Творчество И.А. Гончарова с точки зрения «комплекса Пигмалиона»

Согласно мифу в Древней Греции проживал талантливый скульптор Пигмалион. Он все жизнь поклонялся богине любви Афродите, но встретить свою любовь среди земных женщин так и не смог. Все они для него были недостаточно идеальны. В итоге он изваял из мрамора образ идеальной женщины Галатеи, а богиня любви, услышав, молитвы скульптура, вдохнула в статую душу, и наделила ее букетом разных добродетелей.

1. Его творчество проникнуто личным характером. Произведения Гончарова прежде всего - изображение и отражение его житейских переживаний. Поэтому его личность тесно связана с его творчеством, и на последнем постепенно отражается все, что трогало его душу, как теплое воспоминание, как яркая действительность или как захватывающая его мысль и внимание картина.

2. Другой особенностью, свойственной творчеству Гончарова, была выношенность его произведений, благодаря которой «Обломов» и «Обрыв» - в особенности второй - писались долгие годы и появлялись сначала в виде отдельных, имевших целостный характер, отрывков. Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника. Ему было свойственно страдальчески переживать тяжелые муки рождения своих произведений. Он часто сомневался в себе, падал духом, бросал написанное и принимался за начатое произведение снова, то, не доверяя своим силам, то пугаясь разгара своей фантазии.

3. К условиям творчества Гончарова, кроме его медлительности, относилась и тяжесть самого труда, как орудия творчества. Сомнения автора касались не только существа его произведений, но и самой формы в ее мельчайших подробностях. Это доказывают его авторские корректуры, которые составляли, подобно корректурам Толстого, истинную муку редакторов. В них вставлялись и исключались обширные места, по нескольку раз переделывалось какое-либо выражение, переставлялись слова, и уже подписанная к печати корректура внезапно требовалась обратно для новой переработки. Поэтому рабочая сторона творчества доставалась ему тяжело.