Поиски продолжаются...

Вдвух первых работах Яхонтов в содружестве с режиссе­ром Поповой нащупал не только конкретный жанр, но и одну из важных разновидностей литмонтажа — сюжетный литмон­таж. Сюжет, как известно, представляет собой развивающийся событийный ряд, систему связей героя с окружающей средой, участие его в событиях, становление его характера. В «Ленине» Яхонтов черпает звенья литмонтажного сюжета в основном из документальных источников. Сюжетная канва его компози­ции — реальные исторические события, роль и участие в них Владимира Ильича.

Как мы увидим далее, источником сюжетного строя других яхонтовских композиций являются литературные произведения, отдельные сюжетные линии и связи, взятые у разных пи­сателей.

Сюжетный литмонтаж, положенный в основу композиции, сценария, драматургии литературного театра на эстраде — как наиболее доступная и популярная форма получил широ­кое развитие в исполнительской практике. В ряде сюжетно-литмонтажпых жанров достигнуты известные успехи. Что же касается такого жанра, как историко-хроникальный (истори­ческая монография), основанного на привлечении докумен­тального материала,— здесь многое оказалось весьма сложным.

Уроки Яхонтова пока, к сожалению, не послужили для некото­рых полезным ориентиром. Что, например, отличало многих ис­полнителей, выступивших с литмонтажными композициями на ленинскую тему? Прежде всего отсутствие четких границ в постановке темы. Они стремились в пределах пятнадцати или сорокаминутного выступления охватить все стороны жиз­ни и деятельности Владимира Ильича, рассказать о нем как о человеке, о характере общения его с окружающими и т. п.

Отсюда в композиции — переизбыток информации, отсутст­вие четкого ее расположения во времени и пространстве. Ди­намика оказывается чисто внешним фактором; не развитие конкретной темы, ее постепенное разрастание, углубление, а компиляция фактов и сведений.

Второе. Цитатный подход к первоисточникам, из которых черпается материал для композиции. Обнаруживалось неглу­бокое знание документа, невыясненная его связь с определен­ным историческим моментом (невольно вспоминается Яхонтов с его глубоким чувством историзма, основательными знаниями ленинской теории, важнейших трудов классиков марксизма-ленинизма).

Третье. Иллюстративность — недостаток наиболее распро­страненный. Он связан с самоцельной констатацией факта, поверхностным его освещением.

Яхонтов избегал этого по следующим причинам. Ему важен был факт не сам, а в ряду постижения сути явления. Факт ста­новился средством художественной аргументации, движения, «разматывания» нити анализа.

В самой последовательности изложения событий, сочетании материалов, художник находил способ выразить свое сужде­ние, внести собственную лепту в то, что им осмыслялось на сиене. При этом он искал образное решение темы, в чем мы убедились на примере анализа текста композиции «Ленин». А если к этому добавить высочайшую артистическую культу­ру исполнения, то можно понять, почему ему удавалось решить проблему — «эстетической нормы подачи политического документа» — пока еще не решенную современными исполни­телями. Поиски, как говорится, продолжаются.

Иногда артист проявляет способности историка, исследо­вателя. Он обнаруживает интересные сведения и документы, связанные, например, с личностью выдающегося политическо­го деятеля, деятеля культуры. Но смонтажировать все эти ма­териалы под углом конкретной темы, найти ей образное пре­творение оказывается делом сложным. Композиция превра­щается в доклад, прочитанный лектором, мастером своего дела, но не более.

Примером могут служить две интересные по материалу композиции ленинградского артиста Г. Ямпольского, посвя­щенные А. В. Луначарскому и М. Горькому.

В работе «Горькому — век» есть попытка исполнителя по­строить литмонтажный сюжет историко-хроникального плана. Первое отделение программы — сочетание документов, зафик­сировавших горьковские юбилеи: как отмечались в нашей стра­не круглые даты жизни выдающегося писателя. Горький и его массовый читатель, их взаимоотношения — вот тема этого отделения. В композиции она имела определенную динамику: признание Горького в Советской России росло с каждым го­дом, обретая новые интересные грани. Во втором отделении исполнитель неожиданно обращался к другой теме: Горький — строитель молодой советской литературы, его взаимоотноше­ния с молодыми писателями. Эта тема заслуживала, пожалуй, специального разговора, может быть, отдельной композиции. Внимание, зрительский «настрой» резко изменились. Целост­ность замысла артиста была нарушена. К тому же во втором отделении возник компилятивный, количественный набор ин­тересных сведений из многоплановой деятельности М. Горько­го. До образного, художественного анализа этих сведений ар­тист не поднялся. Интересный в замысле литмонтажный сюжет распался. Перед нами был доклад привлекательный по материалу, но не более. Заметим, что яхонтовская работа «Ленин» на первых порах до возникновения термина «литмонтаж» именовалась «докладом». Однако обязательно прибавлялось сло­во «художественный», «художественный доклад». Этим, види­мо, подчеркивалось отличие его от обычной лекции, доклада. Он и по существу строился и воспринимался зрителями по законам искусства.

В наше время сами литераторы довольно часто обращают­ся к документальному материалу, находят ему сюжетное и образное решение, так сказать, эстетическую норму подачи. Например, произведение В. Катаева «Маленькая дверь в же­лезной стене» о годах парижской эмиграции В. И. Ленина, о его деятельности в законспирированной партийной школе в Лонжюмо, местечке под Парижем. Это лиризированная до­кументальная проза является ценной находкой для исполни­теля историко-документальной композиции. Многое здесь уже предопределено писателем.

В основу литературной композиции «Париж, улица Лени-па» и легла книга Катаева. Композиция исполняется артистом Ленинградской областной филармонии В. Перилем перед са­мой широкой аудиторией — от старшеклассников и студентов до рабочих, служащих, партактива.

Работа построена на сюжетном мотиве: Ленин — учитель революционеров, будущих руководителей Октябрьского воору­женного восстания. В композицию привлечены те главы и фрагменты из книги В. Катаева, где акцентировались два мо­мента: то, как Ленин учится сам, извлекая уроки из истории Парижской коммуны, и то, как он заражает духом познания исторического опыта своих учеников. В центре работы — ленин­ские уроки в партшколе, где он учил творчески анализировать практику классовой борьбы пролетариата, воспитывал готов­ность принимать решения в возможных ситуациях будущей революции в России и учитывать при этом современный опыт мирового пролетарского движения.

В программе фрагменты катаевской прозы, где документ становился художественным обобщением, монтажировались с отдельными главами, строфами из поэмы А. Вознесенского «Лонжюмо».

Стихотворные звенья композиции приобрели характер мо­нологов-размышлений самого исполнителя, где он в содруже­стве с поэтом стремился глубже осмыслить и опоэтизировать суть исторических событий и фактов, что запечатлены в книге Катаева