АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРА

В X – XI вв. северо – восточная окраина Киевской Руси получило название «Залесье» («за горами - за лесами»). Первое упоминание в летописи 1024 года, когда Ярослав Мудрый прибыл на усмирение восстания; по его приказу построена первая крепость Суздаль. Переселенцы с киевских земель на новых местах давали названия рекам, как в Киеве: Лыбедь, Трубеж, Почайна, Ирпень и городам: Переславль – Залесский, Звенигород, Галич, Стародуб.

Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1108 году на реке Клязьме поставил крепость, и назвал её в свою честь Владимиром. В этом же году во Владимире он строит первую каменную церковь Спаса. Она не сохранилась. В Суздале в это же время построили церковь в честь Богородицы. Когда она разрушилась, то на этом месте поставили существующий Суздальский собор. При Владимире Мономахе столицей княжества (княжий город) являлся Ростов. Юрий Долгорукий был сыном Владимира Мономаха. За его политику длинных рук захватить Киевский престол и дали ему прозвище Долгорукий. Он основал новые крепости: Юрьев – Польский, Стародуб, Дмитров, Москву. Княжим городом стал город Суздаль.

За 2 года до смерти в 1155 году Киев достался сыну Юрию по наследству, вызвал он своего старшего сына Андрея в Киев и посадил его княжить в Вышгороде. Это была крепость, спрятанная в лесах, где киевляне укрывались при набегах кочевников. Андрей не захотел там остаться, он бежит в свои земли, взяв икону Богородицы, считавшийся чудотворной, которая была привезена из Византии. Икону везли с почестями два священника, закутав её в золотые парчовые ризы. Андрей был очень набожным человеком, поэтому он получает прозвище Андрей Боголюбский. Столицей княжества он сделал город Владимир. Суздаль получает статус особого города, который остаётся при великом князе Владимирском. Отсюда и двойное название земли Владимиро – Суздальское княжество.

Княжеская резиденция Боголюбово (1158-1164 гг.) построена в 12 км. от Владимира на высоком берегу реки Клязьмы. Центром ансамбля был собор Рождества Богородицы, с боков две лестничные башни. Одна соединяла дворец князя с хорами собора, другая вела на крепостную стену. Купол храма и крыша дворца покрыты золочёными листами. Характерная особенность владимиро – суздальской архитектуры – это аркатурно – колончатый пояс, который опоясывает весь комплекс. Аркатурно – колончатый пояс отделяет нижнюю – «земную» часть от верхней - «небесной», как бы проводя грань между материальным и духовным. Аркатурно – колончатый пояс является переработанным декоративным мотивом, взятым из романской архитектуры. Оттуда же позаимствовано и оформление входа в виде перспективного портала.

В этом храме поместили икону, которая стала называться «Владимирская Богоматерь». Для неё отлили золотой оклад. Андрей принимал послов на галерее храма, сидя в золочёном кресле. Внутри храма везде сверкало золото.

Перед храмом стоял необычный киворий. Его построили византийские мастера. Восемь колонн из камня поддерживали шатровый верх с крестом. Внутри стояла каменная чаша со святой водой.

Одновременно с резиденцией Андрей Боголюбский начинает грандиозные оборонные работы во Владимире (1158-1164 гг.) за 6 лет город был опоясан рвом и 10 метровым валом со стенами длиной 7 км. Главные ворота, как и в Киеве, назывались Золотыми.

Золотые ворота, хоть и перестроенные, уцелели. Над воротами помещалась церковь Ризположения (Положения риз Богоматери). К воротам примыкал земляной вал со стенами, перед ним был ров. Перед Золотыми воротами горожане присягали на верность князю, здесь встречали гостей, отсюда начиналась главная улица. Дубовые полотнища ворот и стены были покрыты медными коваными листами с золотыми узорами сказочных птиц, зверей, растений. Всё это исчезло во время нашествия татар, а верх ворот перестраивался в XV, XVII, XIX веках.

Главное культовое здание Владимира – Успенский собор (1158-1160 гг.) высотой 32 м. Одна глава, внутри шесть столбов. Входы имели глубокие перспективные порталы. Новые для русской архитектуры мотивы исходили от романской традиции. Порталы были окованы золочёной медью. В декорацию Успенского собора введена скульптура из резного камня. Львы как эмблема княжеской власти появились в интерьере, но живых львов владимирские мастера не видели, и получались у них не львы, а коты, да ещё и улыбающиеся.

Камень добывали в каменоломнях у села Мячникова на Москве – реке за 180 вёрст. Камни раскладывали на земле и мастера выводили на них резьбу, сбивая фон, не трогая узоров, так рисунок получался выпуклым. Пышностью наружного убранства собор превзошёл Киевскую Софию.

С помощью религии распространяется культ Богородицы, внушается мысль о покровительстве ее князю и земле Владимирской. Объявил Андрей своей властью праздник Покрова Богородицы. Покров есть покровительство и защита русским людям. Политический смысл праздника в том, что покровительство Богоматери уравнивало Русь с Византией, а город Владимир с Царьградом.

