IX. СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Способ коммуникации может быть описан как динамичная система, включающая средства коммуникации и формы присвоения этих средств индивидами, группами, институтами. Очевидно, следует включить в средства коммуникации те из них, которые служат для перемещения материальных объектов, а также те, по которым движется информация (в обычном смысле этого слова). В данной главе основное внимание будет уделено средствам передачи информации — по причине эмпирического характера, исходя из той роли, которую, как кажется, играют такие средства в социальных системах, где господствует промышленная форма производства, а также по причине концептуального плана: категория господства, наряду с категорией действия и организацией, позволила выявить значение передачи информации в политических процессах.
Как представляется, в качестве политического ресурса способны выступать три крупных вида средств передачи информации: образный, устный и письменный. Но средства коммуникации, взятые сами по себе, значат меньше, чем те отношения, которые поддерживают с ними различные социальные группы. Сосредоточены ли такие средства в чьих-то руках или распространены повсеместно? Являются ли они в одинаковой степени предметом присвоения для различных социальных групп или полностью принадлежат аппаратам господства, которые монополизируют также право на насилие? Само по себе средство коммуникации не содержит социального смысла или значения, имеющего всеобщий и непреходящий характер. Конечно, на закате Средневековья и на заре Возрождения образы играли в европейском обществе гораздо большую роль, чем в сегодняшнем мире, где их теснят письменность и всеобщая грамотность. Театр в Англии елизаветинской эпохи не имел того положения, которым он обладал в античной Греции или на Бали (этот индонезийский остров можно было бы назвать государством-театром) (см. гл. XI, с. 340).
Разумеется, следует остерегаться техницистской идеологии, с позиций которой техника решает все. Можно тем не менее задаться вопросом: не связаны ли способы коммуникации с природой политических систем? С несколько наивной резкостью, которая была свойственна первым представителям дюркгеймов-ской социологической школы, Морис Хальбвакс отмечал, приступая к изложению своих мыслей в главе под названием «Политическая морфология»1: «Отнюдь не случайно то, что демократии родились в странах, омываемых морем, вокруг портов — повсюду, где люди, принадлежащие к различным нациям, сильно отличающиеся по своему социальному положению, общались более живо и широко, завязывая контакты, вступая в тесные отношения друг с другом». Таким образом, можно измерить роль средств коммуникации в пропагандистских технологиях (использование радио нацистами), показать, например, как
1 Halbwachs Maurice. Morphologic sociale. Chap. 2 (1938). Armand Colin. 1970.
250-
ЧАСТЬ III. Артикуляции политики
кино, которое зарождалось в качестве массового искусства, поставили себе на службу наиисты и большевики. (Такие примеры можно было увидеть на выставке «Берлин — Москва. 1900 — 1950» в московском музее имени Пушкина в 1996 г.) Появляется искушение либо искать в способах коммуникации некую материальную основу политической системы, либо, напротив, приписывать эстетическим формам какую-то функцию выразителей политических и социальных систем. Поэтому нельзя ограничиваться изучением пропагандистских методов, следует, подобно Хальбваксу и др., выяснять, не связана ли специфика использования средств коммуникации с особыми формами политических организаций: возможно ли, к примеру, охарактеризовать политический режим по регистру применяемого им письма? Ниже мы обратимся к гипотезам подобного рода. Здесь же подчеркнем, что можно было бы целиком поддержать идею о полной независимости форм эстетического выражения от политического режима.