Игры с мячом

Игры этого рода главным образом содействуют развитию и ловкости мускулов рук, а также развитию глазомера.

Всякий, конечно, знает, что такое мяч, но, может быть, не всякий знает, как он делается. Мячи, употребляемые детьми русского простонародья, чаще всего приготовляются из мокрой кожи, из которой нарезаются ластовицы, похожие на эллипс, из последних шьют мяч, который плотно набивается какой-нибудь шерстью, например, овечьей, лошадиной гривой, шерстяными нитками, а иногда и куделью. Когда кожа высохнет, мячик будет ею плотно обтянут.

В Екатеринославской, Вятской и некоторых других губерниях, в которых держат много овец, делаются прелестные мячи из одной овечьей шерсти. Для этого берут порядочный клок чёсаной шерсти и начинают скатывать его в руках, стараясь придать ему возможно большую плотность. Когда шерсть значительно укатается, её бросают в кипяток и оставляют там на полчаса. Здесь шерсть сжимается ещё более, сохраняя приданную ей круглую форму, а потом её вынимают из воды, ещё раз катают в руках до тех пор, пока мяч делается таким же твердым, как дерево, и, наконец, кладут его для просушки. Когда шерсть высохнет, то представляет собой плотный и упругий шар, нимало не уступающий своею упругостью резиновым мячам, а вместе с тем весьма лёгкий и мягкий, нимало не отшибающий рук, как это, наоборот, бывает при жёстких и грубых мячах. Резиновый мяч до сих пор встречается в России главным образом у городских жителей.

С раннего возраста дети привязываются к игре в мяч. Почти у каждого ребёнка с 5 лет можно уже отыскать в кармане так или иначе сделанный мяч, который он по целым часам бросает вверх и старается поймать то одной, то другой, то обеими руками. Цель мяча во многих играх состоит в том, чтобы делать им разные фигуры и потом ловить, в иных же играх бросают мячом в других игроков с целью пятнать, салить. Главнейшие формы детских игр с мячом в России следующие:

Выходы, выходцы, выводы, стенка об стенку, простенки, распинушка (Астраханская губерния).

 

Под этими названиями в разных местах России практикуется целый ряд приёмов или, вернее сказать, как бы предварительных упражнений в бросании мяча на разные лады с условленными вперёд фигурами и препятствиями. Эти приёмы в ряду остальных игр с мячом, можно сказать, то же, что предварительные гаммы для начинающих учиться игре на фортепиано. Главнейшие условия при бросании мяча в выходы следующие:

а) количество играющих допускается небольшое, а именно - 2, 3, 5, и вообще, чем меньше, тем лучше. Когда допускается большее количество, то это обыкновенно очень затягивает игру;

б) бросание мяча производится по условленному вперёд порядку, согласно принятому уговору или по жребию. Если игра ведётся по уговору, то первое право начинать её предоставляется чаще всего наиболее слабому и неловкому, а в конце ставят наиболее опытных. Если же игроки все считаются достаточно опытными, тогда обыкновенно прибегают к жребию;

в) каждая фигура проделывается определённое число раз и именно большей частью три раза;

г) всякий, начинающий игру, продолжает её до конца, если может, но если при делании фигур он уронит мяч, тогда право бросания переходит к следующему по очереди;

д) по исполнении всех условленных фигур игрок признаётся выигравшим, вышедшим, выведенным, откуда и название самой игры «выходы», «выводы» и т. д.;

е) при наступлении следующей очереди полагается делать фигуры или сначала, или продолжать с той, на которой игрок остановился;

ж) когда все играющие окончат игру и остаётся только кто-нибудь один, то ему позволяется продолжать игру до тех пор, пока он будет вести её без урона или же уронит мяч не более условленного числа раз, например 2, 3 и т. д.;

з) иногда играют только на два урона, то есть игрок имеет право продолжать игру только до тех пор, пока не уронит мяча во второй раз, во вторую очередь, после чего он уже совсем исключается из игры;

и) в некоторых местностях кроме того, ставят следующее условие: если кто из игроков исполнил все фигуры сразу без урона, то остальные затем могут начать игру не более, как после двух уронов;

к) в некоторых местностях скоро исполнившему все фигуры ставится условием ещё то, чтобы он с двух «первышей» (подробности ниже) сделал удар так, чтобы мяч, падая от стены книзу, упал не в руки, а на голову (темя) игрока, причём последний подшиб бы мяч опять кверху так, чтобы товарищи в это время не могли поймать его и тем запереть ему выпуск с кона. В противном случае, то есть, если мяч с головы товарищи поймают, отпуска с кона играющему не даётся и он начинает игру снова, наряду с другими;

л) последнему не отыгравшемуся, равно как и всем исключённым из игры, обыкновенно следует наказание, состоящее в том, что все остальные игроки, отойдя от них на заранее определённое место, начинают бросать в них мячами, один за другим до тех пор, пока каждый из них не промахнется.

Фигуры в игре, смотря по местностям, очень разнообразятся, количество их также не везде одно и то же, что, по-видимому, больше всего зависит от того, что игроки далеко не все одинаково хорошо и ловко умеют владеть мячом, поэтому перед игрой большей частью уговариваются, как именно фигуры следует делать. Самое большое количество фигур, притом наиболее трудных для исполнения, существует в губерниях северных, во внутренних же и южных губерниях количество их иногда ограничивается лишь несколькими наиболее лёгкими, например, сопровождаемыми бросанием мяча в стену, откуда и название самой игры «стенка», «об стенку». Все эти упражнения с мячом, очевидно, имеют целью развить и действительно развивают быстроту, ловкость рук и глазомер играющих. Фигуры, относящиеся к этой категории, разнообразятся в России таким образом:

Поднебески, берёзы (Вятская губерния), вершины, шесты, жерди ставить (Пермская губерния). Играющий высоко бросает мяч кверху и когда тот, упав, отскочит от земли, играющий ловит его.

Свечки. Играющий сначала не очень высоко бросает мяч кверху и затем ловит его, во второй раз он бросает мяч вдвое выше, это называется двухкопеечная свечка, в третий раз бросает ещё выше - трёхкопеечная свечка.

Землянки (Вятская губерния), гвозди ковать (Пермская губерния). Играющий сильно ударяет мячом о землю; когда последний отскочит, то он снова бьёт его ладонью, чтобы мяч опять ударился о землю и т. д.

Хватки (Вятская губерния), хамы (Пермская губерния). Играющий берёт мяч в руки, выпускает его книзу и тотчас же ловит на лету.

Вертушки, перевертушки, колачики (Вятская губерния). Играющий укладывает мяч на ладонь, слегка подбрасывает его кверху и в это время подставляет оборотную, тыльную сторону руки, которой опять подбрасывает мяч кверху и отсюда ловит его уже в ладонь.

Первыши (Вятская губерния). Игрок становится лицом к стене, бросает мяч кверху наискось, ударяя им о стенку, и тогда тот, также наискось к играющему, попадает вниз и последний ловит его.

Катыши (Вятская губерния). Мяч бросают к стене так, чтобы он покатился по ней, а затем ловят его.

Колёса, дуги, полозья гнуть (Пермская губерния). Ключи, горы-подтесы (Вятская губерния). Играющий становится лицом к стене, бросает в неё мячом таким образом, чтобы тот, ударившись об неё, полетел кверху и описав полудугу, напоминающую полозья, опустился бы потом в руки бросавшего.

Водокачи (Вятская губерния). Бросают мяч в стену, потом ловят его.

Быки (Вятская губерния). Зайца гонять (Пермская губерния). Играющий отходит от стенки, сильно бросает мяч в землю, но так, чтобы тот, отскочив, ударился об стену и от неё обратно к бросившему в руки. При этих движениях мяч образует такие петли, какие делает заяц, скрывая свой след от охотника, откуда и название фигуры - «ловить зайца». Название «быки» дано этой фигуре, вероятно, ввиду сходства ударов последнего рогами о землю и бросания её кверху.

