Художественная кинематография в дни войны

Сразу же после нападения германского фашизма на Советский Союз наша художественная кинематография стала перестраивать свою работу на военный лад. Пересмотрен был план производства художественных фильмов и из него были изъяты все произведения, которые по своему содержанию не имели прямого отношения к новым задачам, стоявшим перед всем советским народом. Мастера художественной кинематографии считали своей задачей немедля отразить борьбу советского народа за свободу и независимость Родины. Так возникла идея создания короткометражных художественных кинокартин, объединяемых в «Боевые киносборники». Съемки первых короткометражных художественных картин относятся к началу июля 1941 года: «Подруги, на фронт!» и «Чапаев с нами» были сняты буквально за несколько дней. Немногим дольше продолжалась работа и над некоторыми другими короткометражками.
В работе над киноновеллами для «Боевых киносборников» участвовали режиссеры
Г. Александров, Б. Барнет, С. Герасимов, В. Петров, В. Пудовкин, Г. Раппопорт, Е. Червяков,
В. Эйсымонт, К. Юдин и ряд других постановщиков. Сценарии для этих новелл писали Л. Леонов, Ю. Герман, Л. Арнштам, В. Вольпин, А. Файко, Н. Эрдман, писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались любимые зрителями киноактеры – Л. Орлова,
З. Федорова, Б. Бабочкин, Б. Блинов, Э. Гарин, Н. Крючков, Н. Охлопков, Б. Чирков и другие.

Первоначально «Боевые киносборники» состояли из четырех-пяти короткометражных фильмов – драматических новелл, скетчей, кинокарикатур, посвященных событиям первых дней войны. В них показывались героизм и моральное величие защитников Родины, изобличались коварные методы врага, остро и хлестко высмеивались претензии фашистов на мировое господство. Работа над «Боевыми киносборниками» велась в Москве и в Ленинграде. Варварские бомбардировки врага нередко останавливали работу съемочных групп. Режиссеры, актеры, операторы совмещали участие в постановках с выступлениями на призывных и сборных пунктах и дежурствами на постах местной противовоздушной обороны. Некоторые из них ушли в отряды народного ополчения. Так, бойцом отряда народного ополчения киностудии «Ленфильм» был режиссер Е. Червяков. Окончив постановку короткометражного фильма «У старой няни» («Боевой киносборник» № 2), Червяков стал активным участником партизанской борьбы на ленинградском фронте. В начале 1942 года этот одаренный режиссер погиб, выполняя боевое задание. Патриотический труд мастеров кино увенчался успехом – уже в первых числах августа 1941 года «Боевой киносборник» № 1 демонстрировался в Действующей армии и в городах нашей Родины. Затем с декадными интервалами выпущены были второй и третий «Боевые киносборники». Хотя в дальнейшем эту периодичность сохранить не удалось, киноработники Москвы и Ленинграда до конца 1941 года, работая в прифронтовых условиях, создали семь «Боевых киносборников». Последний из них – № 7 – снимался на Московской киностудии «Союз-детфильм» (ныне студия имени А.М. Горького) в дни наступления немецко-фашистских войск на Москву.

Первые новеллы «Боевых киносборников», созданные по горячим следам событий, не отличались глубиной их освещения. Однако от выпуска к выпуску они становились все содержательнее, все полнее раскрывали новый военный опыт советского народа. Интересно сравнить два короткометражных фильма, созданных по сценариям Л. Леонова: «Трое в воронке» из «Боевого киносборника» № 1 (1941) и «Пир в Жирмунке» из «Боевого киносборника» № 6 (1941). Первый из них – это драматический этюд, авторы которого поставили перед собой задачу противопоставить моральные качества советских воинов и фашистских захватчиков. После боя в воронке, образованной разрывом снаряда, оказываются трое: раненый красноармеец, сандружинница и фашистский офицер. Сандружинница оказывает помощь обоим раненым. Но фашист, которому она спасла жизнь, пытается ее застрелить. Этот маленький сюжет рассказывает о моральной силе защитников нашей Родины и жестокости фашистов. Однако конкретные обстоятельства первых месяцев войны в нем не развернуты, а характеры людей только намечены. Но Леонову понадобилось совсем немного времени для того, чтобы гораздо более полно показать моральный облик защитников Родины в реальных обстоятельствах первых месяцев войны. Мы имеем в виду его сценарий «Пир в Жирмунке» – одно из лучших произведений советской кинодраматургии Отечественной войны. Последний из снятых в Москве «Боевых киносборников», № 7 (1941, реж. С. Юткевич, авторы интермедий Е. Помещиков и Н. Рожков), состоял из шести короткометражек, но все же воспринимался как целый фильм, спаянный общим сюжетом – приключениями солдата Швейка, и общей темой – становления сил сопротивления в странах, оккупированных фашизмом. Не случайно образ Швейка из популярной книги чешского писателя Я. Гашека обрел новую жизнь и новую популярность в годы Второй мировой войны. Швейк под прикрытием мнимой покорности был организатором активного саботажа в войсках Австро-Венгерской империи. Его пример подсказывал формы сопротивления фашизму, которыми нередко пользовались жители стран, оккупированных фашистами. В «Боевом киносборнике» Швейк – узник фашистского концлагеря. Своим поведением и замаскированными насмешками над лагерным начальством, своими рассказами он вселяет в других заключенных бодрость и волю к борьбе.

В годы Великой Отечественной войны советское киноискусство, как и литература, музыка, театр и изобразительное искусство, было верным помощником партии, успешно помогало ей мобилизовывать все духовные силы народов Советского Союза на борьбу за свободу и независимость своей социалистической Родины.