ПЕСНЬ ВТОРАЯ

 

 

У подножия горы Чистилища. - Новоприбывшие души умерших

 

1-3. По Данте, гора Чистилища и Иерусалим расположены на

противоположных концах земного диаметра, поэтому у них общий горизонт. В

северном полушарии вершина небесного меридиана ("полдневного круга"),

пересекающего этот горизонт, приходится над Ерусалимом. В описываемый час

солнце, видимое в Иерусалиме, клонилось к закату, чтобы вскоре появиться на

небе Чистилища.

4-6. А ночь... - Согласно средневековой географии, Иерусалим лежит в

самой середине суши, расположенной в северном полушарии между Полярным

кругом и экватором и простирающейся с запада на восток всего лишь на 180ь

долготы. Остальные три четверти земного шара покрыты водами Океана. В равном

отдалении от Иерусалима находятся: на крайнем востоке - устье Ганга,

текущего с запада на восток, на крайнем западе - Геркулесовы столбы, Испания

и Марокко. Когда в Иерусалиме заходит солнце, то со стороны Ганга

надвигается ночь. В описываемое время года, то есть в пору весеннего

равноденствия, ночь держит в руках весы, то есть находится в созвездии

Весов, противостоя солнцу, находящемуся в созвездии Овна. Осенью, когда она

"одолеет" день и станет продолжительнее, чем он, она выйдет из

созвездия Весов, то есть "выронит" их.

16. И снова да сверкнет! - Данте жаждет после смерти снова очутиться у

горы Чистилища, на берегу спасения.

26. В той первой белизне. - То, что белело по сторонам приближающегося

света, были крылья ангела; то, что белело внизу, - его одежда. Средоточием

света было его лицо.

46. "In exttu Israel" (лат.) - "Когда вышел Израиль [из Египта]".

56-57. Сбив с небесной середины Козерога. - При восходе солнца

созвездие Козерога было на меридиане, а теперь начало склоняться к западу.

86. И тут ее узнал я. - Данте узнал тень своего друга, композитора и

певца Каселлы (ст. 91).

91-92. Ради возвращенья сюда же - ради того, чтобы после смерти

оказаться в Чистилище, а затем в Раю.

94-105. Каселла рассказывает поэту, что души тех, "кто не притянут

Ахероном" (ср. А., III, 70-129), то есть не осужден на муки Ада, слетаются

после смерти к устью Тибра (ср. Ч., XXV, 85-87), откуда ангел отвозит их в

челне на остров Чистилища. Хотя он долго не брал с собой Каселлу, тот не

усматривает в этом обиды, будучи убежден, что желание ангела-перевозчика "с

высшей правдой сходно". Но сейчас весна 1300 г., в Риме, начиная с

рождества, справляется церковный "юбилей" (см. прим. А., XVIII, 28-33),

щедро отпускаются грехи живым и облегчается участь мертвых. Поэтому вот уже

три месяца, как ангел "берет свободно" в свою ладью всех, кто ни попросит

112. "Любовь, в душе беседуя со мной". - Так начинается одна из канцон

Данте, открывающая собою третий трактат "Пира".

119. Величественный старец - Катон.