Business Intelligence (BI)

 

Внедрение BI-технологий в различные программные продукты является новым и перспективным подходом к управлению данными и знаниями компании.

Впервые о таком понятии, как «business intelligence» заговорили в 1958 году. Ханс Питер Лун в своей статье «Возможность понимания связей между представленными фактами» сделал первые попытки дать определение этому понятию. В 1989 году Говард Дреснер определил «business intelligence», как инструмент описания процесса, включающего в себя доступ к информации и ее анализ «для улучшения принятия бизнес-решений с использованием систем на основе бизнес-данных».

Институт Исследования Хранилищ данных (The Data Warehousing Institute , TDWI) определяет BI, как средство, которое "имеет отношение к процессу превращения данных в знания, а знаний в действия бизнеса для получения выгоды» и «Является деятельностью конечного пользователя, которую облегчают различные аналитические и групповые инструменты и приложения, а также инфраструктура хранилища данных».

С каждым годом количество информационных систем, построенных на основе BI-технологии, растет.

Согласно первоначальным определениям, BI — это процесс анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями, а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации. Надо отметить, что большинство определений трактуют «business intelligence» как процесс, технологии, методы и средства извлечения и представления знаний.

Business Intelligence (BI) — это процесс, технологии, методы и средства исследования, анализа, извлечения и представления информации и знаний, необходимые для принятия улучшенного, неформального управленческого решения. Часто сами бизнес-знания также называют BI, хотя это и не совсем правильно.

Технологии BI помогают конечному пользователю в его деятельности и в основе данной технологии лежит организация доступа пользователей к информации и знаниям компании, а также анализ бизнес данных. Знания, основанные на данных (data-based knowledge), получаются из данных с использованием инструментов BI и процесса создания и ведения хранилища данных.

BI порождает итерационный процесс бизнес-пользователя, включающий доступ к данным и их анализ, и тем самым проявление интуиции, формирование заключений, нахождение взаимосвязей, чтобы эффективно изменять предприятие в положительную сторону.

 

BI это:

· процесс превращения данных в информацию и информации в знания для поддержки принятия решений

· методы и средства сбора и объединения данных

· методы и средства обеспечения доступа к информации и знаниям

· инструмент для углубленного анализа данных бизнеса

· сами добытые знания о бизнесе

 

В процессе преобразования информации в знания в роли структур хранения данных выступают хранилища данных, а для представления этого знания пользователям инструменты BI.

BI помогает конечному пользователю, в том числе и не обладающего широкими знаниями в области ИТ, получить доступ к огромному количеству бизнес-данных для синтезирования из них информации и дальнейшего углубленного, детального анализа.

Сегодня BI-инструменты превращаются в нечто гораздо большее, чем просто анализ данных с помощью OLAP. Несмотря на то, что многие организации продолжают использовать OLAP-инструменты в качестве генераторов отчетов, все большее число компаний начинают обращаться к различным технологиям BI, получая конкурентное и стратегическое преимущества.

По мере того, как компании, пытаясь улучшить взаимодействие с клиентами и поставщиками, преобразуют свой бизнес, применяя технологии электронной коммерции, автоматизированные клиентские места и интегрированные цепи поставок, только технологии BI смогут помочь понять операции электронного бизнеса. Мир е-бизнеса - это сфера "продвинутого", стратегического BI. Кликстрим-анализ и Web-аналитика бесполезны, если они не интегрированы с оперативной информацией и данными о клиенте.

Первое поколение BI-инструментов было предназначено для реализации требований, предъявляемых бизнес-подразделениями: осуществлять текущий контроль. Эти требования включали обеспечение бизнес-менеджеров и других работников информацией, которой необходимо владеть, чтобы выполнять свои обязанности. Как правило, под "информацией, которой необходимо владеть" подразумевались, во-первых, данные, подлежащие анализу, а, во-вторых, то, как они представлялись с помощью BI-инструмента. Менеджеры компаний формулировали эти требования и часто оставались довольны возможностями, которые им предоставляла технология OLAP при задании нерегламентированных запросов.

Стратегическое BI отвечает на такие вопросы, которые руководство даже не знает, как и сформулировать.

Их примером могут служить следующие вопросы: каким образом можно увеличить доходы? Каковы имеющиеся бизнес-перспективы? Каковы текущие убытки и как их можно избежать? Есть ли возможность сократить расходы? Стратегическое BI предоставляет информацию, которая поможет руководству ответить на эти вопросы.

BI обычно помогает конечному пользователю (специалисту, менеджеру, зачастую не обладающему большими знаниями в области информационно-коммуникационных технологий) получить результат углубленного детального анализа бизнес-данных.

Всех пользователей BI можно разделить на опытных пользователей (составляют 20% от численного состава компании) и обычных пользователей (80% от численного состава). Опытные пользователи – это бизнес-аналитики, занимающиеся анализом информации и созданием всевозможных отчетов. Они активно используют всевозможные аналитические инструменты и приложения, облегчающие их деятельность. Опытные пользователи способны использовать новые технологии, в т.ч. и BI, если технологии действительно помогают. Опытные пользователи всегда готовы учиться новому. Обычные пользователи мало интересуются инструментами, позволяющими создавать для них отчеты. Инструменты BI для них слишком сложны. Но это не означает, что рядовые сотрудники не должны пользоваться результатами BI приложений – производители таких инструментов должны предлагать простые и доступные решения, результаты которых позволят и этой группе сотрудников стать полноценными потребителями BI инструментов.

Первоначально BI инструменты создавались для удовлетворения потребности именно опытных пользователей, а не руководителей и рядовых работников. Поэтому обычным сотрудникам и менеджерам для использования BI инструментов требовалось серьезное и долгое специальное обучение, что серьезно повышало общие расходы на BI. При этом надо отметить, что стоимость BI инструментов очень велика, что является препятствием на пути внедрения BI даже в крупные компании, не говоря уже про малый бизнес.

Но, сегодня производители стали активно упрощать свои программные комплексы и настраивать их под обычных пользователей, которые хотят всего лишь заниматься мониторингом ключевых показателей эффективности, рассматривать и анализировать данные. Многие разработчики сделали свои продукты привлекательными (модули отчетов для конечных пользователей, авторизация тонких клиентов, инструментальные и оценочные панели, графические интерфейсы, поиск по ключевым словам, развитая визуализация, предоставление программного обеспечения в виде услуги).

Ключом к проникновению BI во все сферы деятельности компании является привлечение клиентов и активное использование ими приобретенных инструментов. Эта, казалось бы, простая идея очень сложна, если учесть все факторы, которые делают BI-инструмент простым в использовании. Поэтому на сегодняшний день средний процент активных BI-пользователей составляет всего лишь 24%.