Ленин после 1905 г.: евреи — самый затравленный народ

Дело в том, что революция 1905 г. побудила Ленина пересмотреть свой ана­лиз, хотя он по-прежнему сражается с идеей об организации партии на федера­тивных началах. С одной стороны, погромы, которые сопровождали эту рево­люцию, подтолкнули его к признанию существования еврейского народа. С дру­гой стороны (и это главное), в условиях спада революционной волны выявилась та опасность, которую могли бы представлять для империи национальные дви­жения или, по крайней мере, революционные сражения на ее окраинах, напри­мер на Кавказе, в Тифлисе, в Баку, среди латышей. Ленин видел, что на перифе­рии империи не прекращаются вооруженные партизанские действия, и он мог проникнуться убеждением (имея или не имея на то реальные основания), что именно там открываются наибольшие возможности для развертывания насиль­ственной революции. Отсюда — двуединая стратегическая задача, которую ис­следователи из школы университета в Пало-Альто назвали бы «двойным обяза­тельством» (double bind), т. е. необходимостью одновременно подчиняться двум противоречащим друг другу приказам. Стратегические соображения диктуют необходимость иметь единую и централизованную партию, но по соображени­ям, которые также относятся к стратегическому уровню, следует поощрять на­циональную борьбу, носящую децентрализованный характер.

Эта проблема встает в отношениях с грузинами, армянами, поляками, латы­шами, но особый характер она приобретает, когда касается евреев. Не углубля­ясь в социологию еврейства Российской империи, напомним, что оно сосредо­точено в зоне принудительной оседлости, которая (огрубление) тянется от Чер­ного до Балтийского моря, от Одессы до Вильно. Евреи живут там преимущест­венно в городах, где иногда составляют большинство населения, основную часть рабочих и мелких ремесленников. Именно отсюда питает свою силу (имеющую и другие источники) Бунд, классовая партия, созданная на национальной осно­ве. Он конкурирует с русской и польской социал-демократическими партиями, самой логикой своего существования создавая препятствие на пути организаци­онного объединения социал-демократического движения.

После смертоносной вспышки антисемитизма в 1905—1907 гг. Ленин отка­зывается от своих прежних выводов, подчеркивает, что евреи являются «наибо­лее угнетенной и затравленной нацией». Но он сортирует «еврейскую нацио­нальную культуру», отбирая в ней универсалистские черты, которые отражают­ся в широкой вовлеченности евреев в революционное движение, и отвергая «куль­туру раввинов». Парадокс очевиден: Ленин хвалит евреев за содержащиеся в их культуре «великие всемирно-прогрессивные черты» и осуждает евреев за их ре­лигиозную обособленность. Короче говоря, он аплодирует евреям за то, что они наиболее восприимчивы в рабочей среде к большевизму, за их сходство с други­ми, нееврееями.

Что же касается лозунга «культурной автономии», который бундовцы сдела­ли своим лозунгом и который восприняли в 1910-х гг. некоторые меньшевики, то Ленин его отвергает. Если действовать «на австрийский манер», то надо было бы обеспечить каждую национальность особыми культурными институтами,

XII.

XII. Государство-нация

т. е. практически своими собственными школьными системами; например, в та­ком городе, как Москва, должны были бы существовать наряду с русскими шко­лами также школы грузинские, армянские. Ленин яростно выступает против разделения государственного школьного дела по национальностям. Заявляя о себе как о стороннике права наций на самоопределение, он вполне согласен с тем, чтобы учащимся, которые того пожелают, преподавался бы, скажем, гру­зинский язык, но — не в особых учебных заведениях. Ибо, с его точки зрения, разделение государственных школ по национальному признаку ослабило бы пролетариат, раздробляя его. Когда же Ленин на конференции в Праге в 1912 г. берет власть в Российской социал-демократической рабочей партии и создает большевистскую партию (группку, которой необходимо набрать сторонников), то отсутствие в Праге представителей центральных комитетов латышских и поль­ских эсдеков, а также Бунда вызывает у него лишь ярость. Масла в огонь подли­вает известие о том, что требование «национально-культурной автономии» мень­шевики включили в программу своей группы в Думе (консультативном парла­ментском органе, созданном после революции 1905 г.).