Стандартизация в области охраны окружающей среды

Государственными стандартами и иными техническими нормативно – правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются экологические требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, а также к выпускаемым товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля.Государственные стандарты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий. По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды. и человека
^ 38. Экологическая сертификация.

Экологическая сертификация— это подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Этому инструменту государственной экополитики посвящены законы «О сертификации продукции и услуг» и «Об охране окружающей среды». В отличие от экологической экспертизы, объектами сертификации являются не проекты, а готовая продукция: новая техника, материалы, вещества, технологические процессы, отходы производства и потребления, природные ресурсы, экологические услуги. Государственным органом, ответственным за сертификацию товаров и услуг, является Госстандарт. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Проведение обязательной сертификации означает, что государство берет на себя защиту экологических интересов населения. В Министерстве природных ресурсов утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации. Добровольная экологическая сертификация проводится по инициативе природопользователя на основе договора между органом, проводящим сертификацию, и заявителем.

Основными целями экологической сертификации являются:

- повышение качества продукции путем создания условий для открытой свободной конкуренции предприятий на едином рынке

товаров и услуг на основе информации об уровне экологической чистоты продукции;

- защита потребителя от недобросовестной деятельности изготовителя продукции;

- подтверждение показателей, определяющих качество ( далее - показателей качества) продукции в части экологической чистоты;

- содействие потребителю в компетентном выборе продукции;

- побуждение фирм, прошедших и желающих пройти экологическую сертификацию, к саморазвитию в производстве и реализации экологически качественной продукции.
^ 39. Сущность и экономической оценки природных ресурсов

Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное выражение народнохозяйственной ценности естественных благ, определяемой путем измерения эффективности их воспроизводства (охраны и восстановления экологических систем, эксплуатации и переработки природного вещества). Применение оценки ресурсов обусловлено необходимостью учета влияния природного фактора на повышение эффективности общественного производства, совершенствования его отраслевой и территориальных структур, стимулирования восстановления, рационального использования и охраны природных ресурсов, ограниченных как во времени, так и в пространстве. Таким образом, экономическая оценка природных ресурсов выполняет две основные функции: учетную (природные ресурсы как Национальное богатство, фактор экономии общественного труда, особый производственный фонд и т. п.); стимулирующую (плата за эксплуатацию разнокачественных ресурсов, их наличие, плата за изъятие природного ресурса из народно-хозяйственного оборота или возмещение ущерба за его нерациональное использование и т. п.)

Функции экономической оценки природных ресурсов тесно взаимосвязаны между собой и в целом ориентируют хозяйственный механизм на рациональное природопользование.
^ 40. Затратная концепция академика С.Г.Струмилина.

В основе затратной концепции лежат расходы на освоение природных ресурсов.

В соответствии с затратной концепцией базой оценки служат вложения труда и средств в воспроизводство ресурсов. Качество природных благ при таком подходе к оценке выступает как дополнительный фактор меры ценности. Согласно методике академика С. Г. Струмилина, экономическую оценку одного гектара (О) определяют по формуле

О= К( У/Т :У1/Т1 ),

где К- стоимость освоения одного гектара земли в современных условиях (средняя по

стране); У/Т и У1/Т1 – отношение урожайности к затратам на производство земледельческого продукта соответственно на оцениваемом участке и по стране.
^ 41. Рентная концепция экономической оценки природных ресурсов

В настоящее время существуют 2 основные концепции оценки природных ресурсов: затратная и рентная. Рентная концепция экономической оценки природных ресурсов базируется на исчислении дифференциальной ренты. При социализме она трактуется как разница между общественной и индивидуальной стоимостью продукта природоэксплуатации. Предлагаются разные подходы к определению её величины. Одни основываются на фактически сложившихся ценах, другие- на расчётных. Применяются также и разные методики исчисления диф. Ренты: как разности стоимостей продукции лучшей и худшей земель, цен производства и себестоимости продукции, чистого дохода предприятий, функционирующих в различных природных условиях и т.п.

В соответствии с экономико-математическим направлением исследования диф. Ренты, которого придерживаются многие учёные, она исчисляется как разность между ценностью продукции, получаемой при эксплуатации природного ресурса, и нормативным уровнем индивидуальных приведённых затрат на её производство.

