ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Круг шестой (окончание)
8-9. Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол между
западной и восточной церковью и благосклонно принявшие константинопольского
легата Фотина, прослыл еретиком.
16-66. Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего Ада
(А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три ступени (ст.
17), расположены три круга (ст. 18)-седьмой, восьмой и девятый. В этих
кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом (ст.
22-24).
Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в ближайшем,
седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих на одном
уровне (ст. 28-33).
Б первом поясе (ст. 34-39) карается насилие над ближним (убийство,
злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения).
Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою (самоубийство) и над
своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего
имущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам,
караемой в четвертом круге).
В третьем поясе (ст. 46-51) - насилие, направленное против божества
(богохульство) и против созданного им порядка (против естества - содомия, и
против естества и искусства - лихоимство).
Обман, смотря по тому, был ли обманутый связан с обманщиком узами
доверия или нет (ст. 52-54), карается в восьмом или же в девятом круге.
В восьмом круге (ст. 55-60), состоящем из десяти Злых Щелей, или рвов,
караются обманувшие недоверившихся (1 - сводники и обольстители; 2 -
льстецы; 3 - святокупцы; 4 - прорицатели; 5 - мздоимцы; 6 - лицемеры; 7 -
воры; 8 - лукавые советчики; 9 - зачинщики раздора; 10 - поддельщики
металлов, людей, денег и слов).
В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцит,
казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели (ст. 61-66). Здесь -
четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея
(предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, в
центре вселенной, вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих
пастях предателей величества земного и небесного.
50. Каорса - город Кагор (франц. Cahors) в Южной Франции, славившийся в
средние века своими ростовщиками (лихоимцами). В Италии слово "каорсинец"
означало "ростовщик".
Содом - по библейской легенде, город, спаленный небесным огнем за
противоестественный разврат его обитателей (содомитов).
64. Дит - Люцифер (см. прим. А., VIII, 68).
67-90. Отвечая на вопрос, почему гневные (ст. 70), чревоугодники,
сладострастники (ст. 71), скупцы и расточители (ст. 72) караются вне стен
"красного города", Вергилий поясняет (ст. 76-90), что они менее виновны, чем
насильники и обманщики, потому что их грех состоит в несдержности. При этом
он ссылается на хорошо известную Данте классификацию пороков, которую
Аристотель дает в своей "Этике" (кн. VII, гл. I): несдержность
(incontinenza), злоба (malizia), буйное скотство (matta bestialitade).
Несдержность, то есть злоупотребление естественными наслаждениями,
телесными или душевными, карается в кругах II-V.
Буйное скотство, то есть удовлетворение низменных побуждений,
приводящее к разного рода насилию, наказуется в седьмом круге.
Злоба, то есть душевная испорченность, орудующая обманом, казнится в
восьмом и девятом кругах. (Здесь термин "злоба", соответствующий
Аристотелевой xaxia, применяется в более тесном смысле, чем в ст. 22-24, где
он включает и - насилие, то есть "буйное скотство", и обман.)
На границе между верхним и нижним Адом, внутри стен города Дита, над
обрывом, ведущим в седьмой круг, терпят муку еретики (А., IX, 106-133; X;
XI, 1-9). Отступники от веры и отрицатели бога, они выделены особо из сонма
грешников, заполняющих верхние и нижние круги.
98. Философ - Аристотель.
101. В физике - то есть в "Физике" Аристотеля (II, 2).
111. И спутником ее - то есть искусством, производительным трудом.
113-114. Созвездие Рыб взошло над горизонтом, а Воз (созвездие Большой
Медведицы) склонился к северо-западу (Кавр; лат. Саurus - название
северо-западного ветра). Это значит, что до восхода солнца осталось два
часа.