ПЕСНЬ ВТОРАЯ
У подножия горы Чистилища. - Новоприбывшие души умерших
1-3. По Данте, гора Чистилища и Иерусалим расположены на
противоположных концах земного диаметра, поэтому у них общий горизонт. В
северном полушарии вершина небесного меридиана ("полдневного круга"),
пересекающего этот горизонт, приходится над Ерусалимом. В описываемый час
солнце, видимое в Иерусалиме, клонилось к закату, чтобы вскоре появиться на
небе Чистилища.
4-6. А ночь... - Согласно средневековой географии, Иерусалим лежит в
самой середине суши, расположенной в северном полушарии между Полярным
кругом и экватором и простирающейся с запада на восток всего лишь на 180ь
долготы. Остальные три четверти земного шара покрыты водами Океана. В равном
отдалении от Иерусалима находятся: на крайнем востоке - устье Ганга,
текущего с запада на восток, на крайнем западе - Геркулесовы столбы, Испания
и Марокко. Когда в Иерусалиме заходит солнце, то со стороны Ганга
надвигается ночь. В описываемое время года, то есть в пору весеннего
равноденствия, ночь держит в руках весы, то есть находится в созвездии
Весов, противостоя солнцу, находящемуся в созвездии Овна. Осенью, когда она
"одолеет" день и станет продолжительнее, чем он, она выйдет из
созвездия Весов, то есть "выронит" их.
16. И снова да сверкнет! - Данте жаждет после смерти снова очутиться у
горы Чистилища, на берегу спасения.
26. В той первой белизне. - То, что белело по сторонам приближающегося
света, были крылья ангела; то, что белело внизу, - его одежда. Средоточием
света было его лицо.
46. "In exttu Israel" (лат.) - "Когда вышел Израиль [из Египта]".
56-57. Сбив с небесной середины Козерога. - При восходе солнца
созвездие Козерога было на меридиане, а теперь начало склоняться к западу.
86. И тут ее узнал я. - Данте узнал тень своего друга, композитора и
певца Каселлы (ст. 91).
91-92. Ради возвращенья сюда же - ради того, чтобы после смерти
оказаться в Чистилище, а затем в Раю.
94-105. Каселла рассказывает поэту, что души тех, "кто не притянут
Ахероном" (ср. А., III, 70-129), то есть не осужден на муки Ада, слетаются
после смерти к устью Тибра (ср. Ч., XXV, 85-87), откуда ангел отвозит их в
челне на остров Чистилища. Хотя он долго не брал с собой Каселлу, тот не
усматривает в этом обиды, будучи убежден, что желание ангела-перевозчика "с
высшей правдой сходно". Но сейчас весна 1300 г., в Риме, начиная с
рождества, справляется церковный "юбилей" (см. прим. А., XVIII, 28-33),
щедро отпускаются грехи живым и облегчается участь мертвых. Поэтому вот уже
три месяца, как ангел "берет свободно" в свою ладью всех, кто ни попросит
112. "Любовь, в душе беседуя со мной". - Так начинается одна из канцон
Данте, открывающая собою третий трактат "Пира".
119. Величественный старец - Катон.