Ценность продукции определяют с помощью специально исчислённых так называемых замыкающих затрат (кадастровых цен) – общественно оправданных пределов затрат на прирост производства соответствующей продукции. Экономическая оценка природных ресурсов (R) на основе рентной концепции рассчитывается по формуле: R=max ( aq (Z-S) ) , где a – коэффициент, учитывающий динамику во времени показателей Z, S, q, а также эффект «обесценения» будущих затрат и результатов (фактор времени) ; q- коэффициент «производительности» природного ресурса (определяется урожайностью сельхоз культур и распределением земли между ними, коэффициентом утилизации запасов полезных ископаемых и т.д.); Z – замыкающие затраты на продукцию, производимую при эксплуатации природного ресурса, р.; S - индивидуальные затраты на продукцию, получаемую при эксплуатации природного ресурса, р. Рентная концепция экономической оценкой: R = max [ aq( Z – S) ], где

R — экономическая оценка природных ресурсов (объекты природного пользования);

Z — замыкающие затраты на вовлечение ресурса в хозяйственный оборот (предельно допустимые затраты, при которых возможно вовлечение ресурса);

S — индивидуальные затраты;

а — коэффициент изменения ресурса во времени;

q — коэффициент производительности природного pecypca.
^ 42. «экономическая оценка», «стоимость» и «цена» природных ресурсов.

Абсолютная экономическая оценка необходима для установления размера платы и принятия природных ресурсов на баланс предприятий, переданных им в бессрочное пользование, а также для отражения природных ресурсов в составе национального богатства. Этот вид оценки указывает на величину капитальных вложений, необходимых для замещения данного природного ресурса на основе эффекта воспроизводства продукта природопользования.

В рамках абсолютной экономической оценки различают текущую и долгосрочную. Первая представляет собой ежегодный эффект воспроизводства, вторая — их сумму за период нахождения природного ресурса в хозяйственном обороте.

Сравнительная оценка природных ресурсов указывает на целесообразность и эффективность функционирования природных ресурсов конкретного региона и определенной продуктивности в общей системе удовлетворения эколого-ресурсных потребностей общества.

Ведущую роль в формировании данного вида оценки играет (как и при абсолютной оценке) закон экономии времени. Однако механизм ее построения основывается не на абсолютной, а на сравнительной эффективности капитальных вложений.

В рамках сравнительной экономической оценки природных ресурсов в зависимости от их народнохозяйственного назначения различают два показателя: эксплуатационную и средозащитную оценки.

1.Эксплуатационная оценка. Этот показатель может модифицироваться в зависимости от поставленной цели, но в основе его расчета должна лежать разностная величина приведенных затрат по вариантам сравнения выхода дополнительной продукции природопользования.

Эффект от того или иного варианта природопользования, как правило, носит долгосрочный характер.

Важным условием при сравнительной оценке является правильное нахождение сравнительного эффекта функционирования природных ресурсов. Он рассчитывается как разность между замыкающими затратами на изготовление конкретного вида продукции и нормативным уровнем индивидуальных приведенных затрат на ее производство с использованием оцениваемого ресурса.

Замыкающие затраты характеризуют содержание непосредственно общественных отношений. В величине замыкающих затрат как бы синтезируются результаты взаимосвязанных экономических расчетов: по установлению потребности в данной продукции по стране в целом для данного планового периода; по выбору наиболее эффективных вариантов удовлетворения этой потребности за счет расширения производства на действующих предприятиях и строительства новых мощностей и импорта.

В сравнительной оценке замыкающие затраты выступают как оптимальный норматив.

2.Сравнительная оценка. Важным условием оптимизации природопользования является сохранение средозащитных функций экологических систем с одновременным расширением доступной сырьевой базы. Это можно рассмотреть на примере лесов. Экономическая эффективность «невесомых» средозащитных функций леса доказана многочисленными исследованиями. Однако экономическое выражение средозащитного эффекта не может служить основой для оценки лесоземельных ресурсов природоохранного значения. Во-первых, необходимость в данных землях должна определяться не их экономическим эффектом, а социальным назначением. Во-вторых, величина эффекта может меняться и не отражать социальную значимость лесов.