Пришлёпы, пришлёпыши (Пермская губерния). Шлёпки (Вятская губерния). Играющий становится против стены, бросает в неё мяч: отскочивший от стенки мяч он бьёт ладонью, стараясь, чтобы мяч опять ударился об стену, после чего ловит его руками.

Шары (глаза) пучить (Пермская губерния). Через глазки, галки, вороны, зеваки (Вятская губерния). Играющий становится спиной к стене, на близком расстоянии от последней, закидывает голову назад и упирается ею об стену, в этом положении он бросает мяч кверху (правой рукой - Пермская губерния), ударяет им об стену и, когда тот падает, ловит его руками (Вятская губерния), или только правой рукой (Пермская губерния).

В пятую голову (Симбирская губерния). Игрок бросает мяч об стену четыре раза, ловя его потом в руки. На пятый раз он должен ударить мячом об стенку, а затем подставить под него голову так, чтобы он при падении ударил в неё.

С головки (Вятская губерния). Игрок бросает мяч в стенку так, чтобы тот при обратном падении упал ему на голову, которой игрок опять подшибает мяч так, чтобы другие не могли поймать его.

Одноручие (Вятская губерния). Бросают мяч правой рукой и ловят правой же, потом бросают мяч левой рукой и ловят его той же.

Ручки (Вятская губерния). Через ручки (Олонецкая губерния). Опершись о стену левой рукой, играющий берет мяч правой и кидает его вверху из-под протянутой к стене руки и потом ловит его правой же рукою. Затем, упершись в стену правой рукой, играющий берет мяч левой рукой и ею бросает и ловит мяч из-под протянутой руки.

Ножки (Вятская губерния). Через ножки (Олонецкая губерния). Играющий упирается в стену сначала одной ногой, из-под которой бросает и ловит мяч, потом упирается в стену другой ногою и из-под неё опять бросает и ловит мяч.

Из-за уха. Взявшись левою рукой за ухо и образовав таким образом полукруг, играющий затем три раза делает лампаду через этот полукруг. Потом такую же фигуру он проделывает через полукруг от второй руки.

В лоб (Олонецкая губерния). Мяч ударяется об стену так, чтобы потом, отскочив от неё, он попал в лоб играющего, который затем ловит мяч руками.

С холеньем (Олонецкая губерния). Мяч ударяется об стенку и, пока он летит обратно, играющий быстро трёт себе лицо руками, как бы умывается. Мяч бросается во второй раз и, пока он летит обратно, играющий утирается, после третьего раза - белится, румянится и т. д.

В ладоши (Олонецкая губерния). Мяч бросается об стенку и, пока он летит обратно, играющий хлопает в ладоши.

По бёдрам (Олонецкая губерния). Мяч ударяется об стенку, и, пока он летит, играющий ударяет себя по бёдрам.

С одеванием (Вятская губерния). Мяч ударяется об стенку, и, пока он летит обратно, играющий делает вид, будто он одевается, после второго бросания - будто обувается, после третьего - будто надевает шапку.

Моты мотать (Тульская губерния). Мяч ударяется об стенку и, пока он летит обратно, играющий делает вид, будто он мотает пряжу.

С молитвой (Тульская губерния). Мяч ударяется об стенку и, пока он летит обратно, играющий крестится и делает поясные поклоны.

Об стенку.

 

На стене, аршина на полтора от земли, проводят черту. На земле же, на расстоянии сажени от стены, проводят другую черту. Затем проводят боковые черты. Четырёхугольник, начерченный на земле и лежащий подле стены, называется городом, а за чертою устраивается второй. Все играющие разделяются на две партии, из которых одна становится в первый город, другая - во второй. Один из первой партии ударяет мячик о землю и когда он привскочит, отбивает его в стену выше черты. Стоящие во втором городе внимательно следят за мячом и в то время, когда он отскочит от стенки, отбивают его в свою очередь. Очко присуждается партии:

а) если мяч ударит в стенку ниже черты,

б) если мяч не отбит или упал на землю в их городе,

в) если мяч упал на землю вне городов.

Та партия, на которую насчитывают условное число очков, считается проигравшей.

В столб.

 

Выбирают какой-нибудь столб, например, воротный, и одного из играющих ставят по желанию с мячом возле столба спиною к последнему. Игра состоит в следующем: стоящий у столба подбрасывает мяч на небольшую высоту кверху и потом рукой отбивает его в горизонтальном направлении, в сторону стоящих в поле. Те ловят мяч, стараясь схватить его прежде, чем он упадёт на землю. Кто поймает мяч, тот бросает им в столб. Если он попадёт в столб мячом, то идёт бить по мячу, а прежде бивший идёт в поле ловить. Удар в столб только тогда считается действительным, когда мяч ударится в столб непосредственно из руки бросавшего. Удар же, произведённый отражением брошенного мяча от земли, не считается. Иногда ставят условие, что поймавший непосредственно в руки брошенный от столба мяч считается как бы попавшим мячом в столб и идёт бить.

Чиком.

 

Двое играющих становятся друг против друга. Один из них бросает мяч и тотчас же бежит на место своего товарища, который, в свою очередь, поймав мяч, старается бросить его так, чтобы он ударился в бегущего прежде, чем тот добежит до его места. Если ему это удастся, то бросать мяч с места своего товарища начинает он. Если же нет, то он бросает мяч вверх, потом ловит его и поймав старается бросить его в своего товарища в то время, когда этот перебегает на своё прежнее место. Если это удастся, то право бросать мяч остаётся за ним, если нет, то бросает мяч опять прежний.

Пятнашки.

 

Один из играющих, по жребию, становится «пятнашкою», затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкою».

Об одном шарильщике.

 

Перед игрой устраивают два сала, то есть два места на расстоянии 5-6 сажен для перебежки. Игроки становятся на одном сале, а один шарильщик, по жребию, становится в поле, ближе к игрокам. Игроки по очереди выступают перед шарильщиком, и каждый, ударив мяч рукой кверху так, чтобы мяч взлетел как можно выше, тотчас после этого бежит к другому салу и оттуда обратно назад. Шарильщик обязан в это время или поймать мяч руками на лету, или, схватив его с земли, посалить им бегущего. Если ему удалось то или другое, он тотчас же переходит на сторону игроков, занимая место посаленного, а посаленный остаётся шарильщиком. Если же шарильщику не удалось ни то ни другое, то игра продолжается в прежнем порядке.

Зевака.

 

Играющие становятся в круг на довольно большом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Называемый ловит и сам бросает другому, предварительно назвав его. Кто не поймает мяча на лету, тот должен тотчас схватить его с земли и бить им одного из играющих. На каждого, в которого попали мячом, насчитывается два удара или очка, а на каждого промахнувшегося четыре. Как только на ком-либо насчитывается наибольшее условное число очков, например 25, тот выходит из игры и ждёт себе расправы. Когда половина играющих вышла из игры, игра считается оконченной и провинившихся начинают наказывать. Они по очереди становятся лицом к стене и стараются левой рукой через плечо бросить мяч как можно дальше. Кто-нибудь из играющих поднимает мяч и бьёт с того места, где мяч упал, в спину наказываемого.

Мячик кверху.

 

Играющие становятся в круг как можно ближе один к другому. Один из играющих, по жребию, становится в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху» и не сходя с места бросает им в одного из своих товарищей. Тот, в кого попадает мячик, занимает место первого, и он поступает так же, как и его предшественник. Если же мяч ни в кого не попал, то подавший снова подбрасывает его, пока не попадёт им в одного из товарищей.

Зайчик.

