В стоимости жизни на уровень доходов
Категория «уровень жизни населения» не ограничивается лишь рамками доходов, а, следовательно, потреблением населения. Уровень жизни как характеристика народного благосостояния наряду с доходами и потреблением включает также условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня населения, а также здоровья, демографии и экологической ситуации.
Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.
ООН отказалась в целом от какого-либо интегрального показателя уровня жизни. Вместе с тем для международного сопоставления уровня жизни ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий три интегральных индикатора: 1) преобразованный национальный доход на душу населения, 2) продолжительность жизни, 3) образование.
В течение советского периода управление экономикой в России осуществлялось, исходя из преимущественности развития производства за счет сознательного ограничения жизненного уровня населения. Ограничение потребительского рынка в пользу развития производства как такового привело к замедлению роста уровня жизни населения и, в результате, к замедлению темпов роста всего производства. При избранной политике экономического развития иначе и быть не могло, ибо в сложившихся условиях заработная плата перестала быть стимулом сначала к высокопроизводительному труду, а потом и к труду вообще. Снижающийся жизненный уровень населения, как это сто крат подтверждено историей, не позволяет воспитывать работника, способного овладевать новой технологией, стремящегося к профессиональному росту, заинтересованного в инновационной деятельности и повышении эффективности труда и производства.
Недооценка объективного характера дифференциации заработной платы и доходов (имевшая место в России в 60-80 гг. XX в.) отражала целевую установку создания социальной однородности общества. В планы закладывались более высокие темпы роста доходов низкооплачиваемых работников вне зависимости от реально существовавших различий в труде по его количеству и качеству, производительности и эффективности. Это стало причиной распространения уравнительных тенденций в оплате труда, а следовательно, доходах, что, в конечном счете, привело к существенному ослаблению связи между эффективностью труда и его оплатой.
Исходя из оценки социально-экономической ситуации, сложившейся к началу 90-х гг. XX в., экономической наукой был сделан вывод: выход из кризиса возможен лишь на основе структурных преобразований экономики, перепрофилирования или закрытия ряда производств, объявления банкротами предприятий, чья продукция не имеет спроса или не обеспечивает нормальную рентабельность. Предотвращение падения жизненного уровня возможно только при условии существенного увеличения производства товаров народного потребления и развития сферы услуг населению, а также более быстрого роста оплаты труда, доходов и уровня жизни работников тех предприятий, продукция которых пользуется спросом на рынке. Именно эти предприятия реально обеспечивают структурную перестройку экономики и формируют базу государственной поддержки социально слабо защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, учащихся и т.д.).
Анализ динамики народного благосостояния предполагает включение в него в качестве важнейшего компонента бесплатных услуг, т.е. продукции таких отраслей социальной инфраструктуры, как образование, в том числе дошкольное воспитание, медицинское и культурное обслуживание, услуги для престарелых и нетрудоспособных граждан и другие, предоставляемые на безвозмездной основе в момент их потребления. Теоретические воззрения на социальную роль бесплатных услуг претерпели определенную эволюцию от превознесения их как исключительного преимущества социализма, его важнейшего завоевания до крайне негативной оценки, все более распространяющейся в последние годы и связывающей принцип бесплатности с низким качеством и кризисным состоянием социальной сферы в России.
Однако следовало бы иметь в виду, что бесплатные услуги - не дар, преподносимый государством населению, ибо источником их финансового обеспечения являются налоги и другие формы перераспределения валового общественного продукта, представляющие вычет их из фонда оплаты труда или фонда расширения производства. Бесплатными эти услуги являются только в смысле отсутствия непосредственного возмещения затрат на их производство в момент получения (пользования услугой), что позволяет сделать объем потребления относительно независимым от размера текущих доходов потребителя.
В большинстве стран с традиционно рыночной экономикой за счет формируемых в обществе коллективных источников финансирования покрывается преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание нетрудоспособных и другие услуги. Опыт этих стран свидетельствует о том, что высокое качество названных услуг определяется состоянием материально-технической базы сферы обслуживания, квалификацией кадров и их отношением к работе. В связи с этим неправомерно видеть истоки неудовлетворительного состояния социальной сферы и низкого качества обслуживания в принципе бесплатности или распределения социальных благ через каналы общественных фондов потребления.
Для оценки изменения уровня жизни населения производится расчет индекса стоимости жизни. В России этот показатель исчисляется с 1919 г., когда впервые были исчислены Всероссийский бюджетный индекс и бюджетные индексы по отдельным районам страны. В 1919 -1922 гг. индексы стоимости жизни исчислялись по очень ограниченному набору, в основном по продуктам питания. В последующие годы этот бюджетный набор систематически расширялся как по продуктам питания, так и непродовольственным товарам и услугам. К 1926 г. бюджетный набор уже достиг 90 % реального бюджета семьи рабочего, что свидетельствовало об относительно высокой степени его репрезентативности. Эти индексы исчислялись до 1932 г. Затем их расчеты были прекращены и возобновились в середине 50-х гг.
В настоящее время индекс стоимости жизни исчисляется по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору по формуле:
,
где , - цена покупки базисного и текущего периодов, - объем покупок базисного периода.