В 1164 году в одной из битв погибает старший сын князя Изяслав. Потрясенный горем князь в память погибшего приказал воздвигнуть храм Покрова на реке Нерль (1165г.) в 1,5км. от Боголюбова там, где река Нерль впадает в Клязьму. Река была судоходной, все, кто ехал во Владимир, видели этот храм, но весной там разливалась вода. Мастера соорудили высокий искусственный холм, облицевали его каменными плитами до самого дна реки. Фундамент имеет глубину 5 м. Стены толщиной 98 см., внутри 4 столба. Храм построили быстро, за 1 год. На храме есть изображения львов и грифонов, как символ княжеской власти. Есть изображение царя Давида на троне, но вместо арфы он держит славянские гусли. В аркатурно – колончатом поясе по концам отдельных аркатурин расположены женские маски. К реке вела широкая парадная лестница. Внутри храма были фрески. Одна шлемовидная глава венчала храм. Вход оформлен в виде перспективного портала.

После смерти Андрея церковь долго стояла заброшенная. В XVIII веке монахи хотели церковь разобрать на постройку монашеских келий, они получили разрешение епископа, но стены были сделаны так прочно, что их не смогли сломать. Храм не раз подвергался переделкам. Старинные фрески были оббиты. В начале XIX века вместо шлемовидного купола сделали новую главу луковку. Этот купол как бы слился со всем обликом здания. Храм этот занесён Юнеско в список всемирного наследия.

Стремительным был взлёт города Владимира. К 1165 году Владимир по своим размерам уже превосходил Киев. Преобладающими его жителями были ремесленники и торговцы. Расцвет Владимира был при Андрее Боголюбском. Андрей не хотел зависеть от Киевского митрополита, захотел иметь своего священника, но в Киеве его посланника казнили. Разгневался Андрей и с союзными князьями в 1169 году пошёл и захватил Киев, но не остался там княжить, а отдал во владение своему младшему брату Глебу. Это было неслыханное унижение для Киева. С 1169 года Владимир выше Киева поставлен, он стал столицей. Андрей понимал, что только единая Русь сможет отражать нападения иноземных врагов, он хотел объединить княжество и боярство, но бояре организовали заговор и 29 июня 1174 года убили Андрея в Боголюбовском дворце. После убийства Андрея запустел Боголюбов. Православная церковь канонизировала Андрея, объявила его святым, погибшим мученической смертью от рук злодеев.

Через 2 года после смерти Андрея княжеский престол достался Всеволоду III, самому младшему сыну Юрия Долгорукого. Всеволод Большое гнездо княжил 37 лет. У него было 8 сыновей и 4 дочери, не сосчитать его потомков, среди которых и московские князья Иван Калита и Дмитрий Донской. Поэтому летописцы и дали ему прозвище «Большое гнездо».

В 1185 году случился большой пожар во Владимире. Из огня успели вынести икону Владимирской Богоматери, но в стенах Успенского собора появились трещины, осели своды.

Успенский собор (1185-1189 гг.) Собрал Всеволод русских мастеров, и решили они заключить обгорелый остов как бы в новый футляр. Стены разобрали, оставили от них столбы, так, вместо 6 столбов стало 18. Площадь собора увеличилась в 2 раза. В соборе 5 глав. Большая глава в золотом шлеме, по бокам 4 главы серебряных. Вход оформлен перспективным порталом. Собор стал грандиозной усыпальницей великих князей и владык в специальных нишах – аркасолиях в каменных саркофагах.

Собор не имеет нарядной резьбы, ибо епископскому собору не подобает светское узорочье. Фрески писали мастера из Византии. Этот собор один из наиболее почитаемых на Руси. Здесь первые московские государи венчались на великое княжение; они посылали во Владимир богатые вклады. Сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич в 1408 году послал лучших художников Руси – Андрея Рублёва, Даниила Чёрного с помощниками писать фрески и иконы в Успенский собор.

В 200 метрах от Успенского собора для себя на княжеском дворе Всеволод строит Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) Он посвящён небесному покровителю князя Дмитрию Солунскому. Собор одноглавый, две лестничные башни вели на хоры и соединялись с княжеским дворцом. Аркатурно – колончатый пояс отделяет нижнюю – «земную» часть храма от верхней – «небесной». Вход в виде перспективного портала. Собор украшен роскошным резным нарядом – 600 резных камней украшают его верхнюю часть. Рельефные композиции: вознесение Александра Македонского на небо, крещение Христа, изображение царя Давида, святых князей Бориса и Глеба. Есть портрет самого Всеволода с 5 сыновьями (двое старших умерли до строительства собора, младший ещё не родился).

В XIX веке при Николае I затеяли реставрацию. В 1843 году в соборе оббили фрески времён Всеволода. В ходе реставрации были уничтожены и лестничные башни.<>