XVIII век

В 1702 г. было установлено общецерковное почитание св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского и его сына Глеба. В связи с этим собор привлекает к себе внимание, правительство выделило средства на его обновление. В 1708 г. стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. В 1708 г. собор ремонтировался – построены угловые контрофорсы, прорублены окна и в алтаре, расширены окна на прочих фасадах. Эти переделки не столько укрепили, сколько ослабили здание так, что с 1725 по 1734 гг. вновь проводился его капитальный ремонт. В 1724 г. через 16 лет после обновления кровля была повреждена, повреждена настенная роспись. В 1734 г. были закончены большие укрепительные работы под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей. В 1744 г. по указу царицы Елизаветы Петровны вновь открыта епископская кафедра во Владимире. Успенский собор стал кафедральным. В 1748 – 1757 гг. первым Владимирским епископом был архимандрит Рождественского монастыря Платон (Петрункевич). В 1757 - 1762 гг. архиепископом Владимирской кафедры был Антоний, прибывший в Россию в звании Каталикоса Грузинского. Реставрация собора 1769-79 гг. связана с именем императрицы Екатерины II. В 1767 г. императрица Екатерина II на пути из Казани посетила соборный храм во Владимире. Главный храм города находился в плачевном состоянии: потемнели иссеченные дождем и ветром стены, поржавела железная крыша и дождевая вода проникала внутрь храма, оставляя грязные следы на сводах, стенах, заливала алтарь. Пришел в ветхость старый иконостас, иконы которого написаны были изографом Андрея Рублева (ныне в Третьяковской галерее). Увидев в Успенском соборе ветхость и бедность украшений, императрица повелела Комиссии Экономии отпустить 14 000 руб. на возобновление храма: на ремонт, церковную утварь и облачения священнослужителей. Восстановительные работы проводились восьмью артелями. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров, набранная дьяконом Успенского собора Иваном Никитиным, выкрасила крыши собора, папертей и главу зеленой краской. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Епископ распорядился сделать новый иконостас. Служитель с. Богородского и домовой столяр Никита Серегин выбрали старый рублевский иконостас, который затем был продан в с. Васильевское Шуйского уезда. Рублевские фрески были затерты известью при побелке. В 1768 г. в Успенском соборе устроены и освящены приделы: в северной части - во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя святого благоверного князя Глеба. Подряд на сооружение нового иконостаса с двумя приделами, двумя балдахинами над мощами и над престольной сенью выполнили за 2000 руб. осташковские резчики из купеческого сословия Степан и Калистрат Бочкаревы. Контракт на золочение резьбы и покраску иконостаса выполнял казенный мастер Семен Золотов. Так в конце XVIII в. был устроен новый иконостас в 3 яруса с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным и его помощниками. Иконостас типичный для искусства XVIII века и находится в резком противоречии с характером древнего интерьера собора. 25 мая 1774 г. обновленный Успенский собор освятил владимирский епископ Иероним (Формаковский, 1770-1783). Резьба и живопись последней трети XVIII века дошли до наших дней. «Главный иконостас Успенского собора, выдержанный в пышных формах елизаветинского барокко выстроен в три яруса и простирается в три яруса до самых сводов. Его украшает крупная золоченая резьба. Колонны всех ордеров, пилястры и резьба вызолочены по полименту червонным золотом. На карнизах – резные ангелы с ветвями. Середину иконостаса венчает благословляющий Саваоф с державою и скипетром в левой руке, окруженный резными херувимами. Величественные царские врата покрыты золотом. В центре их – резное изображение Благовещения Богородицы, а внизу три картуша, в которых изображены евангелисты. Резьба и золото украшают иконостасы северного Андреевского и южного Глебовского приделов». В 1776 г. устроена каменная соборная часовня. До 1770-х гг. Успенский собор был холодным, в 1870-е гг. устроены калориферы. В 1771 г. по случаю избавления жителей Владимира от моровой язвы было установлено совершать крестный ход с чудотворной Боголюбской иконой из Боголюбова монастыря в Успенский кафедральный собор.