КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Диванная в доме Пьера Безухова. В зале, соединенной аркой с диванной, видны танцующие пары. В диванную входят Элен и Наташа.
ЭЛЕН.
Моя прелестная, очаровательная, наконец я вас вижу в моем доме. Как можно жить в Москве и никуда не ездить! Разве монашенкой невеста быть должна?
НАТАША. Мои жених... Вам известно?..
ЭЛЕН.
Что теперь вы – невеста одного из самых умных, образованных и деятельных молодых людей. Кстати... Вчера мой брат обедал у меня, и мы помирали со смеху: он ничего, бедняга, не ест, все вздыхает, дивная, по вас, с ума сходит совсем от любви к вам.
НАТАША. О, что вы!
ЭЛЕН. Как краснеет, как краснеет, моя прелесть!
Элен отвлекают подошедшие гости. К Наташе подходит отец.
ГРАФ РОСТОВ. Пора, пора домой, Наташа. А где же Соня?
ЭЛЕН.
Мой милый граф, это ни на что не похоже. Ваша дочь – украшение бала. Нет, я ни за что не отпущу вашу дочь. Позвольте же, я угощу вас модным французским аббатом, и от него мы узнаем немало парижских новостей.
Танцы в соседней зале прекращаются.
ГРАФ РОСТОВ.
Ах, эти новости! Час от часу все хуже дела с французами идут. Бонапарт поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле.
Взяв графа под руку, Элен уводит его. Наташа. остается одна.
НАТАША.
Чудо, как хороша она, красавица такая, и видно, что меня всем сердцем любит. Известно ей, что я невеста, и с мужем, с ПЬЕР. ом, с этим справедливым ПЬЕР. ом, они шутили и смеялись все ж, об Анатоле говоря. Так, значит, в этом ничего дурного нет. Стало быть, это ничего.
Наташа задумывается. В соседней зале возобновляются танцы. В дверях диванной появляется Анатоль. Он самоуверенно с нежностью смотрит на Наташу.
АНАТОЛЬ. С той поры, как я встретил вас, о вас одной я думал беспрестанно.
НАТАША. Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого.
АНАТОЛЬ.
Ах, что за дело мне! Я говорю, что в вас влюблен, влюблен безумно. Вы восхитительны, и разве я в этом виноват? Причины тайные не дают мне к вам ездить. Я после их открою вам.
НАТАША. Я ничего не понимаю...
АНАТОЛЬ (перебивая).
Вот письмо. (Протягивает ей письмо.) Одно лишь слово, – и никакие силы не помешают блаженству нашему. (Целует её в губы.)
НАТАША (испуганно-вопросительно глядя на Анатоля).
Мне нечего... мне нечего сказать вам.
АНАТОЛЬ. Одно лишь слово, ради бога!
Анатоль уходит. Наташа прячет письмо за корсет, затем вынимает и читает.
НАТАША.
«Решите мою участь: быть любимым вами или умереть». Решить? Все, все, что он захочет. «Лишь слово «да» сказать вам стоит, и я похищу вас и увезу вас на край света»
Боже мой, как могла я допустить до этого? Неужели навсегда расстаться мне с чистым счастьем любви князя Андрея? Этим счастьем жила я так долго... (Закрывает раскрасневшееся лицо руками.)
Поги6ла ль я для любви его? В самом деде, случилось что-нибудь со мной? Но что ж со мною было? Ничего, ничего не случилось, и князь Андрей сумеет и такой меня любить. Какой такою? Ах, боже, боже правый, зачем он не со мною! Зачем он не со мною?
(Взглянув в ту сторону, куда вышел Анатоль.) Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек.
В диванную входит Соня и некоторое время наблюдает за Наташей.
СОНЯ. Наташа, а Болконский?
НАТАША. Соня, Соня, ты не можешь этого понять. Князь Андрей мне дорог, дорог, но что же делать мне, если сегодня я так счастлива!
СОНЯ. Не шути, всего три раза ты Курагина видала. А если он неблагородный человек?
НАТАША. Он благороден...
СОНЯ. Обманщик он...
НАТАША. Он добр и он прекрасен. | СОНЯ. Злодей он, это ясно. |
СОНЯ. И я не допущу несчастия. Позору я не дам обрушиться на их семейство.
Танцующие пары проходят через диванную. В первой паре граф Ростов и Элен. Граф Ростов подходит к Наташе.
ГРАФ РОСТОВ. Пойдем, пойдем, Наташа.
(Про себя.) Мужчины и дамы в этом доме слишком известны вольным об ращением. Моей Наташе не место быть здесь.
(Уходит с Наташей и Соней.)