 

Сначала обводят на земле круг, в поперечнике аршин 15, затем желающие участвовать в игре кидают жребий, кому быть зайчиком. Мальчик, на долю которого досталось быть зайчиком, становится в середину круга, а остальные размещаются по окружности этого круга и передают друг другу мяч таким образом, чтобы зайчик не видел этого, и стараясь попасть в зайчика, который в то же время старается всячески увернуться от него. Если имеющий в руках мяч надеется наверняка попасть в зайчика, то ударяет его. Если же по дальности расстояния не надеется этого достигнуть, то перебрасывает или секретно передает мяч тому, кто ближе стоит к зайчику. Мальчик, поймавший мячик, старается ударить им зайчика или же опять перебрасывает или секретно передаёт его вновь кому-либо, если зайчик опять далеко отбежал от него. Если кто, целя в зайчика, промахнётся, то он становится зайчиком, а прежний зайчик выходит из круга и становится на его место в ряду с другими на окружности. Но если, увертываясь от мяча, зайчик хотя и избежал удара мяча, но при этом вышел за черту круга, то он всё же не освобождается от своей роли и остаётся в кругу. Интерес игры со стороны зайца состоит в том, чтобы ловко увертываться от ударов, интерес остальных играющих - загнать зайца. Неповоротливому мальчику очень неприятно достаётся эта игра и нередко кончается для него слезами. Наоборот, если зайчиком оказывается шустрый, то игра для всех становится и интересною и забавною: только что пустят в него мяч, а он успел уже пригнуться, подпрыгнуть или отскочить в сторону - и мяч пролетел мимо.

Немая лапта (Самарская губерния).

Лапта круговая (Симбирская губерния).

Круг (Харьковская губерния) и т.д.

 

Делают круг сажен 5 в диаметре. Для большей ясности обводят его чертой, бороздкой, обкладывают камушками, обкладывают тычками или обозначают какими-либо другими знаками, середину его иногда посыпают песком, опилками и т.д. Круг этот, кроме того, в некоторых местностях называют «домом», «городом» или «тучей». Затем выбираются две матки, между которыми по жребию разделяются все остальные игроки на две совершенно равные партии или артели. Потом матки бросают между собой жребий: какой партии или артели становиться в круг и водить, и какой быть вне его и стоять в поле. Партия, вышедшая в поле, уносит с собой мяч, прячет его в руках у кого-нибудь из своих игроков так, чтобы никто из находящихся в кругу не мог заметить, у кого именно он спрятан. Затем вся эта партия подходит опять к кругу с угрожающими словами, например «Жигало, жигало!» и со спрятанными руками, кто в карманы, кто за пазуху, кто за спину, принимая при этом угрожающее положение, показывающее, будто мяч находится у него и он готов бросить его в кого-нибудь из находящихся в кругу. Последние, бегая по кругу, в свою очередь зорко следят за движениями своих противников и, принимая всевозможные позы, стараются ускользнуть от удара мяча. Обе партии, таким образом, иногда довольно долго следят одна за другой, не переступая, однако, ни в коем случае черты. Наконец, выбрав удобный момент, тот, у кого находится мяч, бросает им в кого-нибудь из бегающих по кругу. Если удар был удачный, то получивший его выходит из круга и исключается из игры. Однако он может ещё «откупиться» или «отбиться», если он, схватив мяч, догонит своего врага и ударит его мячом. В случае неудачи он считается окончательно исключённым из игры и до конца её уже не принимает в ней участие. Но если кидавший в тучу не попал ни в кого из стоявших в ней, то из игры исключается он. Кроме того, после удара мячом вся партия, находящаяся вне круга, в любом случае стремглав бежит из круга в поле, так как в это время кто-нибудь из стоящих в круге, схватив брошенный мяч, может вдогонку попасть им в кого-нибудь из бегущих. Если удар этот удался, то посаленный также исключается из игры. Если же наоборот, удар не удался, то исключается из игры в этот раз бросавший мяч. После того игроки, находящиеся в поле, снова овладев мячом, опять в прежних угрожающих положениях подходят к кругу, старясь снова засалить кого-нибудь из этой партии. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока или в обеих партиях остаётся только по одной матке, или одна матка останется в той или другой партии. В этом последнем случае матки и решают судьбу своих партий. Если матка, находящаяся вне круга, попадает мячом в матку, находящуюся в кругу, то последняя должна сделать то же самое относительно первой - тогда обе партии остаются на своих прежних местах. Если матка, находящаяся вне круга, попадет в матку, находящуюся в круге, а эта последняя сделает промах, то партии также не меняются местами. Не меняются местами и в том случае, если промахи последовали с обеих сторон. Но если промахнётся матка, находящаяся вне круга, а находящаяся в кругу ударит её, то, само собой разумеется, что роли тотчас же меняются, потому что выигрывает партия водящая. В некоторых местностях маток для игры не выбирают.

Клетки.

 

Очерчивают круг сажен 5 в поперечнике. По окружности круга делают несколько клеток соответственно числу играющих, кроме одного, который по жребию или по желанию становится в середину круга водить. Игроки, стоящие каждый в своей клетке, начинают бросать мяч друг другу с одной стороны на другую. Находящийся в середине круга старается при этом или поймать мяч на лету, или, если никто из стоящих в клетке не поймает его также на лету, как можно скорее схватить его с земли и пятнать им кого-либо из игроков, которые при этом разбегаются в разные стороны. Кого водящий ударит, тот идёт в круг, а сам он становится в клетку провинившегося. Если же никого не ударят, то игра продолжается по-прежнему.

Квас.

 

Играющие разделяются на две равные партии, становятся в линию один против другого на расстоянии 4-5 сажен, между линиями ставят ещё одного игрока на предварительно вымеренную середину (квас). На квас становится или кто-нибудь по жребию, или просто напомнивший эту игру. Когда игроки разместились означенным образом, то из одной линии в другую они начинают перебрасывать мяч друг другу. Кто-нибудь из поймавших старается затем попасть находящимся у него в руках мячом в стоящего на квасу. Если попадёт, то обе партии разбегаются в разные стороны, а стоящий на квасу хватает мяч и старается им попасть в кого-либо из убегающих. Если ему это удастся, то он, таким образом, выручается из кваса, становится на место побитого, а побитый заступает на его место.

Цари.

 

Собравшиеся для игры дети сначала назначают мету, отходят от неё на несколько шагов и по очереди стараются попасть в неё мячом. Кто первый попал в эту мету, тот и делается царём. Царь садится на обрубок дерева, завалинку или просто землю и даёт каждому из играющих какое-либо прозвище, например воробей, козёл, чертополох и т.д. В иных же местах эти названия дают себе сами играющие и объявляют их царю. Перед царём, на расстоянии аршин двух, кладут в лунку мячик, а в иных местах царь кладёт мячик себе в колени и затем даёт приказание играющим стать полукругом, лицом к нему и также не ближе двух аршин. Потом царь называет кого-либо из играющих данным прозвищем и, показывая пальцем на мяч, говорит «Хватай!». Названный царём быстро хватает мяч и старается тотчас же попасть им в кого-нибудь из играющих, которые между тем в это время разбегаются в разные стороны, стараясь увернуться от удара. Если вызванный царём не промахнулся, то, как хорошо исполнивший приказание царя, садится с ним рядом, а тот, кого он ударил мячом, должен схватить мяч, подбежать как можно скорее к царю и «чурать» разбегающихся при этом в разные стороны игроков, чтобы они остановились, а потом уже бить кого-либо из них, стараясь попасть мячом. В противном же случае на нём считается вина. Но если вызванный царём не попадёт ни в кого, то на нём считается вина.

После того он становится в ряд с другими ждет нового появления царя. Уже тогда, когда царь всем остальным отдаст свои приказы. Если во время игры накопится на ком-либо до трёх вин, тогда виновного совсем отстраняют от игры, называя его «выгоревшим». Игра между тем продолжается с остальными и продолжается до тех пор, пока все играющие, кроме одного, не получат до трёх вин. Когда остается только один, не получивший наивысшего количества вин или вовсе ни одной, тогда царь приказывает ему приступить к наказанию каждого из провинившихся и именно назначая каждому то или другое количество ударов мячом по спине. Затем царь встает на ноги, кладет в лунку мяч, отступает от лунки на три шага, и когда скажет «три», то сам бежит, а оставшийся без вины должен быстро схватить мяч и бросить им в царя. Если попадет, то царь становится простым игроком, а место его в следующей игре занимает попавший в него. Если же не угодит, то царь не меняется и игра продолжается снова тем же порядком.

