ДЕРБЕНТ - ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ГОРОДОВ МИРА

 

На западном побережье Каспийского моря, там, где горы Кавказа почти подходят к морскому побережью, оставляя узкую трехкилометровую полоску равнины, раскинулся древний Дербент - второй по величине и значению город Республики Дагестан и самый южный город Российской Федерации. Дербент - один из древнейший городов Кавказа. Его история насчитывает пять тысячелетий. Возникнув в глубокой древности, он из маленького поселка превратился в один из крупнейших средневековых городов Востока. Он пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды расцвета и упадка, служил ареной кровопролитной борьбы и "яблоком раздора". На него претендовали Римская империя и Парфия, Сасанидский Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, государство Сельджукидов и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны, российские императоры.

Здесь побывали многие известные полководцы и завоеватели средневекового Востока - арабские военачальники Маслама ибн Абдалмалик и Марван ибн Мухаммад, сельджукские полководцы Сау-Тегин и Йагма, прославленные соратники Чингиз-хана - Джебэ и Субудай, "Властелин Мира" Тимур и правитель Золотой Орды Тохтамыш, турецкий султан Селим и основатель государства Сефевидов шах Исмаил. В Дербенте пребывали знаменитый правитель Ирана шах Аббас и "Гроза Вселенной" Надир-шах. Здесь "прорубил окно" на Восток император Петр Великий.

Но Дербент привлекал внимание не только видных государственных деятелей. О нем сообщают греческие и римские писатели, средневековые византийские, сирийские, арабские, персидские, кавказские, турецкие, европейские авторы. Посетить Дербент и увидеть его достопримечательности стремились многие средневековые путешественники, которые в своих сочинениях оставили важные сообщения об этом древнем городе. Это арабы Ахмед ибн Фадлан (X в.) и Абу Хамид ал-Гарнати (XII в.), венецианцы Марко Поло (XIII в.) и Иосафат Барбаро (XV в.), русские Афанасий Никитин (XV в.) и Федот Котов (XV в.), англичане Христофер Бэрроу (XVI в.) и Антон Дженкинсон (XVI в.), немцы Адам Олеарий (нач. XVII в.) и Георг Тектандер (XVII в.), голландцы Ян Стрейс (XVII в.) и Корнелий де Брейн (кон. XVII- нач. XVIII в.), турок Эвлия Челеби (XVII в.) и многие другие.

Своей богатой историей и необычной судьбой Дербент в огромной мере обязан своему географическому местоположению. Он возник в одном из самых стратегически значимых мест знаменитого международного Прикаспийского пути - важной военной и торговой трассе с древнейших времен связывавшей народы и страны Закавказья и Переднего Востока с Юго-Восточной Европой. Отсюда и немаловажная роль Дербента в истории многих племен и народов древности и средневековья. Отсюда и многочисленные (свыше 20) наименования этого города, данные ему теми или иными народами и подчеркивающие его географическое положение и стратегическое значение.

Географическая ситуация и благоприятные природно-климатические условия обусловили обживание этого места с глубокой древности. Как установлено раскопками, которые ведутся в Дербенте с 1971 г. экспедицией Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, первое поселение возникло здесь в эпоху ранней бронзы - на рубеже IV-III тысячелетий до н.э., т.е. пять тысяч лет назад.

Роль Дербента и Дербентского прохода особенно возрастает с последних веков до н.э., когда крупнейшие и могущественные государства античного мира - Рим и Парфия - столкнулись в борьбе за Кавказ. Стратегическая важность Дербента и проходившей вдоль Каспийского побережья международной караванной дороги обусловила подготовку императором Нероном в 68 г. н.э. большого похода сюда, но военная кампания не состоялась. Планы Нерона, очевидно, вскоре осуществил император Домициан, побывавший со своим войском на земле Кавказской Албании - древнего государства на территории современных Дагестана и Азербайджана. Об этом свидетельствуют римский государственный деятель и писатель Плиний Младший (62-113 гг.) и латинская надпись центуриона XII легиона Фульмината (Молниеносного) Л. Юлия Максима, обнаруженная около Баку.

На рубеже нашей эры Дербент становится важным военно-политическим и торгово-ремесленным центром Восточного Кавказа. Становлению Дербента как города способствовало, наряду с другими внешними и внутренними причинами и факторами, усиление с последних веков до н.э. торгового значения Прикаспийского пути, известного античным писателям под названием Caspia via ("Каспийская дорога"), активизация всей международной торговли между центрами и периферией античного мира. Дербент выступал важным посредником в торговых контактах Севера и Юга.