Главное назначение данного вида оценки – определение целесообразности сохранения природных ресурсов средозащитного населения.

Многочисленные исследования показывают, что рубка леса при современном техническом уровне лесозаготовительного производства приводит к нарушению природной среды и отрицательно влияет на его водоохранные, средорегулирующие и почвозащитные функции. Наиболее эффективно обеспечивают защиту среды нетронутые разновозрастные леса с преобладанием спелых и перестойных насаждений. Сравнительная экономическая оценка средозащитных функций лесов на народнохозяйственном уровне должна стимулировать природоохранное лесопользование. Потребность общества в средозащитных функциях лесов вступает в противоречие с необходимостью их промышленной эксплуатации. Экономическую оценку средозащитных функций лесов необходимо строить на основе разрешения этого противоречия.Всем другим общественным потребностям в продуктах и полезностях предшествует потребность в древесине. Для удовлетворения новой общественной потребности в конкретной полезности леса нужны дополнительные затраты. Если эти затраты не будут осуществляться, удовлетворение одной из потребностей (новой или старой) нарушится и общество в любом случае будет нести издержки.Необходимость учета влияния природного фактора на повышение эффективности общественного производства, совершенствования его структуры определяет значение и роль экономической оценки природных ресурсов, ориентируя хозяйственный механизм на рациональное природопользование Стоимостные показатели экологической оценки материального производстваПри экологической оценке возникает необходимость применять стоимостные показатели.Это обусловлено двумя причинами: деятельность предприятий оценивается в стоимостном выражении, поэтому своё влияние на результаты производства показатели экологической оценки могут наиболее полно проявить лишь тогда, когда будут представлены в стоимостной форме, стоимостная форма необходима для выражения затрат и результатов, связанных с экологизацией производства. В качестве стоимостного показателя экологической оценки материального производства следует использовать коэффициент уровня безотходного производства (Кп.б.), который рассчитывается по формуле:Кп.б.=Пб.п./ Пв.п.,где Пб.п.-продукция безотходного произв-ва,Пв.п.-валовая продукция современного производства .Коэффициент уровня безотходного производства даёт общее представление об экологичности технологии,однако он не учитывает сравнительную вредность различных веществ,воздействующих на окружающую среду.В связи с этим небоходимо дать экологическую неутилизируемым отходам,на основании чего можно вывести интегральный показатель экологичности производства.Отходы,которые образуются в результате функционирования производства, можно разделить на: экологически безвредные и экологически вредные.При построении экологической оценки неутилизируемых отходов следует учитывать стоимость и нормативный коэффициент эффективности их использования. Стоимость неутилизируемых отходов определяется по стоимости первоначального сырья.В зависимости от степени воздействия отходов на окружающую среду меняется велечина нормативного коэффициента эффективности средозащитных инвестиций.
^ 43. Понятие, содержание и виды ущерба от загрязн и истощения окр ср

Развитие производительных сил в современных условиях сопровождается колоссальным загрязнением окружающей природной среды, в результате чего обществу наносится материальный и моральный ущерб.

По масштабам загрязнение окружающей среды можно разделить на локальное, региональное и глобальное. Как правило, первичным является локальное загрязнение, которое, если скорость процесса загрязнения больше скорости процесса естественного очищения, переходит в региональное, а затем в глобальное.

Высокий уровень качества природной среды требует значительных затрат от производства, т.е. мы вправе говорить об экологических издержках производства. Различают издержки предотвращения загрязнения («затраты загрязнения») и издержки загрязнения или экологический ущерб («затраты контроля»).

Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный.

Экологический ущерб – это урон, наносимый природной среде (экологические катастрофы, стихийные бедствия и др.).

^Экономический ущерб представляет собой выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.

^Социальные потери подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Восполнимый ущерб может быть измерен в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. Невосполнимый социальный ущерб влечет за собой сокращение продолжительности жизни людей, снижение творческой активности, досрочный уход на пенсию по состоянию здоровья, психологический дискомфорт и др. и не может быть оценен стоимостными показателями.