Вины, Пытки, Ярки, Лунки.

 

На ровном месте по прямой линии, соответственно количеству играющих, выкапывают ямочки, величиной в мяч, называемые винами, пытками, лунками, ярками и т. д., отстоящие одна от другой не далее одного вершка. Каждому из игроков назначается своя ямка, после чего они становятся по сторонам своих ямок, исключая двух, которым достались крайние ямки, и которые, называясь в Черниговской губернии броварями, становятся каждый у своей ямки и эти-то двое начинают катать мяч по ямкам, от одного конца к другому. Чтобы вернее попасть в эти ямки, в некоторых местностях кладут ещё на землю рядом с лунками два деревянных бруса для того, чтобы мяч не катился в сторону. Во всяком случае, однако, если кто-нибудь из катающих, например, первый покативший мяч, не попал ни в чью ямку, тогда второй, получив мяч, начинает катать им таким же образом обратно. Если же, наоборот, первый или второй из катальщиков вкатит мяч в чью-либо ямку, тогда хозяин бежит к своей ямке, чтобы взять из неё мяч и поскорее запятнать им кого-нибудь из убегающих от него остальных товарищей. Если ему это не удалось, то за ним числится вина. Если же ему это удалось, то вина на нем не числится, а числится она на том, кого он запятнал. В свою очередь этот последний старается, схватив мяч, опять кого-нибудь ещё запятнать, чтобы свою вину свалить на другого и т. д. без конца, пока кто-нибудь не сделает промаха, на котором уже и числится вина. Игра продолжается снова таким же порядком. Для счёта вин употребляются щепочки или маленькие камушки, которые при каждой вине бросают по одной штуке в ямку провинившегося, или же отмечают против его ямки чёрточками на земле. Последний способ гораздо практичнее, на том основании, что при нём углубление лунок нисколько не изменяется, тогда как при употреблении камушков или щепочек оно сильно уменьшается, отчего мячик уже редко останавливается в той лунке, в которой накопилось уже 4-5 штук щепочек или камушков. Количество вин обыкновенно зависит от числа или соглашения игроков, и когда затем на ком-либо из игроков накопится столько вин, сколько участвующих в игре, то его за провинность наказывают мячом же. Но если при этом наказании кто-либо промахнётся, то на нём считается одна вина для следующей игры.

Игры с мячом и палками

 

В ряду игр этого рода мяч не бросают, а бьют особого рода палками, один конец которых несколько обстругивается кругом, чтобы за него удобнее было браться рукой, а другой обтесывают наподобие лопатки, чтобы им удобнее было бить по мячу, и потому по всей России палка эта называется «лаптой». Длина этой палки от 4 до 7 четвертей, смотря по возрасту играющих, толщина 1-2 вершка, или около двух-трёх пальцев. Иногда такая палка употребляется только одна на все количество играющих, иногда же употребляется их несколько.

Один в лапту.

 

Играют двое. Один подбрасывает и подбивает мяч палкой с условного места, а другой в поле ловит мяч руками. Как только это удастся последнему, он тотчас же идёт на место первого бить, а тот идёт в поле ловить мяч. Если же находящемуся в поле не удалось словить мяч, то он поднимает его с земли и бросает к бьющему, который продолжает таким образом упражняться до тех пор, пока находящийся в поле, наконец, не словит мяч.

Зевака.

 

Играют трое. Двое стоят на одной черте, у одного из них в руках мяч, у другого палка, третий становится против первых двух, в некотором отдалении. Держащий в руке мяч подбрасывает его кверху, а сосед-товарищ подшибает его в сторону стоящего одиноко. Затем бивший бросает палку, бежит до определённого места в ту сторону, в которую бил, а одиноко стоящий, в свою очередь, словивши мяч, старается «колоть» им бегущего. Если это ему удастся, то он идет бить мяч, а побитый идёт в поле ловить его. Если же ударить бегущего ему не удалось, то он снова бросает мяч в сторону играющих, которые в таком случае меняются своими местами и ролями, то есть прежде бивший становится теперь подавать мяч, а подавший его прежде теперь начинает бить его.

Даровки.

 

Один из играющих становится впереди и бьёт палкою по мячу (дает даровки), а остальные в отдалении ловят мяч. Тот, кто поймает его на лету, становится вместо бившего и сам начинает давать даровки.

Земляная лапта.

 

Разыгрывается, как даровка, но с тем различием, что если кто поймает мяч прямо руками, тот получает беспрекословно право бить его, но если кто поймает мяч на земле, тот должен сначала попасть им в лапту, для чего последняя кладётся на землю прежде бившим. В случае удачи метивший в лапту получает право бить, при промахе бьёт прежний.

Соловей.

 

На ровном месте вбивают два столбика (см. рис.) на расстоянии один от другого 1,5 - 2 четверти, из которых один выступает из земли вершка на полтора, а другой - около 2,5 вершков. На нижнем столбике кладётся несколько наперевес дощечка, один конец которой свободно висит, а другой опускается к основанию высокого столбика, и на этот конец кладётся мяч. Один из игроков длинной палкой ударяет по свободному концу дощечки, отчего другой, нижний, быстро подскакивает вверх и тем сильно подбрасывает мяч кверху. Все остальные игроки ловят этот мяч, и кто поймает его, тот начинает бить по дощечке. Если же никто не поймает, продолжает бить прежний.

Воробей.

 

Вбивают в землю кол, чтобы над поверхностью земли его видно было не больше 1,5 вершка. На кол кладут лопаточку, на широкий конец которой кладут мяч (см. рис.). Чтобы мяч не скатывался, на лопаточке делается маленькое углубление. По другому концу лопаточки один из играющих ударяет палкой. От удара мяч летит кверху, взлетая иногда очень высоко, а другие играющие стараются при этом ловить его, пока он не упал на землю. Кто не поймал, тот бьёт первый.

Лапта.

 

