Виды и жанры живописи

 

По назначению и особенностями художественного исполнения живопись разделяется на монументальную, декоративную и станковую.

· Монументальная живопись.

Монументальной живописи свойственно философско-эпическое понимание действительности, общественно-значимый смысл, масштабность замысла, гражданский пафос, высокий строй образов, обращение к большой коллективной аудитории и т.д.. Монументальная живопись тесно связан с архитектурой, подчиняется архитектурном сооружении, образуя синтез - органическое единство различных видов искусств в рамках единого художественного произведения. Для создания монументальной живописи применялись краски особой структуры, и особые приемы письма. Многие фигуры в древних зданиях изображены в полный человеческий рост, а иногда даже его превосходят. Монументальная живопись не отличалась реалистичностью. Задачей художников была передача сюжета, или достижение декоративного эффекта. Несмотря на это, многие произведения той эпохи являются настоящими шедеврами искусства. Роспись украшала храмы и дворцы подобно ковру, от потолка и до самого пола. Одним из самых ранних шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Археологи обнаружили его фрагменты на острове Крит. Этот памятник искусства был неожиданным открытием, он является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков. Стены дворца украшены прекрасными растениями и мифическими животными, но есть здесь и вполне реальные изображения – жители морских глубин дельфины, целые сюжеты из светской жизни и театральных представлений. Монументальная живопись является важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, поколения людей могут многое узнать о жизни своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах

· Декоративная живопись

Слово «декоративный» произошло от слова «декор» (лат. decus, род. п. decoris – украшение), что означает «совокупность декоративных элементов, применяемых в украшении интерьера и архитектуры в целом».[2]

Декоративная живопись предназначен для украшения, входя в состав архитектурного ансамбля или к произведениям декоративно-прикладного искусства.. Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение – украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т. д.), имеет много общего с монументальной живописью. Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении интерьера, также подчиняется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, так как и она должна быть в гармонии со своей архитектурой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае разрешается не только живописная задача, но и архитектурная. Составной частью декоративной живописи является роспись. Роспись – это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументально-декоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, по- толков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть вы- полнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками. 6 Понимание изображений, имеющих декоративную направленность, изменялось с течением времени. Сравнивая росписи Древнего Египта, Древней Греции и Византии, выполненные восковыми красками или темперой, можно обнаружить различие не только в технике исполнения, но также в содержании и понимании изображения. Практические возможности декоративной живописи имеют достаточно широкий диапазон использования в композиции цвета, колорита, форы и уплощенного пространства. В современной декоративной живописи кроме изучения природных форм и их дальнейшей стилизации возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штукатурке, живопись желтковой темперой, восковыми красками, сграффито, и др.). Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности. Для выявления целостности художественного образа, достижения выразительности изображения в условной пространственной среде в декоративной живописи используется прием уплощения объекта с передачей минимальной глубины пространства.[2]

· Станковая живопись

Станковая живопись (от слова станок, мольберт, на который ставится приготовленная основа - картон, доска, холст для рисования картин) объединяет произведения самостоятельного значения, не связанные с архитектурным ансамблем. Их можно переносить, хранить в жилых помещениях, учреждениях, музеях.