Преемниками Рима и Парфии в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и Сасанидский Иран. В V-VI вв. иранские "цари царей" (шахиншахи) развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство - возведение укрепленных городов, крепостей, так называемых "длинных стен", которые должны были защищать северные рубежи их державы от новой волны кочевников - на этот раз от нахлынувших племен гуннов, савир, тюрок, хазар.

Монументальным свидетелем той эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры являются укрепления Дербента, которые и ныне, спустя 1500 лет после их сооружения, поражают своим величием и мощью. Как и сотни лет назад, так и в наши дни, каждый, побывавший в Дагестане, непременно посещает Дербент, чтобы своими глазами увидеть величественные стены и многие другие исторические достопримечательности этого древнего города.

Впечатляющие, грандиозные Дербентские укрепления породили немало легенд о них. С ними, например, отождествлялась стена-плотина, "Железные ворота", якобы возведенные Искепдером Зуль-Карнайном (Александром Македонским) для защиты цивилизованного мира от набегов диких и свирепых племен Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог; см.: Иезекииль, 38,2; Откровение Иоанна, 20, 7). Эта легенда, получившая широкое распространение на христианском и мусульманском Востоке, приведена в Коране (сура "аль-Кахф", 97-98); ее рассказывает, в частности, и выдающийся Низами Гянджеви (1140-1202 гг.) в поэме "Искендер-наме".

В действительности, ставшие всемирно известными оборонительные сооружения Дербента были построены в середине VI в. в правление самого могущественного иранского шаха династии Сасанидов - Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.). Дербентский оборонительный комплекс включал цитадель, расположенную на отроге Кавказских гор и носящую ныне название Нарын-кала, и две длинные городские стены, параллельно протянувшиеся от цитадели до моря и полностью перегораживавшие приморский проход. Между этими стенами, отстоявшими друг от друга на расстоянии 350-450 м, и располагался средневековый город. Городские стены уходили в море, образуя порт. Подводными археологическими исследованиями установлено, что остатки этих стен прослеживаются в море на расстоянии ок. 270 м.

В V-VII вв. Дербент являлся важнейшим военно-стратегическим и административно-политическим пунктом Сасанидов на Кавказе, центром ремесла и торговли. Сасанидский наместник Дербента занимал столь высокое место в иерархической лестнице, что ему была предоставлена привилегия восседать на золотом троне. Это был и важный религиозный центр. Здесь до 552 г. находился престол католикоса Албанской церкви, а его дворец существовал в Дербенте и в начале VIII в. О зороастризме в Дербенте мы пока знаем еще мало; многие знаки, вырезанные на оборонительных стенах города его строителями, представляют собой зороастрийские символы. В 2000 г. рядом с городом был открыт и исследован единственный в своем роде на Кавказе зороастрийский погребальный комплекс.

Третьей составной частью Дербентской оборонительной системы являлась стена Даг бары ("Торная стена") - грандиозное фортификационное сооружение, которое по праву именуют Великой Кавказской стеной. Она отходила от цитадели Дербента в горы на расстояние более 40 км и была укреплена башнями и фортами, расположенными в стратегических местах. Эта фортификационная линия, стоящая в одном ряду с такими шедеврами оборонительной архитектуры, как Великая Китайская стена, Стена Александра, Стена Адриана и др., представляла собой мощную, труднопреодолимую преграду, позволявшую надежно перекрывать и контролировать Прикаспийский коридор, обходные горные дороги.

В VI веке Дербент, а точнее Дарбанд ("Узел ворот"), получает свое название, сохранившееся до наших дней. Это иранское название прочно закрепилось за городом, и его не вытеснили другие популярные наименования - тюркское Демир-капы и арабское Баб ал-абваб. В арабском названии города - "Ворота ворот" - было подчеркнуто особое политическое и географическое значение Дербента в Арабском Халифате.

Первые отряды арабских воинов появляются в Дербенте - Баб ал-абвабе - в 22 г. хиджры (642-643 г.). Комендант Дербента Шахрбараз заключил с арабами мир, а полководец Сурака ибн Амр от имени халифа Омара пожаловал горожанам грамоту, по которой они соглашались нести военную повинность. Но укрепиться арабам здесь сразу не удалось. Только с 22 г. по 31 г. хиджры по приказу халифов Омара и Османа было организовано не менее пяти крупных походов на Восточный Кавказ. И одной из главных стратегических целей арабских полководцев было овладение Дербентом - воротами в Восточную Европу.

Во время первых походов у стен Дербента погибли в битве с хазарами полководцы-братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа и их соратники. С ними народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента - кладбище "Сороковник" (тюрк. Кырхляр, перс. Чэхэл танан). Оно расположено близ ворот Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб ал-джихад ("Ворота Священной войны").