44. Экон ущерб от загрязнения и истощения природной среды и его оценки Важнейшим условием эффективного функционирования экологической сферы является обеспечение обязательного воз­мещения субъектами хозяйствования ущерба от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Для установления размеров компенсаций ущерба от заг­рязнения и истощения природной среды необходима его эконо­мическая оценка. Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три ви­да ущерба: экологический, экономический и социальныйЭ кологический ущерб характеризуется нарушениями, возни­кающими в природных системах. Неблагоприятные послед­ствия для них могут наступить даже при незначительных откло­нениях от оптимального состояния, а при достижении крити­ческого уровня происходят необратимые изменения в экосисте­мах.Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народно­го хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуа­ции в результате антропогенной деятельности.Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблаго­получными продуктами питания, питьевой водой плохого ка­чества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости лю­дей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению усло­вий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.Очевидно, что экологический и социальный ущербы не под­лежат абсолютно точной количественной оценке. Таким образом, экономический ущерб является комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов от загрязнения различных природных сред — воз­душного бассейна, водных источников, земель, лесных экосис­тем и др. ^ 45. Сущность социального ущерба от негативного воздействия на природную среду. Социальные потери можно условно подразделить на так называемые восполнимые и невосполнимые. Социальный ущерб в части восполнимых потерь может быть измерен в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы в здравоохранении и социальном обеспечении: на оплату больничных листов, затраты на лечение (амбулаторное или стационарное), а также потери производства от невыходов на работу (исходя, например, из среднедневной зарплаты работника и такой же величины прибавочного продукта), снижения производительности труда и пр. Однако наряду с этим существует невосполнимый социальный ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями, как-то: потеря здоровья, снижение творческой активности, досрочный уход на пенсию по состоянию здоровья, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт .Но наибольший практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения окружающей среды, который складывается из экономического (материального) (недовыработка промышленной продукции, снижение урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства и т. п.) и социального (восполнимого) ущерба (рост затрат на лечение, социальное страхование, недополучение продукции из-за повышенной заболеваемости работников, инвалидности, ухудшение условий отдыха, снижения производительности труда и пр.).Совокупный предотвращенный ущерб отражает потери экономики и общества при отсутствии природоохранных мероприятий. Оценки предотвращенного экономического и социального ущерба позволяют определять государственную экологическую политику и соответственно объем финансирования работ природоохранной направленности. Учет показателя экономического ущерба необходим и при выборе вариантов промышленной и городской застройки, для размещения транспортных магистралей, объектов рекреационного назначения. Это будет способствовать оптимизации проектных решений. ^ 46. Экон сущность природоох затрат: издержки предотвращ и экон ущерб. Экономическая эффективность затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Определение общей (абсолютной) эффективность и экологических издержек необходимо, чтобы оценить фактическую результативность природоохранных мероприятий при планировании достижения нормативного качества окружающей среды, для экономического стимулирования повышения эффективности средозащитной деятельности. Общая (абсолютная) экономическая эффективность затрат экологического характера рассчитывается как отношение объема полного экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект совокупных (приведенных) затрат. Экономический эффект Э, или результат природоохранных затрат, представляет собой предотвращенный экономический ущерб и дополнительный доход от улучшения производственной деятельности предприятий в условиях лучшей экологической обстановки. Э = П+Д, где П — величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды; Д — годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов. Величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды определяется по формуле П = У1-У2,где У-,, У2 — величины ущерба до проведения природоохранного мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия соответственно. Если же потребуется определить эффективность капитальных вложений Эк в природоохранные мероприятия, дающие ежегодный экономический эффект Эг, из этого эффекта нужно вычесть годовые (текущие) затраты С, необходимые для содержания и обслуживания природоохранных объектов, и полученную разность отнести к величине капиталовложений: При разработке долгосрочных прогнозов, программ по охране окружающей среды в регионе, при проектировании различных природоохранных мероприятий, выборе варианта внедрения новой техники или технологии, направленной на экологизацию производства, используется показатель сравнительной (относительной) экономической эффективности природоохранных затрат. Таким показателем является минимум совокупных затрат, то есть при выборе варианта предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности с помощью норматива эффективности: С + Ен • К -> тт. Экономический результат природоохранных мероприятий выражается в сокращении или предотвращении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, сравниваемые варианты должны быть тождественны по степени снижения уровня загрязнения природного ресурса, видам и величине предотвращенных потерь. ^ 47.