Процесс исчисления индекса стоимости жизни в обобщенном виде можно представить следующим образом. На первом этапе проводится обследование семейных бюджетов для получения информации о структуре расходов различных групп населения. Затем отбираются магазины, в которых исследуются изменения цен на товары-представители, а затем определяется сам набор товаров-представителей. Количество товаров, входящих в этот набор, колеблется в разных странах от 100-200 до 1000. Такая широко развитая «система весов» позволяет переходить от конкретных товаров-представителей к агрегированным (укрупненным) товарным позициям.
Увеличение расходов на поддержание фиксированного уровня жизни или необходимость сдерживания его падения с неизбежностью вызывают возникновение системы компенсационных мер.
Цель компенсации (индексации) в широком смысле можно сформулировать как политику государства в области регулирования доходов населения. В более узком смысле слова это компенсация потерь населения, связанных с ростом потребительских цен.
Индексироваться могут все программы социального развития и социального обеспечения: фиксированные доходы населения (пенсии, стипендии, пособия, дотации и т.д.); оплата труда, накопления населения.
Индексация может быть ретроспективной или ожидаемой. В первом случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевших место за определенный период, во втором - покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов в связи с ростом цен второй подход более предпочтителен, но он требует периодического исчисления ожидаемого изменения индекса потребительских цен.
Механизм осуществления индексации тоже может быть разным: индексация всех видов доходов в одинаковой пропорции; индексация только фиксированных доходов; индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума; индексация может быть ограничена профессиональным, территориальным или официальным общегосударственным минимумом заработной платы. Размер компенсации может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (числа детей и других иждивенцев, приходящихся на одного работающего).
Бесспорно, что при любом методе наиболее защищенными должны быть граждане, имеющие низкие доходы (оплату труда, пенсии), лица с относительно высокими доходами от роста потребительских цен могут быть защищены лишь частично.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Сущность понятия «доходы населения». Из каких источников они формируются?
2. Можно ли считать трудовыми доходами доходы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с нарушением действующих в обществе правовых норм?
3. Прожиточный минимум как главный критерий и основа анализа проблем уровня доходов, благосостояния и образа жизни. Механизм определения прожиточного минимума.
4. Минимальный потребительский бюджет, его сущность и отличие от бюджета прожиточного минимума.
5. Концепции, используемые в мировой практике для определения уровня бедности.
6. Под влиянием каких факторов складывается дифференциация доходов населения? Как возможно преодолеть глубокое расслоение общества по уровню доходов?
7. Какие показатели используются для измерения неравенства в доходах?
8. Порядок расчета децильного, квинтильного и квартального фондовых индексов.
9. Какие максимальное и минимальное значения может принимать коэффициент Джини?
10. Какие теории предлагают экономисты для объяснения дифференциации индивидуальных заработков?
11. Что может сделать государство для преодоления неравенства в доходах? Надо ли это делать, и, если надо, то в каких пределах?
12. Что включает в себя понятие «уровень жизни»? Порядок расчета индекса стоимости жизни.
13. Индексация доходов как метод компенсации потерь населения от роста потребительских цен. Круг инднксируемых доходов, механизм осуществления и периодичность проведения.
Список литературы
1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда : учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 407 с.
2. Бахтина, Т.С. Экономика и социология труда / Т.С. Бахтина, О.В. Бондаренко, М.И. Бухалков и др.; под ред. Б.Ю. Сербиновского, В.А. Чуланова. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1999. - 512 с.
3. Варна, Т.П. Экономика труда : учебник / Т.П. Ва 1999. - 512 с.
3. Варна, Т.П. Экономика труда : учебник / Т.П. Варна, Ю.П. Кокин, В.М. Маслова и др.; под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. - М. : Юристъ, 2002. - 592 с.
4. Волгин, Н.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов. - М. : Издательство «Экзамен», 2003. - 736 с.
5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда : учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 3-е изд., доп. - М. : Издательство «Норма», 2001. - 448 с.
6. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда : курс лекций / М.Г. Завельский. - М. : Издательство «Палеотип», Издательство «Логос», 2001. - 208 с.
7. Колосницина, М.Г. Экономика труда : учебное пособие для студентов бакалавриатов экономических вузов / М.Г. Колосницина. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 240 с.
8. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Н.В. Ласкина, Е.И. Сергиенко, Т.Н. Михалева и др.; под ред. Е.В. Романовой. - М. : Издательство «Эксмо», 2004. - 992 с.
9. Масленников, П.В. Экономика и социология труда : комплексное учебное пособие / П.В. Масленников, Г.Д. Антонов, С.А. Жиронкин; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2002. - 111 с.
10. Поварич, М.Д. Управление рынком труда региона: системный подход / М.Д. Поварич. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999. - 248 с.
11. Рофе, А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда : учебное пособие / А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин; М. : Издательство «МИК», 1998. - 160 с.
12. Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики : учебное пособие / Г.Э. Слезингер. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 336 с.
13. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Р.П. Колосова, В.Г. Костаков, А.А. Ткаченко и др.; под ред. Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова. - М. : Издательство МГУ, Издательство «ЧеРо», 1996. - 623 с.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
МасленниковПавел Васильевич
ЛатковНиколай Юрьевич