ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

Девятое, кристальное небо, или Перводвигатель - Ангелы 16. Точка - невещественная, неизмеримая и неделимая, своеобразныйсимвол божества. 22-25. Ослепительную Точку обнял круг огня подобно тому, как луна илисолнце (названные здесь "небесным светом", то есть светилом) бывают окруженыкольцом лучей, которые они "изображают" (то есть рисуют, создают) в густомтумане, как бы несущем, это кольцо. 25. Круг огня. - По мысли Данте, этот круг, как и остальные восемь,концентрически его объемлющие, состоит из ангелов, разделяемых на три"трехчастных сонма" (ст. 105). 27. Быстрейший бег - то есть скорость Перводвигателя. 33. Гонец Юноны - Ирида, радуга (Р., XII, 12). 50. Чем выше мод срединой - то есть чем дальше от Земли, расположеннойв центре мира, по мысли Данте. 54. Любовь и свет. - Ср. Р., XXVII, 112. 56. Подобье и прообраз. - Данте недоумевает, почему в мире ощущаемойприроды (ст. 49), которая есть подобье своего прообраза, мирасверхчувственного, небесные сферы тем "божественнее" (ст. 51) и тем быстрее,чем они отдаленнее от центра, а здесь, наоборот, круг, ближайший к Точке, -самый яркий и самый быстрый. 64. Плотские своды - то есть небесные сферы. 70-72. Смысл: "Наш свод, то есть Перводвигатель, наиболее совершеннаяиз небесных сфер, соответствует наименьшему из ангельских колец, превысшемув знанье и в любви". 73-78. Смысл: "Если принимать во внимание только силу, присущуюнебесным сферам и ангельским кругам, а не их величину (видимость), то легкоустановить, что существует прямое соотношение между совершенством каждойнебесной сферы и совершенством управляющего ею Разума, воплощенного в ее"движителях" (см. прим. Р., II, 129), и что большому объему небесной сферысоответствует многое содержание благотворной силы, а небольшому - малое". 80-81. Борей - северный ветер. Щекой, которая не так сурова. - То есть,дуя правым углом рта, он навевает северо-западный ветер, проясняющий небо иболее мягкий, чем северо-восточный. 92-93. И множились несметней - то есть их было больше, чем: 2 в 64 - 1(= 18446744073709551615), - количество хлебных зерен, которое, по легенде,некий изобретатель шахмат попросил себе в награду у персидского царя. 100. Покорны узам - то есть узам любви, привязывающей ангелов к богу. 104. Престолы - см. Р., IX, 61-62. 114. Так лестница помалу пройдена. - Смысл: "Милость и добрая воляопределяют степень заслуг; степень заслуг определяет полноту созерцания;полнота созерцания определяет полноту любви и блаженства" (ср. Р., XIV,37-42). 117. Ночной Овен - то есть осень, когда по ночам видно созвездие Овна. 121. Три богини - то есть три ангельских чина. 127. К высоте - то есть к срединной Точке. 128. Книзу - то есть по направлению к периферии. 130. Дионисий Ареопагит - см. прим. Р., X, 115-117. 133. Григорий - то есть папа Григорий Великий (590-604), несколькоиначе строивший иерархию ангелов. 138. Здесь не узревший - то есть наставникДионисия, апостол Павел (см. прим. А., II, 28).