Инвестирование природоохранной деятельности в Беларуси. Природоохранные мероприятия — это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природных сред: охрана водных ресурсов; охрана земель и недр; охрана биоразнообразия и ландшафтов: лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов; охрана и воспроизводство животного мира; комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов);специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией); управление и контроль в области природоохранной деятельности. В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения: текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды; затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения; капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные);затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов ландшафта; затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется значительная часть капитальных вложений. Основная часть капиталовложений экологического назначения в РБ идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. ^ 48. Показатель сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений служит для выявления экономичного (выгодного) варианта решения конкретных хозяйственных и технических задач (например, при выборе варианта внедрения новой техники и проведения мероприятий по техническому перевооружению предприятий - stroyverno.ru). Она показывает, насколько один вариант лучше другого. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении нескольких вариантов проектов либо при выборе новой техники. Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является минимум приведенных затрат. Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размеренности в соответствии с нормативом эффективности. Преимуществом обладает тот вариант, который дает наибольшую эффективность, наиболее благоприятное сочетание капитальных вложений и текущих затрат. Однако зачастую бывает, что один вариант требует меньших капитальных вложений, а другой — меньших текущих затрат - stroyverno.ru. В этом случае требуется сопоставление капитальных вложений с экономией на текущих затратах и сравнение полученной величины эффективности с ее нормативным показателем. Нормативный коэффициент эффективности по народному хозяйству в целом установлен на уровне 0,14. По соображениям стимулирования технического прогресса по отдельным отраслям допускается дифференциация нормативного коэффициента эффективности. Так, для промышленности он установлен на уровне 0,16; строительства — 0,22. Для торговли норматив общей (абсолютной - stroyverno.ru) эффективности установлен на уровне Эн = 0,25. ^ 49 Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности. На переходном этапе развития экономики в хозяйственном механизме природоп все большую значимость приобретает его экон блок, или собственно экономический механизм, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирование природоохранных мероприятий, ценообразование в природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование, подразумевается совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой. В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в экономике переходного периода приоритетными становятся экономические регуляторы. Трудность введения реального режима платности природопользования была обусловлена искаженной системой ценообразования в народном хозяйстве в целом. Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия: во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком малы. Новые отношения собственности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление действенности этой меры ответственности. Приведенные выше меры по экономическому регулированию природопользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), которые призваны как бы противодействовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности, которые нацелены на поощрение природопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды. В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались налоговые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), льготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, премирование по результатам экологической деятельности, оставление в распоряжении предприятий и зачисление в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства. Однако и эти рычаги были далеко не всегда эффективными. Бесплатные природоохранные фонды использовались чаще всего нерационально, очистные сооружения были или перегружены, или неисправны. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные, меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.). По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов сегодня в республике затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, адекватных современной ситуации, обеспечения контроля за их выполнением, создания организационных структур по заключению сделок, введению экологического аудита. Однако о высокой эффективности применяемых в Беларуси экономических методов говорить пока не приходится, поскольку на их реализации сказывается общая кризисная социально-экономическая ситуация, осложненная инфляцией. Все это ослабляет и деформирует стимулы, действенные в условиях функционирования стабильной экономики. Кроме того, используемые у нас экономические регуляторы недостаточно приспособлены к требованиям рыночных реформ. В период перехода к рынку очень важно оптимальное сочетание ценовой и налоговой политики. Цены на продукцию и сырье, например, в отраслях минерально-сырьевого комплекса должны быть ориентированы на выгодность их получения из отходов, что следует подкреплять налоговыми льготами на продукцию, производимую из отходов, и экономией на платежах за загрязнение, если максимально возможное их количество улавливается и утилизируется. Важно иметь в виду, что и в период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. ^ 50. Основные формы и методы материального стимулирования рационального использования природных ресурсов. Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение рес в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.