В результате длительных войн Дербент неоднократно переходил то к хазарам, то к арабам. Окончательно закрепились арабы в Дербенте - Баб ал-абвабе - после походов ал-Джарраха и Масламы (брата халифа Хашима) в начале VIII в. В наместничество на Кавказе Масламы, а с 732 г. Марвана (будущего халифа) Баб ал-абваб превращается в главный опорный пункт Халифата на Кавказе, в важнейший административно-политический и религиозно-идеологический центр. При Масламе в Дербенте проводятся большие строительные работы, сюда было переселено 24 тысячи воинов с семьями. Город был разделен на кварталы, в каждом из которых были возведены мечети: Хазарская, Палестинская, Дамасская, Химсская, Кайсарская, Джазирская, Мосульская. Кроме них была построена еще центральная мечеть Масджид Джами. Она сохранилась до наших дней и носит название Джума-мечеть. Надписи сообщают о строительстве ее в 115 г.х./733-734 гг./ и реконструкции в 770 г.х./l368-1369 г./ Джума-мечеть в Дербенте является одной из древнейших ныне действующих мечетей в мире. Есть основания полагать, что она была перестроена из христианского храма.

Среди других старинных мечетей города следует упомянуть Минарет-мечеть XIV-XV вв. близ ворот Джарчи-капы ("Ворота вестника"; араб. Баб ал-мухаджир) и Кырхляр-мечеть рядом с одноименными воротами, которая была возведена по повелению шаха Аббаса в 1036 г.х./1626 г./.

Яркими архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани, которые наряду с мечетями, караван-сараями, базарами являлись центрами общественной жизни восточного города. Городские ворота также представляют собой замечательные памятники средневековой архитектуры. Они имели не только оборонное значение, но и являлись украшением города. Своим архитектурным обликом, убранством они должны были говорить въезжающим в город о мощи и богатстве Дербента. Из восьми ворот, сохранившихся до наших дней, своим парадным видом особо выделяются Кырхляр-капы и Орта-капы ("Средние ворота"), являющиеся центральными в северной и южной городских стенах.

Дербент - это не только музей-заповедник, но и уникальная "библиотека под открытым небом", насчитывающая сотни эпиграфических памятников на арабском, персидском и среднеперсидском языках. В 2002 г. исполняется 280 лет со времени начала изучения эпиграфических памятников города - в августе 1722 г. князь Дмитрий Кантемир, сопровождавший Петра Великого во время его Каспийского похода, положил начало сбору и изучению надписей Дербента. И до сих пор город продолжает открывать исследователям свои "хранилища" памятников письменности.

В VIII- начале XIII в. Дербент - Баб ал-абваб - являлся не только важным военно-политическим, религиозным, но и торгово-ремесленным, культурным центром. Это был один из крупнейших городов Кавказа и всего мусульманского мира. В городе развивались различные ремесла - гончарство и стеклоделие, металлообработка и ювелирное дело, строительное дело и камнеобработка, ткачество и ковроделие и другие. Дербентские сочинения XI века упоминают даже такие профессии, как бумагоделатель, продавец книг, мыловар. Ремесленники были объединены в торгово-ремесленные корпорации - гильдии, во главе которых стояли начальники - раисы. Торгово-ремесленная аристократия Дербента занимала в социальной структуре города высокое положение. В X-XI вв. она обладала фактической властью в городе, и влияние ее на политическую жизнь было столь огромно. что раисы неоднократно изгоняли из города не устраивавших их эмиров. Об этом сообщается в дербентской хронике XI века "Тарих Баб ал-абваб".

Арабские писатели IX-XIII вв. отмечают производимые в Дербенте льняные ткани и одежды, которыми славился город и которые находили широкий спрос в Азербайджане, Ираке, Фарсе, Кермане, Табаристане, Хорасане и других областях и странах. Дербентская хроника упоминает среди городских ремесленников шелковода. А знаменитый путешественник, венецианец Марко Поло (1254-1324 гг.), посетивший город, сообщает о генуэзских купеческих кораблях на Каспии, на которых перевозили производившийся на Восточном Кавказе шелк. Через город на юг поставлялись меха бобра, соболя, белки, мед, воск, шерсть, ртуть, красители (марена и шафран). Баб ал-абваб был в этот период крупнейшим на Кавказе центром работорговли. Дербент в VIII-XIV вв. - это и крупнейший порт на Каспийском море. Как показали подводные исследования, Дербентская гавань занимала ок.14 га.

Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими городами и областями Переднего и Среднего Востока, Восточной Европы. При раскопках здесь обнаружены иранские фаянсовые блюда и чаши, китайская фарфоровая посуда, многочисленные иноземные монеты. Город являлся важным центром на Великом Шелковом пути и был активным посредником в торговле Востока и Запада, Севера и Юга. Торговые пошлины составляли важнейшую статью его доходов.

