до ступни. Интересный факт и мячи (изложить, как это делал бы теледиктор). Вспомнить прожитый день. Упражнения с репродукциями. (Разнообразные комбинации на запоминание порядка их показа, авторов, названий. Пересказ содержания той или иной репродукции. Ассоциативные истории, рожденные репродукциями и т. д.).
«Зверинец» (что, если бы мы были звери, рыбы, птицы...). Оправдание брошенной в полукруг вещи, допустим мяча. А что, если это яблоко или клубок шерсти, краюха хлеба, персик? Оправдание жеста, поз, т. е. «что бы я в жизни мог делать, будучи например, в такой-то позе». Поза возникает в момент остановки по хлопку после быстрой ходьбы или бега по классу.
III. Просмотр этюдов на «Домашнюю работу» и на «Три слова».
IV. Новое задание: экскурсия к Марсову полю. Этюд с «музыкальным моментом». Интересный факт. Прочесть «Этику» К. С. Станиславского, выписать девизы для себя и класса, подготовиться к обсуждению книги.
V. Вопросы студентов.
VI. Беседа.
На этом уроке мы подробно остановились на анализе показанных этюдов. В результате были сделаны следующие выводы.
Этюд необходимо называть и в названии определять суть происшедшего, т. е. событие. Это сделать непросто — этому придется учиться все годы. Вход в этюд должен быть откуда-то. В этюд мы приходим из жизни и уходим в жизнь. Правда в этюде начинается с веры в среду — где это происходит? Поэтому необходимо знание «географии» места действия — где дом, где лес, где озеро? И т. д.
В этюде времени необходимо тратить ровно столько, сколько требует правда данного факта. И энергии затрачивать ровно столько, сколь-ко требует данное дело. Время и энергия, затраченные в этюде, критерии правды. Лишнее время и лишняя энергия — ложь.
В этюдах на «Три слова» важно, чтобы все названные слова — «письмо, вода, огонь» были логически увязаны и возникали в истории этюда естественно, по потребности. Скажем: «Я прихожу домой, открываю дверь и вижу под дверью подложенный конверт. Что это? Я жду письмо, но этот странный способ... Поднимаю конверт. Он не запечатан. Как-то тревожно стало, даже нехорошо... Надо выпить воды. Выпил. Как будто бы отлегло. Достаю письмо. Читаю. В нем только адрес и просьба уничтожить записку. Кто это? Зачем? Зажигаю свечу и на огне уничтожаю письмо. Идти по указанному адресу или нет? Решаю идти».
В беседе особое место отведено новому упражнению «Зверинец, аквариум, птичий двор».
Мы предлагали студентам в начале первого месяца посетить зоопарк. А теперь вводится в программу новая серия упражнений, едва ли не самая увлекательная — ведь имение в ней начинающий артист делает первые шаги по пути, в конце которого маячит желанное перевоплощение.
Это может быть слишком звучно для ученического упражнения, но в нем действительно содержатся многие элементы профессии, в самом полном ее смысле. Упражнению должен предшествовать обязательный поход в реальный зверинец, осмотр аквариума и т. п. Студентам предлагается вспомнить свой поход в зоопарк во всех подробностях, шаг за шагом, не прерывая внутренней киноленты видений, и уж затем попробовать делом ответить на вопрос: как бы я вел себя, если бы был определенным зверем, рыбой, птицей.
По мере работы от занятия к занятию условия этого упражнения могут усложняться, включая постепенно общение с другими обитателями зоопарка, переходя в этюд.
Еще одно важное новое упражнение, предложенное в тренинге,— оправдание позы, жеста, предмета выполнить несложно, если работает фантазия и воображение. Допустим, рука поднята вверх. И надо оправдать эту пока ничего не значащую позу. Что бы я мог делать в жизни, «если бы»... Может быть, вывинчиваю лампу, так как она перегорела, а может быть, определяю направление ветра, может быть, пытаюсь сорвать яблоко... Этих «может быть» множество — нет предела воображению, которое питается жизнью. Оправдать — это значит наполнить жест, позу, факт, поступок правдой вымысла, поверить в это «если бы» и рожденное подчинить определенной цели (зачем я это делаю), т. е. начать действовать.
