КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Дислексия— частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Доминантное полушарие— полушарие, преобладающее в активности.
Кинезиологические упражнения— комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Минимальная мозговая дисфункция— небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Межполушарное взаимодействие— особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Мозолистое тело(комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Моторика— развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
Персеверация— навязчивое повторение одних и тех же движений.
Сензитивный период— период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.
Синкинезии— дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Сукцессивные функции— последовательные функции.
Функциональная асимметрия полушарий— распределение психических функций между правым и левым полушарием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М., 1974.
2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
4. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
5. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.
6. Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.
7. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.
8. Еремеева В.Д. Типы латеральное™ у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии.1989. № 6.
9. Ермаков /Т.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.
10. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4.
11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
13. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.
14. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.
15. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
16. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
17. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.
18. Фроленкова Т. В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус, 2000. № 7.
19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.