Перед игрой предварительно выбирают возможно большое место до 20-30 сажен длиной и шириной, ровное, открытое, чтобы мячик, перелетая с одного конца на другой, не задерживался никакими препятствиями, следовательно, лучше всего - на широкой улице, площади, за селениями, в лугах и т. п. На этом месте проводят две параллельные черты, на расстоянии одна от другой 10-20 сажен и длиной каждая по 8-10 сажен. На этих чертах, кроме того, для большей ясности, иногда роют маленькие ямки, ставят палки, кладут жерди, или делают другие какие-нибудь вехи. Черты эти почти повсюду называются «салами», в иных же местностях называются ещё «городками», «станами», «стоянками», в иных местностях эти черты называются ещё: одна, на которой стоит «играющая» или «господствующая» партия - «коном», а другая, до которой бегают игроки, или просто «салом», или же одна из черт называется «ближний стан», а другая - «дальний стан», одна черта - «битое сало», другая - «шарильное сало» и т. д. На шаге от первого сала в некоторых местностях по направлению к последнему салу проводится по земле ещё черта, называемая прискоком или тягой, на которой могут стоять игроки, приготовившиеся к перебежке до другого сала. В некоторых местностях, по особому соглашению, иногда делается ещё среднее или третье сало, полусало. Оно помещается где-нибудь в поле, то есть в пространстве между двумя главными салами. Это вспомогательное сало делается для того, чтобы всякий, кому нужно бежать, видя невозможность добежать от одного главного сала до другого и обратно, мог спастись от удара мячом, став на это среднее сало. Но, оставаясь здесь, игрок считается «поганым» до тех пор, пока не улучит минуты сбегать до следующего главного сала и обратно, после чего позор с него снимается и он получает снова право бить по мячу в свою новую очередь. Место между салами называется полем. На всех игроков полагается только один мяч и одна палка (лапта). Участников игры собирается не меньше 6, но может быть их и 20 и более, однако с тем непременным условием, что их число было чётным. Затем играющие выбирают из среды себя двух товарищей - лучших игроков, отличающихся между ними большей силой и ловкостью в битье мяча. Этих выбранных называют «матками». Иногда выбираются к ним ещё и помощники. Около этих выборных группируются все остальные. Для этого они сначала делятся на пары, в которых игроки должны быть ровными по силе, ловкости и умению играть. Эти пары отходят в сторону от маток, «водятся» и здесь дают себе различные условные названия, подходят с этими названиями к какой-либо из маток и спрашивают, что ей нужно, называя вместе в тем и те предметы, представителями которых они теперь являются. Матка наудачу выбирает одного из них, и избранный остаётся при ней, а другой идёт ко второй матке. Следующая пара подходит уже к другой матке и также предлагает вопросы в том же роде. Таким образом матки делят между собой игроков и в конце концов все играющие разделяются на две совершенно равные партии. Если бы, однако, случился нечётный игрок, тем не менее, непременно желавший принять участие в игре, то его присоединяют к той партии, которую считают слабее. При развёрстке пар между матками последние начинают бросать жребий между собой, чтобы решить, какой партии сначала становиться на кон и бить мяч, а какой служить и ловить мяч в поле. Для этого они или обычным образом канаются на палке, или бросают кверху камушек, черепок, щепку, дощечку и т. п., смоченные с одной стороны и назначаемые для одной партии, а с другой стороны оставленные сухими и назначенными для другой партии. Смотря по тому, какой стороной брошенный предмет ляжет кверху, той партии и становиться на кон, а другой идти в поле водить, или же делается обратно, смотря по условию. Перед началом игры коновая матка иногда назначает своим игрокам сколько раз кому следует бить мяч, смотря по ловкости, а именно: один (одиночки), два (двойники), три (тройники) и т. д., или чаще всего каждому из играющих назначается бить по одному разу, начиная притом игру со слабейших, матка же, по обыкновению, бьёт последней и бьёт, по условию игры, несколько раз, от 3 до 10 и даже более. Для подбрасывания мяча из второй партии назначается так называемый подавальщик, выбираемый обыкновенно из ловких и проворных игроков. Смысл такого выбора яснее обозначится ниже. На подавальщика, между прочим, возлагается обязанность следить за тем, чтобы никто из коновой партии не переходил коновой черты, иначе подавальщик обязан бить его мячом, находящимся в его руках. В некоторых местностях обязанности подавальщика иногда прямо берет на себя вторая матка. Во всяком случае однако прежде, чем взять на себя эти обязанности, она предварительно хорошо устраивается в поле с своими игроками, расставляет их по таким местам, на которых, по её мнению, можно легче словить мяч в полете, где удобнее пятнать перебежчиков из первой партии, и потому расставляет их во всяком случае в некотором отдалении друг от друга. Пятнать дозволяется только в пределах поля, но у сал - никогда. Поэтому добежавший до них всегда безопасен от саления. Кроме того, в некоторых местностях иногда играющие заключают между собой условие, чтобы от бросаемого мяча можно было защититься руками и чтобы это не ставилось в вину защищаемуся таким образом. «Руки - оборона», говорят дети этих местностей, а потому защита ими от бросаемого мяча нередко действительно и разрешается с взаимного согласия играющих. Если водящая партия полагает, что мяч после чьего-либо удара может залететь и за последнее сало, то дозволяется, по усмотрению, размещать игроков и за этим салом, равно как и в некоторых других местах, куда полагают возможным залететь мячу, исключая, разумеется, кона или города. Когда таким образом все предварительные приготовления к игре закончены, на кон становится подавальщик, а к нему по очереди выходят игроки бьющей партии. Подавальщик становится лицом против бьющего, шагах в двух против него, и подкидывает мяч аршина на два кверху. Когда мяч начинает падать, игрок старается в этот момент попасть по нему своей палкой и ударить как можно сильнее. Если удар сделан достаточно удачно, тогда бивший бросает лапту и бежит на второе сало, а оттуда спешит обратно к своим товарищам. Если удар был только порядочным, так что, по расчетам бившего, он мог дать ему возможность добежать только до полусала или второго сала, то после такого удара бивший действительно позволяет себе добежать только до этого места, а затем остается здесь до хорошего удара кого-нибудь из следующих товарищей, причём старается возвратиться на кон уже как бы во второй приём. Но если при ударе лаптой по мячу оказался промах, то, смотря по условию игры, бившему дозволяется или ещё бить до двух, трёх промахов, причём считается за удар даже и тот случай, если лапта хоть немного задела мяч, или же ему предоставляется право ждать удачного удара кого-либо из последующих игроков и делать перебежку вместе с ним. В некоторых местностях, впрочем, существует ещё такое правило, что не сбегавшие на второе сало и те, которые остались там из-за недостаточно сильного удара, выпускаются для окончательной перебежки или, как выражаются, выкупаются только последним игроком или маткой. Во время перебежки игрока, сделавшего более или менее удачный удар по мячу, игроки водящей партии стараются поймать мяч и удержать им бегущего по полю игрока. Если не осалят, то есть не ударят его подхваченным мячом, тогда сбегавший получает право снова бить мяч, но уже после своих товарищей, которые все бьют по очереди своей партии. Если же кто-нибудь из водящей партии словит мяч на лету, или осалит им бегущего по полю игрока, к которому, в свою очередь, прилагается слово «нарвался», то всей этой партии предоставляется право становиться на кон и бить мяч, а коновая, как продавшая мяч, переходит на её место в поле. При этой смене, засалившая сторона должна возможно скорее занять кон, ибо в противном случае, овладевши брошенным в её среду мячом, может со своей стороны салить им пробирающихся до кона своих противников. Тут иногда завязывается такая борьба, что одна сторона успевает засаливать другую по несколько раз, пока наконец та или другая из них успеет благополучно добраться до кона. В этой борьбе обе партии приходят в крайне возбуждённое состояние - все кричат, командуют, делают предостережение, посылают насмешки плохим игрокам, как будто в самом деле решается вопрос о жизни и смерти борющихся. Во всей этой сумятице, разумеется, больше всех обращает на себя внимание бегун или тот, кого намереваются засалить при борьбе за право становиться на кон. Он, как заяц, увертывающийся от собак, то подпрыгивает и подскакивает, то бежит вкривь и изгибами, то ложится на землю, кувыркается и т. д. без конца, пока ловкий перебег или удар мяча не решает дела безапелляционно. Наоборот, когда игра идет своим порядком, тогда после всех игроков и произведенных ими перебежек, исключая различных случаев, когда некоторые из них, вследствие слабых ударов, застряли на кону (прискок, тяг), или на втором сале, тогда, повторяем, выступает на кон бить матка. Она всегда старается бить возможно сильнее, чтобы в это время игроки, не успевшие сделать перебежки, успели сделать её теперь, как можно успешнее. Это и называется «выручать» или «бить на выкуп». Матка обязана бежать, пробив последний раз, но при этом может случиться и так, что именно последний раз она даст промах, тогда она остается на кону и ждет удара кого-либо из тех товарищей, которые прежде били и уже успели сделать перебежку. Тогда «выкупают» её. В случае промаха последних, бившая партия или произвольно сдаётся, идёт в поле, составляя на кону лишь своего подавальщика, а самый кон уступая полевой партии, или игроки коновой партии, не успевшие сделать перебежки, пробиваются до заднего сала и оттуда обратно до конца, так сказать, своей грудью, подставляя себя при этом под верные удары мяча и рассчитывая лишь на случающиеся иногда промахи, или удачу борьбы, возможной при взаимном желании партий, как об этом только что было упомянуто выше. Иногда невыкупленные игроки гонятся на свои места через так называемые даровки, состоящие в следующем: или кто-нибудь из водящей партии бросает мяч кверху, после чего поймавший его руками начинает салить им тех, которые должны перебежать, или же кто-нибудь из игроков водящей партии перебрасывает мяч другому из той же партии, а в это время обязанные бежать должны сделать это, всячески избегая засаления со стороны того, кто поймает брошенный мяч. Если при этом удастся запятнать кого-нибудь из перебежчиков, то обе партии меняются местами и водящая становится бьющей, а бьющая - водящею. После того водящая партия бросает мяч на кон и с торжеством перебирается на него. Вместо даровки матка водящей партии иногда для недобежавших игроков бьющей партии «заваривает кашу», каковая процедура состоит в том, что водящая матка бьёт мячом по полю или по кону три раза, приговаривая «Каша! Каша! Каша!» В это время все недобежавшие должны сделать полную перебежку, а матка после третьего удара по земле начинает салить бегунов. Если саление удалось, то они спасены. Если же кто-нибудь оказался посаленным, то вся бьющая партия со срамом идёт в поле и только как бы в утешение себе иногда посылает вслед своим победителям, с торжеством вступающим на кон, фразы «Заводили мы вас, загоняли, заездили?». А эти, в свою очередь, не без юмора отвечают: «Идите, идите своей дорогой, засаленные! Подождите, как мы будем вас гонять и ездить!» Интересы полевой партии состоят в том, чтобы, как мы уже видели выше, ловить мяч на лету и бить им перебежчиков, но может случиться и так, что при пятнании бегущего дан промах. В таком случае обыкновенно овладевает мячом партия на кону и тогда всем бившим по мячу, но ещё не успевшим сбегать до второго сала, представляется самый удобный и самый безопасный случай совершить свою пробежку. Чтобы однако водящей партии никогда не подвергаться подобному риску, обыкновенно саление со стороны её производится со всею осторожностью и ловкостью. Если почему-либо она не находит возможным это сделать, тогда просто воздерживается от саления и, наоборот, старается как можно скорее бросить мяч на кон подавальщику, чтобы таким образом возможно скорее пресечь стремления к перебежкам. Подавальщик кроме того может сослужить службу своим товарищам водящей партии в следующем отношении: бившие по мячу, но не успевшие сделать перебежку, обыкновенно очень торопятся развязаться с этой, лежащей на них обязанностью и потому, когда становится на кон бить по мячу кто-нибудь половчее, то, как только подавальщик лишь сделает жест, напоминающий собою бросание мяча, эти торопыги уже пускаются бежать, а между тем жест был фальшивый, даже иногда намеренно так сделанный, чтобы именно такого рода торопливость и вызвать, после чего подавальщик, разумеется, начинает салить «нарвавшихся». Помимо этого фокуса подавальщик в самом деле может быть неопытный или недобросовестный. В таком случае, с согласия обеих сторон, дозволяется его сменить и взять другого, конечно из водящей же партии. Игра обыкновенно кончается тогда, когда устанут обе стороны. Игры с шарами