В упражнении на оправдания нельзя останавливать процесс движения — цепную реакцию воображения. Вывинтил лампу. Проверил ее. Оказывается она цела. Что же случилось? Наверно, перегорели пробки. Занялся пробками и т. д. до тех пор, пока педагог не остановит упражнение.
Способность к оправданию каждого шага на сцене определяет многое. В этом и живость воображения, и чувство правды, а также самое тонкое в нашем воспитании — способность к импровизационности, т. е. умению действовать (воспринимать, оценивать, совершать) сейчас, здесь, в данный момент. Оправдание сегодня позы, жеста, движения, факта, предмета завтра оборачивается оправданием логики роли — вскрытием поведения человека в данных предлагаемых обстоятельствах, живым ощущением жизни роли. Подобные упражнения необходимо придумывать самим и заниматься ими дома.
Вообще очень полезно изобретать всяческие упражнения тренинга, надо только уловить их внутреннюю природу и использовать воображение и фантазию. У нас есть даже задание студентам:, придумать упражнение. Каждый из вас найдет свои, размножит и усовершенствует их.
Очень трудно здесь охарактеризовать все упражнения и рассказать, как они применяются, в каких ситуациях, в каких случаях эффективны, в каких менее, когда «назначаются» индивидуально. Упражнения избираются жизнью, проверяются и, что называется, оседают в положительном опыте. И то упражнение, которое устойчиво осело в положительном опыте, должно быть описано: и по содержанию, и по способу употребления, и по назначению тому или иному лицу. Как в, фармакологии: создающиеся лекарства описываются и по составу, и по способу употребления, и по назначению в том или ином случае.
Подытоживая урок, делаем замечания по зачину и показанным этюдам.
Зачин тоже упражнение, он не может быть неряшливым и .должен исполняться по законам, которыми мы руководствуемся на уроках. Зачин —это самостоятельный тренинг учащихся, мостик к занятиям с педагогами, настройка на творчество.
Об этюдах. В упражнении «машинка» мы не раз печатали текст:
«Над вымыслом слезами обольюсь». Эти слова А. С. Пушкина должны стать законом творчества, который надо учитывать и в этюдах. Тема этюда должна волновать — это ведь главное в творчестве (так что не берите пустяковых поводов для этюдов). Этюд — средство вспомнить жизнь, но воображение использует такие впечатления жизни, которые существенны, которые вызывают волнение — «над вымыслом слезами обольюсь». Повод высказывания — основное в творчестве.
В этюде, как и в упражнении, мы должны двигаться к цели. Движение — основной закон жизни. Без цели нет процесса. Процесс достижения цели и есть движение.
Этюд по репродукции не должен иллюстрировать нарисованное, это не инсценировка рисунка: изобразим, мол, как запорожцы пишут письмо турецкому султану. Репродукция вызывает ассоциации, напоминает что-то прожитое —это и должно лечь в основу этюда. Скажем, картина Перова «Птицелов». Вспомнилось, как когда-то в детстве вы разорили гнездо, влезли на дерево и вынули из гнезда птенцов, а потом... такой этюд нам и нужен.
Вне физического самочувствия нет правды. Физическое самочувствие это тоже предлагаемое обстоятельство — а что
было бы со мной, если бы я действовал: борясь со сном, в очень жаркий день или, напротив, в холод, преодолевал усталость и т. д.
Возраст играть нельзя. Возраст—фактически разновидность физического самочувствия, разновидность ситуаций, а что «если бы» у меня были слабые ноги, плохо сгибался позвоночник... и т. д. Снова напоминаем: название этюдов должно характеризовать суть случившегося.