Введение (10 минут)

1. Используйте следующие рекомендации для краткой презентации вопроса фокус-группам:

· Обсуждение вопросов в фокус-группах дает великолепную возможность помочь исследователям понять потребности населения данного района. Они полезны при сборе информации о мнении, господствующем среди населения, потенциальных проблемах, общих настроениях и о предложениях, поступающих от жителей данной местности.

· Что подразумевается под понятием «фокус-группа»? Фокус-группа – это свободно организованная неформальная небольшая однородная по составу дискуссионная группа от 6 до 8 человек, которая была организована для сбора информации по отдельной теме. Обсуждения в фокус-группах проводятся ведущими.

· Для организации дискуссии среди членов фокус-группы ведущий использует «Тематический вопросник» (тот же, что используется для интервью). Роль ведущего состоит в том, чтобы помочь начать дискуссию и постоянно ее контролировать, т.е. привлекать к обсуждению пассивных участников и помогать всем высказать свою точку зрения.

· Секретарь записывает наиболее значимые высказывания участников.

· Дискуссии в фокус-группах, как правило, продолжаются не менее двух часов.

· Обычно одна и та же тема обсуждается несколько раз с теми же участниками. Обсуждение идет до тех пор, пока в ходе дискуссии не появятся новые свежие идеи и взгляды на проблему. Участникам группы заранее называют тему, предлагаемую к обсуждению, а также информирую их о том, как будет в дальнейшем использована информация, полученная во время дискуссии.

2. Попросите слушателей рассказать о своем опыте работы в фокус-группах, если у них такой опыт есть. Не важно, это опыт работы ведущего дискуссию или члена группы. Спросите, какие замечания они могли бы сделать относительно методов работы в фокус-группах и когда, с их точки зрения, дискуссии в фокус-группах наиболее продуктивны.


Разработка тематического вопросника (50 минут).

1. Напишите план работы на большом листе ватмана и объясните слушателям, что они должны использовать данный план, разрабатывая образцы «Тематических вопросников» для организации дискуссии в фокус-группах:

 

План «Тематического вопросника»

Проблема: группа по адвокации заинтересована в том, чтобы Министерство здравоохранения выделило дополнительные средства на реализацию просветительских программ в области ВИЧ/СПИДа и профилактических мер по их предупреждению.

I. Вводные вопросы.

II. Общие вопросы, чтобы установить контакт.

III. Вопросы для обсуждения.

IV. Заключительные вопросы..

2. Представьте слушателям следующий сценарий:

Ваша группа по адвокации работает в области репродуктивного здоровья. Ее задача – добиться, чтобы Министерство здравоохранения финансировало просветительские и профилактические программы в области ВИЧ/СПИДа. Чтобы лучше понять суть проблемы, участники проекта проводят дискуссии в фокус-группах, в которые входят работники секс-бизнеса и основной группы риска. Участники проекта организуют две фокус-группы: группу работников коммерческих заведений, предоставляющих сексуальные услуги, и группу юношей-подростков, бросивших школу.

3. Разделите слушателей на две группы. Раздайте раздаточный материал III.5.2.

4. Попросите одну группу разработать тематический вопросник для проведения дискуссии в фокус-группе работников коммерческих заведений, предоставляющих сексуальные услуги. Другую группу попросите разработать вопросник для проведения дискуссии в группе бросивших школу юношей-подростков. Слушатели должны следовать плану проведения дискуссии в фокус-группе и использовать раздаточный материал III.5.2 в качестве вопросника.

5. Попросите слушателей обеих групп записать вопросы «Тематического вопросника» на большом листе ватмана и представить их для общего обсуждения, чтобы все слушатели могли прокомментировать составленные вопросники и дать свои отзывы.

 

ЗАДАНИЕ 7