 

 

 

История
51. Финансирование мероприятий по охр окру ср.

Впервые вопрос о необходимости создания экол фон­дов возник в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохр мероприятия и разработкой сис-мы плате­жей и штрафов за загрязнение окр ср. Такие фонды формируют­ся прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, го­с дотаций и средств бассейновых органов. Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что ус­л эффективного исп их средств явл наличие конкретных природоохр программ и ограни­чение числа членов фонда, что позволяет более точно опреде­лять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распред средств. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загр окр ср опасными вещ-ми. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансир мониторинга, исследований и пра­ктических мероприят за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязн прир ср. В РБ целевой внебюджетный фонд охр природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получи­ло правовую основу в соотв с Законом РБ "Об охране окр ср" (1992), который четко оп­ределил важнейшие источники финансир экол программ и мероприят по охр окр ср: республиканский и местные бюджеты;ср-ва юридических лиц, добровольные взносы насел, иностранных граждан, а также иных источников: республиканский, местные внебюджетные фонды и общес­твенные фонды охр природы;кредиты банков.Помимо указанных источников внебюджетные фонды по­полнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природо­пользов, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью прод, инвалютных поступлений, получен­ных по искам от иностранных физ и юрид лиц за нарушение природоохр законодат-ва, долевого участия юрид лиц, др природопользователей в фи­нансир природоохр работ и некот иных пос­туплений. вне­бюджетный фонд охраны природы стал именоваться гос целевым бюджетным фондом охр природы. По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экол обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В наст же время, исходя из анализа сущес­твующей тенденции в соотношении источников финансир природоохр деят-ти политику ин­вестирования экол сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств приро­доохр фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов
^ 52. Экологическое страхование

сущность, виды, формы В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повы­шенного экологического риска — за причинение ущерба треть им лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварий­ного) загрязнения окружающей среды и экономическое стиму­лирование таким образом предотвращения данного загрязне­ния. Цель экологического страхования состоит в наиболее пол­ной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба. Суть страхования заключается в объединении ресурсов от­дельных собственников в целях компенсации возможных убыт­ков любому из них. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный на­селению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдель­ные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии ком­пенсации эколого-экономического ущерба.. Экологическое страхо­вание предусматривает покрытие затрат на ликвидацию послед­ствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим ли­цам, пострадавшим от вредных воздействий. Экологическое страхование может осуществляться в добро­вольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе догово­ра между страхователем (субъектом хозяйствования) и страхов­щиком (страховой компанией). Обязательное страхование происходит в соответствии с за­коном. Обязательному страхова­нию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в зако­нодательном порядке перечень экологически опасных объектов. Обязательное экологическое страхова­ние будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Экологическое страхование особенно выгодно для экологи­чески опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд, выступающий в роли страховщика. Весьма важно для экологического страхования также кон­кретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам.
53. Глобальные экологические проблемы человека.

^ ЯДЕРНЫЙ ВЕК

26-го апреля 1986 г. на Чернобыльской электростанции взорвался реактор №4; взрывом снесло контейнер-протектор из стали и бетона, графит в центре реактора загорелся, неся радиоактивное заражение на миллионы квадратных миль.

Между этими двумя событиями мрачными вехами на нашем пути через ядерный век стали Хиросима и Нагасаки, Бикини и Кыштым, реки Чок и Паломарес – зловещее наследие аварий и инцидентов, напоминающих о скрытом значении и последствиях использования ядерной энергии.

^ ЛЕСА – В ПУСТЫНИ

Когда-то тропические влажные леса покрывали 10% поверхности земли, но их площадь уменьшилась уже на одну треть. Темп потери лесов увеличивается.

Движущие силы за всем этим – бедность и жадность. Леса вырубаются из-за их древесных ресурсов, их границы подвергаются эрозии подсечно-огневой системой землевладения, огромные площади или заливаются ради проектов гидроэлектростанций или вырубаются ради недолговечного пастбища для мясного скота.

Когда исчезают деревья, разрушается стабильность экосистемы. Неизбежный результат – наводнения, засухи, широко распространённая эрозия.

^ АТМОСФЕРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Кислотный дождь разрушает здания, окисляет озёра и реки, загрязняет грунтовые воды, высушивает деревья и наносит ущерб живой природе. Эта проблема не уйдёт сама по себе, она не поддаётся лёгким решениям и, несомненно, является следствием деятельности человека. Загрязнение воздуха работающими на твёрдом топливе электростанциями – главная причина кислотного дождя.

^ ОТРАВЛЕННАЯ ВОДА

Мы производим огромные количества токсичных химикатов, которые не поддаются естественному распаду и отравляют окружающую среду и нас самих. Аварии, такие как Минимата, Севесо и Бопал – наиболее трагические примеры этой химической угрозы. Более коварно – постоянное загрязнение грунтовых вод, ручьёв, рек, озёр, морей и океанов не только пестицидами, но также сточными водами и в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности.

Можно сделать вывод, что наше собственное выживание зависит от нас, от того, как мы поддерживаем структуру жизни. Мы нарушаем её естественный порядок на свой страх и риск.
^ 54.Понятие экологической безопасности.

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать. В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности. Понятие «экологическая безопасность» применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Ри́мский клуб — международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6-7 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

Одной из главных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов. Заказ Клуба на доклады определяет только тему и гарантирует финансирование научных исследований, но ни в коем случае не влияет ни на ход работы, ни на её результаты и выводы; авторы докладов, в том числе и те из них, кто входит в число членов Клуба, пользуются полной свободой и независимостью. Получив готовый доклад, Клуб рассматривает и утверждает его, как правило, в ходе ежегодной конференции, нередко в присутствии широкой публики — представителей общественности, науки, политических деятелей, прессы, — а затем занимается распространением результатов исследования, публикуя доклады и проводя их обсуждение в разных аудиториях и странах мира. Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области. Римский клуб в настоящее время продолжает исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены, особенно в геополитике. Стоит также помнить о том, что экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться. В тесном сотрудничестве с множеством научных и образовательных организаций, Римский клуб в мае 2008 года разработал новую трехгодичную программу «Новый путь мирового развития» (A New Path for World Development), в которой обозначены основные направления деятельности до 2012 года.
^ 55. Региональные экологические проблемы и пути их решения

. Проблема радиоактивного загрязнения территории остается наиболее масштабной по занимаемой площади. Обеспечение радиационной безопасности населения в связи с наличием зоны радиоактивного загрязнения, осуществляется в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Снижению остроты данной проблемы способствует также происходящее со временем уменьшение интенсивности загрязнения в силу естественного распада радионуклидов. Однако процесс этот идет медленно, и его положительный эффект проявляется на длительном временном интервале.

Деградация почв происходит в результате их прямого разрушения, главным образом, при ведении различных строительных работ и добыче полезных ископаемых, а также вследствие развития эрозионных процессов преимущественно на пахотных угодьях. Для торфяных почв специфическим видом деградации является ускоренная минерализация органического вещества в случае их использования под пашню. Химическое загрязнение почв имеет место преимущественно в городах и зонах их влияния, в придорожных полосах транспортных магистралей, в зонах влияния полигонов складирования отходов, в местах нефтедобычи, на сельскохозяйственных землях. В городах основными загрязнителями почв выступают нефтепродукты и тяжелые металлы, в меньшей степени сульфаты. Среди тяжелых металлов ведущая роль принадлежит кадмию, свинцу и цинку.Негативным явлением для почв сельскохозяйственных угодий является ухудшение их агрохимических свойств из-за недостаточного внесения удобрений. Способом решения данной проблемы выступает рост применения удобрений. Проблема отходов.В Беларуси продолжилась тенденция роста образования отходов производства. Основной объем в образование отходов производства продолжало принадлежать РУП "Беларуськалий", на долю которого пришлось 70% от всего их объема.В составе отходов выделяется категория токсичных, которые представляют наибольшую угрозу загрязнения окружающей среды. С течением времени их количество увеличивается.Основным источником образования токсичных отходов является промышленность.
^ 56. Оценка экологической ситуации в Республике Беларусь