 

Игры с шарами в России очень распространены, очень разнообразны и очень оригинальны. Шары, употребляемые для игр, делаются большей частью для прочности из корня дуба, берёзы, какого-нибудь плотного нароста на дереве, или же просто из любого обтёсанного куска дерева. Величина шара 2-3 вершка в поперечнике. Они называются или просто шарами, или сучками (вероятно, от слова сучок, обрубок). Эти шары или катают руками и палками, или только бьют их особого рода палками, называемыми клюшками. Для катания употребляют палки с утолщением, или загнутые на том конце, которым бьют по шару, чтоб таким образом конец этот был крепок и ловок для битья (см. рис.). Длина палок, употребляемых для игр - 1-1,5 аршина, смотря по возрасту играющих. С помощью этих палок шары обыкновенно загоняют в ямки. Для успешного ведения своего игры с шарами большей частью требуют довольно большого простора, а потому они ведутся чаще всего на открытых местах, там, где земля довольно плотно убита и достаточно хорошо выровнена, так как участвующим в этим играх нередко приходится принимать во внимание лёгкость катания шара, будет ли то в зависимости от его тяжести, силы и ловкости удара игрока, или же от тех препятствий, которые представляет в данном случае та или другая степень ровности и убитости почвы. Игры с шарами во всяком случае требуют большой осторожности, при несоблюдении которой и особенно при неловком ударе по шару, иногда легко можно попасть в играющих и посторонних и, таким образом, причинить им немало вреда.

Котел. Масло. Дук.

 

Играющие предварительно вооружаются палками, несколько загнутыми в нижнем конце, длиною около 1-1,5 аршина, смотря по возрасту детей, и деревянным шаром в 2-3 вершка в поперечнике. Затем они вырывают круглую яму (см. рис.) диаметром в 2-3 четверти, глубиной в 1-1,5 четверти. Ямка эта, смотря по местам, называется котел, дук и т. д. Вокруг ямки обводят круг до 1,5-2 сажен в поперечнике, а по окружности круга роют или выдалбливают палками ещё несколько маленьких лунок, называемых «масла», «лунки», «дучки», «мазлы», величиной 1,5-2 кубических вершка, по числу играющих, кроме одного, который водит. При рытье ямок заботятся ещё и о том, чтобы всякий из играющих мог свободно достать своей палкой от своей ямки до средней большой. Вырыв и разместив ямки, игроки затем или метают палки, или меряются на палке для определения жребия, кому идти в поле, за круг водить. При этом чья палка окажется ближе всех при метании, или чья рука ниже всех на палке, тому и водить. По определении жребия игроки размещаются по кругу, каждый, держа свою палку воткнутой в ямку, что означает караулить, или беречь свою ямку, а вожак становится возле большой, средней ямки, отбрасывает оттуда приготовленный для игры шар рукой или палкой - приблизительно сажен на 5 от круга - и уже обратно с поля или гонит шар в большую ямку палкой, или же, отойдя от котла на условленное расстояние, бросает оттуда шар, стараясь сразу и прямо попасть им в котёл. Стоящие у лунок стараются в этом случае отбивать шар палками и не дают ему попадать или скатываться в котёл. В случае, когда шар брошен, или введён палкой в котёл удачно, во многих местностях играющие стараются быстро поменяться лунками, причём и кидавший, или гнавший шар старается также захватить себе одну из лунок, не успевший же при этом переменить лунку начинает водить. Но иногда водить достаётся опять-таки старому водящему, если он не успевает захватить для себя лунку. Большею частью, однако, водящий начинает гнать шар палкой и, по мере приближения его к кругу, ближайшие игроки ударами своих палок снова стараются отогнать его в поле, всячески мешая тем самым закатыванию его в среднюю ямку. Отваживаясь на удар, игрок, однако, должен позаботиться о том, чтобы, когда он бьёт по шару, водящий в это время не занял его ямки своей палкой, так как у водящего по мере приближения к кругу обыкновенно имеются две цели: или вогнать шар в среднюю ямку, или же, воспользовавшись неловкостью игрока, намеревающегося отогнать шар в поле, занять его ямку в тот момент, когда он, вынув свою палку из лунки для удара по шару, не успел при этом снова занять её своей палкой. Когда сообразительный водящий гонит шар, то, по мере приближения своего к кругу, гонит его всё с большей и большей предосторожностью, тихо катит его, защищая каждый раз своей палкой, ставя её впереди шара, особенно, когда замечает, что кто-нибудь хочет ударить по нему. Вместе с тем он следит за каждым движением отбивающих и вот между прочим причина того, что когда водящий, особенно ловкий, проводит шар к кругу, то игроки нередко не отваживаются отбивать шар, а водящий преспокойно проводит его в среднюю ямку, несмотря на то, что ему стараются помешать в этом отношении 8-10, а иногда и более товарищей. Если водящему удалось загнать шар в дук, то все играющие после того начинают снова занимать места, как сказано выше. Если же водящий, догнав шар до круга, успеет удачно занять лунку игрока в тот момент, когда последний отбивал шар в полк, тогда он остаётся при этой лунке, а прозевавший идёт в поле. Иногда эта игра бывает очень занимательна и привлекательна. Иногда водящий нарочно соблазняет стоящих на лунках, гонит шар возле самых лунок, игрокам хочется ударить по нему, но они боятся прозевать лунку, особенно при ловком вожаке, а иногда чуть только игрок поднял свою палку от лунки, чтобы отбить шар, а водящий уже занял его лунку своей палкой. Или водящий подогнал шар уже к самой средней ямке, тут столпились все участвующие, стараясь воспрепятствовать ему в этом окончательном намерении, а он, с быстротой молнии, бросает шар и занимает чью-либо лунку. При ловких водящих игра кончается очень скоро, при неловких же и малосообразительных катание шара продолжается иногда более часа. Главнейшая цель игры, очевидно, та, чтобы научить детей с возможной ловкостью и осторожностью оберегать свои места и в то же время не допускать в свою черту врага, рискуя, в противном случае, навлечь на себя его кару.

