Отличительные особенности чинопоследований всех видов полунощницы.

В Часослове и Следованной Псалтири содержатся три отдельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная.

Чинопоследование вседневной полунощницы

Первая часть

Священник в одной епитрахили возглашает: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь» и читает начальные молитвы: «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды). Далее читается 50 псалом (покаянный: «Помилуй мя, Боже…»), 17 кафизма, состоящая из 118 псалма, «Символа веры», «Трисвятого», «Отче наш»… Затем читается или поется тропарь «Се жених грядет в полунощи…» Слава: «День он страшный помышляюще…» На «И ныне» — Богородичен «Тебе, необоримую стену…» Далее: «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время…», «Честнейшую херувим…», «Именем Госцодним благослови, отче». Священник: «Боже ущедри ны…» Чтец: «Аминь» — и далее читает молитву: «Владыко Боже отче Вседержителю…» На этом и заканчивается первая часть.

В зимнее время (с 22 сентября нового стиля (предпр. Воздвиж.) до недели Ваий) после молитвы «Владыко Боже Отче…» прибавляются еще две молитвы: «Господи Вседержителю Боже сил…» и «Тя благословим, вышний Боже…»

В течение же всего Великого поста после возгласа «Боже, ущедри ны…» произносится молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

Вторая часть

Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается «Приидите, поклонимся» (трижды), затем читаются два псалма: «Возведох очи мои в горы…» (120 пс.), «Се ныне благословите Господа…» (133 пс.). После этих псалмов чтец продолжает: «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш…» и заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ рабы Твоя…», «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» На «Слава» поется кондак «Со святыми упокой…», на «И ныне» — Богородичен «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево…».

После тропарей произносится: «Господи, помилуй» (12 раз), и заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу…».

Третья часть

Заключительную часть полунощницы составляют молитвы «Преславная Приснодево…» и «Упование мое Отец…». Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Хор или чтец отвечают: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды) и далее малый отпуст.

После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совершается обычное прошение. (Смотри выше в конце повечерия). Священник произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе … »… После ектении говорит: «Молитвами святых отец наших…». На этом последование вседневной полунощницы заканчивается.

В дни праздничные, например: 8 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Святого Духа, в субботу Лазаря, в отдание Пасхи, по первом Трисвятом и по «Отче наш…» вместо «Се жених…» поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по «Отче наш…», вместо указанных заупокойных тропарей, поется кондак праздника. Но только тогда молитва «Помяни, Господи, в надежди воскресения…» не произносится (см. Типикон, последование указанных дней).

Чинопоследование субботней полунощницы

Субботняя полунощница, как и вседневная, состоит из двух частей. Она отличается от вседневной полунощницы тем, что на субботней полунощнице вместо семнадцатой кафизмы читается девятая, в которой прославляется Господь Спаситель мира, Своими страданиями и смертью победивший ад (семнадцатая кафизма в этот день читается на утрене, после шестопсалмия в числе рядовых кафизм).

В соответствии с девятой кафизмой после «Символа веры» поются или читаются тропари не о втором пришествии и Страшном суде («Се жених…»), а в прославление Пресвятой Троицы «Несозданное естество, всех Зиждителю…», на «Слава» — тропарь «Вышния силы подражающе на земли…», на «И ныне» — «От одра и сна воздвигл мя еси, Господи…». После молитвы «Владыко Боже Отче Вседержителю…» читается еще другая молитва — «Величая Величаю Тя, Господи…».

В праздничные дни, например, 26 декабря, 7 января, в субботу Лазаря и другие — поется тропарь праздника, как и на вседневной полунощнице.

На субботней полунощнице никогда не бывает великих поклонов с молитвой «Господи и Владыко живота моего…».

1.3. Чинопоследование воскресной полунощницы

Воскресная полунощницаотличается от вседневной и субботней тем, что она значительно короче и состоит из одной только первой части. Второй части нет, нет и кафизмы, а вместо неё поется новозаветная песнь в прославление Пресвятой Троицы, а именно: Троичный канон рядового гласа.

Порядок этой полунощницы следующий: возглас, обычное начало, псалом пятидесятый и канон Пресвятой Троице рядового гласа (из Октоиха), «с благоговением и умилением» (Типикон, 7 глава). После канона поются особые троичные тропари: «Достойно есть, яко воистину, славити Тя, Бога Слова…» и другие (см. Часослов). Затем следует «Трисвятое», «Отче наш…» и ипакои гласа.

Чтец произносит: «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…».

После возгласа священника «Боже, ущедри ны…» читается молитва «Всемогущая и животворящая Святая Троица…». Затем произносится отпуст («чин обычного прошения», см. в конце повечерия) и ектения: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексие…». После конечного возгласа: «Молитвами святых отец наших…» воскресная полунощница заканчивается.