Развитие торговли приводило к развитию денежного обращения. Уже с начала VIII в. наместники Баб ал-абваба начали чеканить в городе от имени халифов серебряные и медные монеты (дирхемы, фельсы), что подчеркивало политическое и экономическое значение города и отражало необходимость в пополнении денежного потока. Монетная чеканка существовала в городе на протяжении всего средневековья, и дербентские монеты, судя по местам их находок, имели хождение не только на Кавказе, но и в Юго-Восточной Европе, в Средней Азии, на Переднем Востоке.

В 869 г. в Баб ал-абваб наместником был назначен Хашим ибн Сурака. Вскоре он воспользовался политическими распрями в Багдаде, особым положением и удаленностью Дербента и добился фактической независимости города и его округи. Заручившись поддержкой влиятельных представителей местного общества, Хашим был объявлен амиром Баб ал-Абваба. С этого времени и на протяжении 200 лет Дербентом правила династия Хашимидов.

Об этих и других политических событиях IX-XI вв. в Дербенте и на Восточном Кавказе рассказывает историческая хроника "Тарих Баб ал-абваб". Она была написана в конце XI в. неизвестным автором, возможно, влиятельным шейхом Маммусом ад-Дарбанди. Необходимо отметить, что VIII - начало XIII вв. в истории Дербента отмечены не только ярким экономическим подъемом, расцветом ремесел и торговли, но и всей городской жизни, городской культуры, развитием и распространением арабской письменности и языка, книжной культуры и научной мысли. Названное сочинение - яркий образец той эпохи, замечательный памятник истории и культуры. К этому времени относятся и ранние части другого широко известного исторического сочинения -"Дербенд-наме".

В XI веке в Дербенте теолог и мистик Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди завершил свой уникальный труд под названием "Базилик истин и сад тонкостей", который был обнаружен недавно и стал предметом пристального изучения ученых. Этот капитальный религиозный трактат, представляющий собой суфийскую энциклопедию, является важнейшим источником по истории ислама на Кавказе, в Иране, Ираке, Аравии и других областях Халифата. С этого времени Дербент становится одним из центров исламского мистицизма. Письменные источники донесли до нас имена многих шейхов, нескольких десятков ученых - выходцев из Дербента, которые постигали науки в ведущих научных центрах Халифата, в т.ч. в знаменитом медресе ан-Низамийа в Багдаде, и получили признание и известность в образованных кругах исламского мира.

Начало XIII в. - трагическая страница в истории многих народов Азии и Европы: объединенные под властью Чингиз-хана монголы начали огнем и мечом покорять одну страну за другой, превращать в руины цветущие города. "Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до окончания веков и до Страшного суда", - писал современник этих событий. В 1222 г. отборные монгольские войска во главе с лучшими полководцами Чингиз-хана - Джебэ и Субудаем, разорив многие области и города Средней Азии, Ирана, Закавказья, появились у стен Дербента. Они не стали штурмовать мощные укрепления Дербента, а обошли город, предприняв труднейший переход через горы Дагестана. В 1239 г. Дербент был занят монголами. Хотя город не был разрушен, тем не менее, его экономика была подорвана, торговые связи с центрами Закавказья, Переднего Востока, Восточной Европы нарушены. О последствиях монгольского завоевания Дербента сообщает Вильгельм Рубрук - посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мепгу, посетивший город в 1253 г. и записавший в своем дневнике: "...земля этого города считалась прежде за настоящий рай земной".

Вскоре город стал "яблоком раздора" между преемниками государства Чингиз-хана и, будучи важным стратегическим центром, десятки раз переходил из рук в руки. В дальнейшем Дербент так и не смог оправиться от этих катастрофических событий, несмотря на предпринятые попытки возрождения и в XV в. при ширваншахах Дербенди, и в XVII в. при шахе Аббасе, и в XVIII в. при Фат Али-хане. С XV в. Дербент начинает постепенно передавать Баку "пальму первенства" средневековых городов Кавказа. Но Дербент оставался важным военно-политическим и торгово-ремесленным центром, за обладание которым вели борьбу иранские шахи, турецкие султаны, российские императоры. Однако былого величия и славы, мощи и значения город так и не обрел.

Сегодня вновь возрастает геополитическое значение города, ставшего южными "воротами" России. Сегодня, как и в былые времена, многонациональный Дербент также радушно и гостеприимно распахивает свои древние ворота для многочисленных гостей, стремящихся познакомиться с городом-музеем, с его легендарными стенами и многими достопримечательностями. Отрадным явлением в жизни современного города, всего Дагестана и России явилось включение Дербента в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. На ближайшей Ассамблее ЮНЕСКО древний город займет свое, подобающее ему почетное место в числе выдающихся памятников истории и культуры нашей планеты.