Учебный вопрос: Формы учебной работы и принципы обучения

 

Формы учебной работы определяют состав и группировку обучаемых, порядок и последовательности отработки учебного материала, место и продолжительность занятий, специфику деятельности обучающего и обучаемых.

Общими формами обучения личного состава применяемыми во всех видах Вооружённых Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, тренировки и учения.

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение обучаемыми общественно-политических знаний, теоретических основ современного боя, основ и принципов работы техники и технических средств, специальных знаний для выполнения должностных обязанностей. Теоретические знания обучаемые получают на лекциях, семинарах, групповых занятиях, в ходе рассказа-беседы, самостоятельной подготовки, в специально оборудованных классах, на консультациях и м.п.

В группу практических занятий входят сами практические занятия, тактико-строевые, тактические и специальные занятия на складах, в помещении роты, автодромах, полигонах, в парках, на плацу, в спортивных городках, промышленных предприятиях, производящих продукцию для нужд Вооружённых сил. Основными методами практических занятий являются показ, упражнение, самостоятельная отработка приёмов, документов.

Тренировки (комплексные тренировки) проводятся днём и ночью на объектах тыла. Их назначение – поддерживать и совершенствовать у отдельных военнослужащих и коллективов (подразделений) общие и специальные навыки работы, способствовать слаживанию подразделений.

Учения – высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель – завершение боевого слаживания подразделений и частей. Учения – важнейшее средство достижения высокого уровня профессионализма и боевой готовности войск.

При выборе формы учебной работы учитываются принципы обучения.

Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воспитания и раскрывающие закономерности в процессе усвоения знаний, умений и навыков обучаемых.

В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к действиям обучающего и обучаемых. К ним относятся: экономический подход и научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне и в практике повседневной жизни; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучения на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллективизм и индивидуальный подход к обучению.