Контролируется – деятельность. Оцениваются – результаты.
38. Отметьте, что контроль – это процесс, который позволяет следить за тем, как выполняются намеченные мероприятия. Контроль дает ответ на важный вопрос: «Выполняются ли мероприятия согласно намеченному плану?» С другой стороны, оценка – это процесс, который позволяет оценить результаты мероприятий. Иными словами, оценка отвечает на вопрос: «Добилась ли мы желаемых результатов?».
39. Сделайте небольшое вступление к уроку, напомните слушателям задачи урока, отметьте следующее:
· Информация лежит в основе всех наших решений и действий. Это важное условие любой деятельности. Своевременная и точная информация позволяет изучить опыт других, увидеть существующие перспективы и использовать их, избежать сложных и рискованных ситуаций.
· Контроль и оценка подразумевают и сбор информации, и ее использование. Значение информации для большинства аспектов нашей жизни общепризнанно. Однако, значение информации, полученной в ходе контроля и оценки программы или организации, зачастую недооценивается.
· Часто контроль существует лишь потому, что этого требует спонсор. Группы по адвокации – не исключение. Получив финансирование, они проводят мероприятия по контролю без особого энтузиазма.
· Иногда контроль воспринимается как совершенно отдельный от всего остального этап работы: руководители заполняют формы и готовят отчеты, при этом, даже не задумываясь над тем, что полученную информацию можно использовать для оценки и планирования последующих программ.
· Оценка также часто проводится вынужденно, чтобы выполнить требование спонсора, или чтобы добиться дальнейшего финансирования проекта. Гораздо реже оценка результатов программы используется по назначению – в качестве метода укрепления проекта или профессионализма его участников.
· Умение получить и использовать соответствующую информацию так же важно для членов группы по адвокации, как и для членов НПО. Правильно организованные контроль и оценка помогут группе создать и закрепить историю своего успеха, укрепить уверенность спонсора, поддержать членов группы по адвокации в их стремлении не останавливаться на достигнутом и двигаться вперед.
· Если мероприятия по адвокации приводят к желаемым законодательным или административным переменам, то члены группы по адвокации, как правило, стремятся продемонстрировать непосредственную связь между своей деятельностью с одной стороны, и изменениями, которые явились результатом этой деятельности, с другой.
40. Напишите определения контроля и оценки на листах ватмана; спросите слушателей, всем ли понятна разница между этими двумя понятиями.
ЗАДАНИЕ 2
Разработка плана контроля и оценки
Время: 1 час 30 минут
41. Разделите слушателей на две равные группы.
42. Одна группа будет заниматься контролем, другая – оценкой.
43. Объясните, что у каждой группы свое задание. Группа, которая занимается контролем, должна работать с «Планом реализации кампании по адвокации», разработанным во время урока 7.
44. Напишите задачи для каждой группы на листах ватмана.