Культурологическая концепция воспитания (Н.Е. Щуркова)
Воспитание – это целенаправленное, организационное педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, вхождение его, с помощью педагога, в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно троить свою жизнь, достойную человека. Культура воспроизводится ребенком, он совершает восхождение, благодаря тому, что сам делает усилия и воспроизводит то, что открыто человеком, как наиболее достойная форма жизни.
В основании жизни достойного человека лежат три принципа:
1. Добро– эта категория охватывает все, что является «благом» для другого человека. Нелегко строить жизнь на основании добра, необходимы постоянные усилия души.
2. Истина – все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Овладение истиной раскрывает причины происходящего, предвидя их последствия, т.е. делает личность свободной в своем выборе. Не желая затрачиваться ради нее, мы становимся заложниками обстоятельств (знание людей – общение).
3. Красота– все, что представляет гармоничное сочетание формы и содержания в уникальном варианте. Человек начинает любить жизнь на основании красоты – значит, содействовать в том, что бы человек жил, наслаждаюсь жизнью.
Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную человека, свою деятельность и поведение, планировать будущее и осуществлять настоящее в согласии с образом достойной жизни.
Задачи воспитания, реализующие цель:
1.формирование у воспитанника образа жизни, обобщенной характеристики картины жизни, с ее сущностными чертами и основными ценностями;
2.формирование жизненных позиций – общее отношение к жизни, и свое положение по отношению к этой жизни. «Я» - «жизнь»;
3.формирование осознанного представления о роли общества в жизни личности, опыта участия общественной жизни, понимания ответственности за свои действия. «Я» - «общество»;
4.формирование идеала достойного человека, живущего по принципам Добра, Истины и Красоты. Основные характеристики идеала – интеллект, нравственность, созидательность;
5.способствовать освоению, усвоению, присвоению основных социальных норм общежития, как условие человеческого существования на Земле.
Н.Е. Щуркова выделяет три слагаемых воспитания: 1) освоение, 2) усвоение, 3) при-своение, которые соответствуют трем профессиональным результатам, свидетельствующим о восхождении воспитанника к культуре: 1) знания, 2) умения, 3) отношения.
Освоение – обеспечивается учебной программой (когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются, происходит освоение мира ребенком).
Усвоение –разнообразной деятельностью учащихся (усвоение окружающего мира происходит через усвоение набора культурных умений и навыков, необходимых для жизни в данной культуре).
Присвоение – происходит благодаря ценностному проживанию ребенком событий действительности (педагог заботится о том, чтобы ребенок при-сваивал ценности, открытые культурой, вводил их в свою личную структуру.
Ключевые ценности, характеризующие достойную человека жизнь, расположенные в последовательности, согласно возрастному развитию, разворачивание ребенком жизни, как таковой.
1.Ключевой ценностью программы «Первоклассник», является природа, близкая к самому ребенку, так зависящему от натуры, отношение к природе, как к дому человека.
2.В программе «Младший подросток» ключевой ценностью выступает человек, как феномен мира, продукт природы и носитель культуры.
3.В программе «Старший подросток» рассматривается ценность общества. сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.
4.В программе «Старшеклассник» - образ жизни, достойной человека, как продукт воли, деятельности творчества самого человека. Мировоззрение – формирование принципов добра, истины и красоты, как принципов собственной жизни.
5.Заключительный этап школьного воспитания – личностный, внутренний мир «Я». Эмансипированный от других, обретающий индивидуальные основы и содержание, устанавливающий связь этого «Я» и «жизни». Ключевая ценность программы «Выпускник» – жизненная позиция.
Структурно воспитательный процесс в концепции Н.Е. Щурковой слагают:
Осмысление воспитанником своей жизни в контексте современной культуры, как субъекта среды и субъекта деятельности.
Воспитывающая среда.
Воспитывающая деятельность.
Воспитывающая среда складывается и организуется педагогом из:
предметно-пространственного окружения,
социально-поведенческого окружения,
событийного окружения,
информационного окружения.
Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания, т.е. за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы. «Вочеловечивание» - расценивание предмета с точки зрения значимости его для жизни человека, социальная сущность вещи доводится до сознания воспитанника.
Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех, или иных поведенческих форм. Условием создания высокого уровня поведенческой среды является, широко внедряемая в школьном коллективе, ориентация на отношения и интерпретирование любого поведенческого акта, как способа выражения вполне определенного отношения к человеку.
Событийное окружение – это совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, служащих предметом оценки, поворотом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Педагогическое господство над событийным окружением, заключается не в том, что ему закрывают глаза и не позволяют воспринимать негативные или преждевременные для него события, а в том, что делается педагогическая интерпретация происходящего, и тогда ребенок видит картину ценностных отношений, либо утверждаемых, либо отсутствующих. Событие становится фактором его личного развития, по тому, что он был с происходящим, сопереживал случившемуся.
Информационное окружение (учебное занятие) выполняет те же функции, при условии, что уровень интеллектуального напряжения школьника всегда должен быть таков, чтобы восприятие информации требовало интеллектуального и духовного умения (Выготский).
Воспитывающая деятельность– непосредственный путь освоения, усвоения, присвоения мира. Это – взаимодействие с окружающей действительностью, формирующее у школьника систему ценностных отношений к миру.
Условия организации воспитывающей деятельности:
Созидательность (пресекает разрушительное начало и стимулирует к повторению этого переживания).
Высокая мотивированность – побуждение, инициирующее целевую активность детей (нравственно-познавательные, эстетические мотивы). Цель организуемой деятельности – лишь средство формирования личности. Целью же педагогической выступает мотивация деятельности, то, что придает ее личностный смысл. Т.е, помимо предметного результата, существует образ воспитательного результата.
Третьим условием воспитательной деятельности является – рефлексия – анализ школьником собственного состояния, переживаний, мыслей. Это содействие формированию субъекта, участвующего в деятельности, личности, способной отдавать себе отчет в свободном выборе из противоречия «надо» и «хочу». Суть рефлексии заключается в приучении к самоконтролю, саморегуляции и в формировании привычки к осмыслению протекающей жизни.