АБСОЛЮТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЛОЧАХ И ДЕТАЛЯХ
Свет истинного понимания озаряет наше сознание в момент достижения нами той стадии развития, которая соответствует уровню нашей готовности к восприятию подобного понимания. В сущности, каждая отдельная стадия нашего развития есть отдельная веха на пути неуклонного, поэтапного роста нашего понимания, которое с расширением объёма нашего сознания также в соответствующей степени вырастает по величине.
Но эти рост и развитие целиком и полностью зависят от нашего умения брать на себя всё большую меру ответственности. Поэтому до тех пор, пока у нас отсутствует понимание своей подлинной сущности, способность ответственного подхода к самим себе будет у нас крайне узкой и ограниченной и не будет идти дальше ответственности за самые насущные и обыденные вещи. Позднее, когда присущее нам духовное проникновение в суть вещей значительно углубится, понимание нами необходимости принятия абсолютной ответственности за все проявления нашей жизни тоже возрастёт неизмеримо. Но по-настоящему сосредоточиться на своей абсолютной ответственности и принять её мы сможем только после того, как вступим на Путь Ученичества.
Вновь и вновь ученик муштрует свою личность, настраивая её на безоговорочное принятие ответственности во всех сферах жизни.
Обычно такого рода испытание принадлежит к числу наиболее суровых и трудных испытаний из всех, выпадающих на долю ученика. Это и понятно. Ибо всё то время, в течение которого все наши былые механизмы перекладывания своей вины на других активно действовали и функционировали на всех планах и уровнях, мы только и делали, что создавали себе искажённые понятия о фактических соотношениях и связях. Всё это время мы пребывали в совершенной убеждённости, что самый быстрый и лёгкий способ избежать ответственности — это переложить её на чужие плечи. Тем самым мы лишь запутались в силках собственных самообманов и наваждений и потеряли всякую способность ясно видеть, поскольку уже были не в состоянии разглядеть целое, а лишь отдельные его части.
Бесспорно, отдельные части тоже неизмеримо важны для восприятия целого, но лишь в том случае, если они обозреваются с позиции целого. Если же личность целиком концентрируется только на отдельной части, то она вскоре полностью утрачивает целостное восприятие общей панорамы и становится невольной жертвой самообмана, иллюзий или искажённых соотношений. Ведь часть ни в коем случае не является самим целым, а лишь отдельным фрагментом его. И хотя все эти фрагменты равно важны в панораме целого, но личность этого не видит, поскольку всецело сосредоточена на отдельной малой части, которую она и рассматривает как безусловно самую важную из всех.
Поэтому и в отношении нашей собственной жизни мы тоже остаёмся безответственными, особенно тогда, когда мы её искажаем по отношению к целому, которое мы не способны увидеть и осознать прежде, чем сумеем передоверить себя власти души. Поэтому наша задача — неустанно расти и развиваться во всех сферах и по всем направлениям, чтобы в конечном итоге обрести те внутренние видение и покой, которые способствуют открытию антакараны и установлению контакта с душой. На этом пути наша способность быть ответственными подвергается постоянной проверке и испытанию, однако до тех пор, пока связь с душой остаётся неустойчивой и нестабильной (а она, как правило, остаётся такой вплоть до Второго Посвящения), нам будет неимоверно трудно понять, в чём же суть этой ответственности.
Интуитивно мы сознаём, что ответственность распространяется абсолютно на всё: на каждый поступок, на каждые чувство и мысль, — но до тех пор, пока мы не способны воспринять и вместить в себя целое из-за того, что наш контакт с душой крайне нестабилен и непрочен, до тех пор абсолютная ответственность нам не по плечу, ибо она настолько нас пугает, что мы всеми правдами и неправдами стремимся убежать от неё, ибо она нам кажется слишком необъятной и беспредельной. Нам гораздо легче держаться за старые шаблоны и нормы поведения.
Уж их-то мы знаем отлично, и потому они не столь пугающи и опасны, как новые, которых мы ещё не знаем и которые, в силу этого, воспринимаются нами как предвестники различных бед и опасностей.
Постоянно избегая абсолютной ответственности, мы тем самым лишь способствуем консервации наших старых привязок к тираническим повадкам личности, поэтому весь наш духовный рост тоже осуществляется крайне медленно и вяло. Только когда наша связь с душой упрочивается настолько, что через неё мы получаем обзор великой панорамы целого, только тогда к нам, наконец, приходит понимание того, что истинная свобода неотделима от способности принятия абсолютной ответственности, и лишь тогда мы впервые в жизни по-настоящему понимаем сам универсальный закон причины и следствия и прекращаем накручивать новую негативную карму.
Этот знаменательный и решительный поворот в судьбе ученика, в результате которого он полностью освобождается из-под гнёта и тирании личности, наступает только накануне Третьего Посвящения, когда ученик становится, по существу, истинно посвящённым. Хотя ещё задолго до этого он чувствует, что положение дел именно таково, он, однако, очень редко предпринимает какие-либо серьёзные шаги в этом направлении.
Слишком часто он концентрируется исключительно на приобретении знания и в то же время полностью пренебрегает своей ответственностью. Поэтому часто и само его знание оказывается слишком сухим, умозрительным, подчёркнуто интеллектуальным, что, в общем-то, неудивительно. Ибо только тогда, когда оно претворяется в практику жизни и наполняется конкретным содержанием при полной ответственности за все его проявления, только тогда оно соединяется со зреющим в ученике даром любви и становится мудростью.
Мудрость даёт человеку понимание целого, а понимание целого, в свою очередь, подводит его к признанию абсолютной ответственности. Ученикам не мешало бы потвёрже это усвоить.
Когда же наличествует понимание целого, ответственность становится абсолютной даже в отношении незначительной мелочи или детали, поскольку она всегда выступает как интегральная часть целого, которое должно быть совершенным.