Прочики. Киюшки (от слова «кий»). Угон. В концы, и проч.

 

Местом для игры выбирается поле с ровной плоскостью, или большая площадь, а иногда эту игру ведут зимой по чистому льду. Для игры запасаются палками с утолщением или загнутыми на одном нижнем конце, длиной около 1-1,5 аршина, смотря по возрасту играющих. Кроме того, запасаются круглым деревянным шаром, для гоняния палками на условном месте. После того играющие назначают два кона (см. рис.) на расстоянии один от другого приблизительно на 20-30, а иногда и 50-70 шагов или сажен. На границе каждого из них вырывают по одной ямке, величиной 1-1,5 четверти в глубину и ширину («прочики», «станы»). Далее выбирают двух маток, отличающихся наибольшей ловкостью и умением вести игру. Около каждой из них по жребию собирается по равному числу играющих. Матки бросают жребий (мерясь на палке, или бросая палки с носка), которой партии начинать игру. Суть игры состоит в том, чтобы уметь провести шар от одной ямки (кона, прочика, стана) до другой, причём противоположная партия мешает этому проведению и, наоборот, старается повернуть шар обратно к той ямке, от которой его гонят. Для этой цели обе партии размещаются одна против другой как бы в линию, по направлению и протяжению от одного конца до другого, как обозначено звёздочками, или же прямо разделяют всё поле продольной чертой, за которой стоят партии и одна сторона не смеет перейти на другую. Как только начинающая партия сделает «запал», то есть удар по шару в направлении к тому кону, к которому она намеревается провести его, тотчас же начинается стычка и иногда ужасная борьба обеих партий. При борьбе иной ещё в воздухе встречает шар своей дубинкой и отбрасывает его назад, иной, наоборот, почти у самой дубинки своего противника подбивает шар снова обратно и, таким образом, даёт ему сильное и решительное движение вперёд. Вся толпа в сильной суете, шумит, галдит, из сил выбивается от крика, быстро двигается то в одну, то в другую сторону, смотря по направлению шара, иные ревут от понесённых ударов по своёму телу, другие над ними забавляются и продолжают энергично командовать: «гони её, гони его, завёртывай, поворачивай!» и т. д. Если партия, ведущая игру, дошла, наконец, благополучно шар до противоположного кона, тогда она считается выигравшею ставку, но вместе с тем она меняется местами и ролями со своими противниками и в новой игре старается уже мешать проведению шара от кона до кона, так как до сих пор враждовавшая ей партия, наоборот, старается вести игру по её прежнему примеру. Если же случится так, что враждующая сторона отобьёт шар у ведущей игру и, завернув его назад, догонит его обратно до того стана, с которого повели его до другого стана, тогда выигрыш ставки считается за этой последней стороной, после чего, однако, тоже происходит обмен местами и ролями в игре ан следующую партию. По окончании игры считают, какая матка выиграла больше ставок, а развязка обыкновенно оканчивается только подтруниваниями одной стороны, выигравшей, над другой, проигравшей.

Катовки. Прокатный шар.

 

Игра производится большей частью где-нибудь на дороге, поперёк которой делают ряд лунок (см. рис.) по числу играющих без одной, то есть не назначая лунки для водящего, на расстоянии приблизительно сажени одна от другой. Затем играющие обычным образом бросают между собой жребий, кому достанется водить. После жребия бьющие становятся каждый на свою лунку, держа в руках палки, а водящий берёт шар, идёт в сторону от играющих и, останавливаясь приблизительно в двух саженях от крайней лунки какой-либо стороны, быстро катит шар поперёк дороги. Когда шар поравняется с крайней лункой, то стоящий на ней игрок бросает в неё своей палкой. Если он попадёт в шар, то шар отскакивает куда-нибудь в сторону, а он бежит за своей палкой, если надеется возвратиться к своей лунке прежде, чем водящий успеет «замакнуть», то есть коснутся её шаром при своём обратном возвращении с ним с поля. Если же он не надеется это сделать, то ждёт, пока кто-нибудь из товарищей более удачным ударом не представит ему менее рискованной возможности сделать это. «Замакать» в лунку шаром в этом случае водящий может даже тогда, когда кто-нибудь из играющих снимет ногу со своей лунки, бил он или не бил - всё равно. Поэтому все бьющие не только не могут отходить безопасно от своих лунок, но даже и снимать с них ног. Если водящий не успеет «замакнуть» шаром ни в одну лунку, то снова катит шар, как и в первый раз. Если первый бьющий не попадёт в шар, то в этот последний бросает второй, третий и т. д. до последнего, кому удастся попасть. Отдельные промахи каждого здесь не ставятся в вину промахнувшемуся. Если же промахнутся все бьющие, то водящий идёт за шаром, и, где шар остановится, бросает им оттуда в чью-либо палку. В чью попадёт, тот и должен водить, а водящий берёт его палку и становится на лунку бить. Равным образом он меняется своей ролью и с тем, в чью лунку ему удастся «замакнуть» своим шаром прежде самого её хозяина.

Буй. Тонка. Шар с перекладом. Конда.

 

Берут жердь или чурбан (конд, тонка, переклад, буй и пр.) аршин 6-8 длины и кладут её посредине ровного места большей частью поперёк дороги, потом по жребию выбирают одного или двух водящих. Водящий становится с шаром у жерди, остальные отходят от неё сажени на 4-5 и бросают палками к жерди так, чтобы они летели не прямо, как стрела, а делали бы круговращательные движения, ударяясь концами в землю - «копыляли» бы, как выражаются в Вятской губернии. При этом, однако, не требуется, чтобы все бросали палками непременно с одного места, наоборот, каждому позволяется бросать палку с какого угодно места, но лишь приблизительно с одинакового расстояния и притом так, чтобы все палки обязательно перелетели через жердь. У кого палка упадёт перед жердью, тот должен снова идти «копылять» её. Когда все палки будут лежать по другую сторону жерди или чурбана, тогда водящий смотрит, в какую палку удобнее будет «калить», то есть бросать в неё шаром. Наметив себе палку, он говорит: «Бью в такую-то». Тогда остальные берут свои палки и подходят к той, в которую водящий намерен бить. Затем водящий кидает шар так, чтобы он катился по направлению к палке, а сам в это время также бежит за шаром, на тот случай, если палка не будет задета шаром, чтобы скорее схватить его с земли и попасть в жердь. Наоборот, если он удачно попадает шаром в палку, то непременно хватает её и бежит к жерди, спеша ударить по ней своей палкой. Остальные играющие, в свою очередь, также бегут, каждый с своей палкой, к жерди, чтобы успеть ударить ими раньше других. Тот же, в чью палку водящий ударил шаром, бежит сначала за шаром и, схватив его, катит или бросает им в жердь, стараясь попасть в неё шаром раньше других. Но остальные игроки всячески стараются воспрепятствовать успеху его в этом, отбивая своими палками от жерди брошенный и приближающийся к последней шар. Эта борьба продолжается до тех пор, пока игрок, заменяющий теперь водящего, не попадает, наконец, в жердь. После этого все игроки снова идут «копылять», кроме водящего, который на этот раз избавляется от «копыляния» и уже прямо становится к жерди. Если выбранный в первый раз по жребию водящий не попадает шаром ни в чью палку, то в этом случае он сам должен бежать за шаром и затем стараться попасть им в жердь. Если ему это удаётся, игра начинается снова. Иногда водящих выбирается двое, в таком случае игра ведётся почти так же, как и при одном, а именно: сначала один бросает шаром в одну палку, потом шар берёт другой водящий и бросает им в другую палку. После того, как они сделают это удачно, один из тех, в чьи палки попали шаром, бежит за шаром, а другой становится у буя (жерди). Водящий, стоящий в поле, бросает шаром в буй, а стоящий у буя, в случае промаха первого, ловит шар и бросает его или к своёму товарищу, или в буй. Смотря по тому, что для него удобнее. В случае промаха первых водящих это делают они.

