Задачи принятия решения

Задача принятия решения имеет две главные разновидности:

1. задача выбора (выбрать или отвергнуть несколько вариантов из группы возможных)

2. задача распределения ресурсов (каждый из рассматриваемых вариантов учитывается в соответствии с его приоритетом)

Процессы принятия решений в различных сферах деятельности во многом аналогичны. Поэтому необходим универсальный метод поддержки принятия решений, соответствующий естественному ходу человеческого мышления.

Часто экономические, медицинские, политические, социальные, управленческие проблемы имеют несколько вариантов решений. Зачастую, выбирая одно решение из множества возможных, лицо, принимающее решение, руководствуется только интуитивными представлениями. Вследствие этого принятие решения имеет неопределенный характер, что сказывается на качестве принимаемых решений.

С целью придания ясности процесс подготовки принятия решения на всех этапах сопровождается количественным выражением таких категорий как «предпочтительность», «важность», «желательность» и т.п.

Задачи принятия решения можно рассмотреть следующим образом.

Пусть имеются:

1. несколько однотипных альтернатив (объектов, действий и т.п.)

2. главный критерий (главная цель) сравнения альтернатив

3. несколько групп однотипных факторов (частных критериев, объектов, действий и т.п.), влияющих известным образом на отбор альтернатив

Требуется каждой альтернативе поставить в соответствие приоритет (число) – получить рейтинг альтернатив. При этом, чем более предпочтительна альтернатива по избранному критерию, тем больше ее приоритет. Принятие решений основывается на величинах приоритетов.

Пример 1:Руководителю фирмы требуется решить, какую программу для бухучета следует приобрести. Альтернативы – предлагаемые на рынке программы: «1С», «Парус», «С2», «Бухгалтер–3», «программа, изготовленная на заказ». Главная цель – выбор наилучшей программы для бухучета. Критерии, определяющие выбор: стоимость, открытость, функциональность, надежность, защищенность информации, гибкость настройки, расширяемость, техническая поддержка, нетребовательность к ресурсам и многие другие (в реальности их может быть более 50). Далее составляется рейтинг программ и принимается решение - купить программу, которая стоит первой в рейтинге.

Пример 2: на рис. 30 представлены критерии выбора информационной системы.

 

Рис. 30 Критерии выбора ИС