КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Дислексия— частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющих­ся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие— полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения— комплекс движений, по­зволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, че­рез которые полушария обмениваются информацией, про­исходит синхронизация работы полушарий.

Минимальная мозговая дисфункция— небольшая врожден­ная неравномерность развития отдельных мозговых функ­ций, не затрагивающая интеллекта и умственных способ­ностей.

Межполушарное взаимодействие— особый механизм объ­единения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтоге­незе.

Мозолистое тело(комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полу­шария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика— развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация— навязчивое повторение одних и тех же дви­жений.

Сензитивный период— период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к фор­мированию определенных умений, навыков и способнос­тей.

Синкинезии— дополнительные движения, которые в не­произвольной форме агломерацированы к самим движени­ям, которые исполняются либо преднамеренно, либо авто­матически (например, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции— последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий— распределение психических функций между правым и левым полушарием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М., 1974.

2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

4. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

5. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.

6. Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.

7. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.

8. Еремеева В.Д. Типы латеральное™ у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии.1989. № 6.

9. Ермаков /Т.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.

 

10. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4.

11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

13. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.

14. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.

15. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

16. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

17. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.

 

18. Фроленкова Т. В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус, 2000. № 7.

19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.