С бабы шаром. В шар бабы (Пермская губерния).

С бабки (Вятская губерния).

В шарик (Тобольская губерния).

Городок (Владимирская губерния).

 

Вколачивают в землю кол (бабу, бабку), толщиной в 2-3 вершка, выставляют его немного на поверхности, кладут на верхушку кола шар и проводят кругом его черту. Ели шар велик, то иногда для удобства вместо кола берут достаточной величины камень. Затем на расстоянии 4-5 шагов назначают «сало», или место, откуда бить, вырывая для этого большей частью неглубокую ямку-лунку, а через неё проводя черту, или перекидывая жердь (тонку, тронку, тонгу). Потом играющие начинают метаться палками: чья палка лежит ближе, тому и водить, то есть стоять неподалеку от бабы, бегать за шаром, когда кто-нибудь его собьёт, и потом ставить его опять на место. Затем игроки по очереди ставятся на сало, стараются сбить шар с бабы и угнать его как можно дальше. Если шар действительно полетел далеко, то сбивший его бежит за своей палкой в поле, а на обратном пути старается «замакнуть» (Вятская губерния) своей палкой в бабку, то есть дотронуться до кола, и затем старается добежать обратно до сала прежде, чем водящий успеет сбегать за шаром, постукать им о бабу и затем поставить его на кол. Если перебежка вполне удаётся игроку, то после того он бьёт во второй, третий раз и т. д. до тех пор, пока не промахнётся, или не успеет сделать вновь счастливой перебежки за палкой. В последнем случае он ждёт удачного удара следующего игрока и тогда бежит за своей палкой вместе с ним. На случай неудачных ударов в Вятской губернии существует такое правило: если бегущий ударит в шар настолько плохо, что шар упадет где-нибудь недалеко от бабки, то он может спокойно идти к своей палке (козлинке), взять её в руки, даже сделать шага два, три вперёд по направлению к бабке, шарильщик в это время ещё не имеет права «замакнуть» шаром в бабку, но если пробивший побежит прямо к бабке, тогда водящий может замакнуть в бабку. Поэтому в подобных случаях пробивший, взяв козлинку, не пытается бежать с нею к бабке, а стоит на том месте, где упала его козлинка, и ждёт более удачного удара кого-нибудь из последующих бьющих своих товарищей. Случается однако так, что никто не мог попасть в шар, тогда водящий кладёт свою палку одним концом на шарик, а другим на землю, или, как говорят «ставит цевку», в которую, или опять-таки в шарик с бабкой, игроки целят и бьют теперь уже из поля и начиная с того, у кого палка лежит всех дальше. Последний непопавший остаётся водить. Если же все попадут, то водящий остаётся прежний. В игре бывает ещё такой случай, что кто-нибудь собьёт шарик, но последний не выкатится из круга, тогда бивший называется погорелым и становится у бабы водить (Пермская губерния). Для промахнувшегося игрока в Вятской губернии существует безапелляционное правило: он тотчас же должен отдать свою козлинку шарильщику, а сам идти шарить.

Шарик с большой и малыми бабами (Пермская губерния).

 

Вбивают в землю кол, выставляющийся из земли на 1 аршин. К этому колу ставят ребром доску, длиной около сажени, а по концам её, в уровень с нею, вбивают ещё два кола (см. рис.). Средний высокий кол называется большой бабой, низенькие - малыми бабами. На большую бабу кладут шарик. Вокруг доски с колышками обводят чертой на земле круг (см. рис.) После того игроки, становясь у доски, начинают бросать свои палки, обыкновенные битки с носка вперёд: чья палка ляжет ближе, тому водить в поле, а чья палка ляжет дальше, тому называться маткой. Обязанность её состоит в наблюдении за игрой и накладывании шарика на бабу после того, как он сбит. Остальные игроки становятся на некотором, условном расстоянии от доски и по очереди, смотря по тому, в каком порядке ложились палки при бросании, начиная с более дальней палки, бьют в шарик своими палками. Если кто дал промах, то водящий тотчас же отбрасывает палку такого игрока подальше от места её падения, а сам он пока остаётся на месте со своими товарищами. Затем бьёт другой, третий и т. д., и если кто-нибудь из них опять не собьёт шара с бабы, то водящий поступает с их палками так же, как и с палкой первого, наоборот, если кому-нибудь удастся сбить шар с бабы и ещё лучше, если на далёкое расстояние, тогда все, у коих брошены палки, бегут за ними, и, схватив их, спешат бросить ими в доску. Это значит «зачураться». В это же время, когда игроки бегут за палками, водящий спешит схватить шар и бросит им в доску раньше кого-нибудь из игроков. Если это случится, тогда водящий делается маткой, а водящим - запоздавший бросить свою палку в доску. Случается, однако, в игре и так, что все перебросают свои палки в шарик и никто не попадёт в него. Тогда матка берёт с бабы шар и, отсчитав от неё три шага, с этого места намечается в палку последнего, бившего шар. Если мета будет удачна, то владельцу этой палки и водить, если же нет, то водящий и владелец упомянутой палки стараются схватить первый - шар, второй - свою палку, а потом спешат один раньше другого бросить в доску шар или палку, то есть «зачураться». Кто из них раньше успеет «зачураться», тот становится маткой, а другой - водящим. При игре случается иногда и так, что брошенная палка попадает не в шар, а в доску, причём шар только что упадёт и остаётся в кругу, не выкатываясь за черту. После такого удара игрок делается водящим, а водящий - маткой. Если после подобного удара шар остановится на черте, тогда неудачно бившего подводят к черте, кто-либо закрывает ему ладонью глаза и в этом положении заставляют его выбивать шар за черту. Выбив шар, он старается скорее схватить палку и «зачураться», то есть ударить палкой в доску. Водящий тоже старается «зачураться» поднятым им шаром. Кто ранее «зачурается», тот делается маткой, а опоздавший идёт водить. Игры с палками и деревяшками

Чиж.

 

Рис.1. Чиж.

Сначала делают ровную, гладкую палочку, толщиной в небольшой палец руки, длиною 4-5 вершков (см. рис. 1). Концы этой палочки заостряют на полвершка, но не очень остро, чтобы при ударе другой палкой, побольше, эти концы не отламывались, заостряют большей частью оба конца, но иногда один и притом конусообразно, наподобие заострённого карандаша, или срезав только с одной стороны наискось (см. рис. 2). Эта палочка в большинстве местностей называется чижом.

Рис.2. Чиж.

Затем делают другую палочку, несколько потолще чижа и, по крайней мере, в 3-4 раза длиннее его, следовательно, около 1-1,5 аршин длины. Эта палочка предназначается для битья по чижу. После того на ровном, открытом месте обводят чертой круг или четырёхугольник с поперечником около 1-2 аршин. Этому месту дают название «город», «кон», «дук». Иногда же вместо того просто вырывают только небольшую ямку (лунку) в несколько кубических вершков. Затем назначают поле, то есть такое место, куда и в каком направлении следует бить по чижу из города, или ямки палкой. Игра ведётся между двумя лицами или между двумя партиями. Если она ведётся между двумя лицами, что чаще всего встречается, то производится так: сначала игроки бросают жребий, обыкновенно на палке: кому бить по чижу и кому водить, или идти в поле? Бить по чижу обыкновенно достаётся тому, чья рука при жеребьёвке оказалась выше, после чего другому, очевидно, волей-неволей приходится водить.