Основные факторы воздействий па окружающую среду связа­ны, во-первых, с функционированием национальной экономики и, главным образом, производственного комплекса, во-вторых, с трансграничным переносом загрязняющих веществ и, в-третьих, с наличием унаследованных не решенных проблем. Первый из ука­занных факторов, как правило, является основным, два других обычно менее значимы. Вместе с тем, не исключаются случаи, ког­да решающую роль в данном отношении приобретают внешние источники. Применительно к Беларуси подобный случай имел место в 1986 г., когда в соседней республике — Украине произошла авария на ЧАЭС. В результате основная масса по­павших в атмосферу радиоактивных веществ выпала на террито­рии Беларуси, что явилось приоритетным фактором загрязнения окружающей среды в стране. В целом структура землепользования Беларуси является бла­гоприятной в экологическом отношении. В ней преобладают земли с сохранившимися в естественном состоянии природными комплек­сами (леса, луга, болота, водоемы). Они занимают 2/3 территории страны.

Мы производим огромные количества токсичных химикатов, которые не поддаются естественному распаду и отравляют окружающую среду и нас самих.
^ 57. Проблемы охраны окружающей среды в Республике Беларусь

. Проблемы окружающей среды и безопасности в Беларуси можно разделить на три категории: (а) связанные с водными ресурсами; (б) связанные с земельными угодьями и экосистемами; и (в) связанные с управлением опасными объектами и территориями, загрязненными в результате чернобыльской катастрофы. Запасы устаревших пестицидов. По существующим оценкам, запасы запрещенных опасных пестицидов в Беларуси превышают 6 тыс. тонн, из которых 718 тонн составляет ДДТ. В дополнении к этому в Беларуси хранится более 2700 тонн неидентифицированных (потенциально опасных) пестицидов. Около двух третей всех пестицидов находится в хранилищах, остальные размещены на различных фермах и промышленных объектах, часто в несоответствующих условиях. Проблемы промышленных центров в республике в первую очередь связаны с концентрированным воздействием деградации окружающей среды на население. Масштабная добыча и переработка калийных руд в Солигорском районе в бассейне Припяти привела к техногенному изменению ландшафта, оседанию грунта над отработанным пространством шахт и заболачиванию. Промышленные объекты, расположенные близко к границе Беларуси, рассматриваются как важная проблема окружающей среды и безопасности. Большинство приграничных областей в Беларуси менее экономически развиты и имеют сельскохозяйственный характер. Присутствие больших индустриальных объектов рядом с границей вызывает у местного населения постоянное ощущение опасности, приводит к миграции из этих районов и дальнейшему подавлению экономической деятельности в приграничных областях. Беларусь особенно обеспокоена атомными электростанциями, расположенными в России, Украине и Литве. Игналинская АЭС – ближайшая к белорусской границе и использует трансграничное озеро Дрысвяты в качестве водоема-охладителя. Прилегающие территории Беларуси имеют важное рекреационное значение, там организован национальный парк «Браславские озера». Близость атомной электростанции влияет на их туристский потенциал.

8, Основные направления междунар сотрудничества в природоохр среде.

Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окр ср сегодня уже невозможна без междунар экол сотрудничества, поэтому Бел явл активной его участницей. В развитии меж­дунар сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей респ уделяется обеспечению выпол­нения междунар конвенций и подписанных к ним прото­колов, разработке национ механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями. Являясь одним из учредителей ООН, РБ на постоянной основе поддерживает контакты с межправительс­твенными орг ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ. ЕЭК по пробле­мам окр ср и водным рес, ОЭСР и др. В качестве постоянного рабочего ор­гана МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске. Задачами МЭС являются: осущ координации и проведение согласованной политики в области охр окр ср; проведение совместных экол экспертиз проектов; оказание содействия в разрешении экол споров между членами МЭС; ведение межгос Красной книги; определение условий и порядка участия сторон в выполне­нии обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охр окр ср. За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охр окр ср: Экол деятельность РБ находит активную поддержку междунар финансовых институтов. Так, из общей суммы займов, выделенных Бе­ларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвер­тая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах со­циальной сферы) Активное участие Бел в процессе междунар эко­л сотрудничества дает надежду на то, что наше воз­вращение на общемировые пути соц-экон раз­вития будет способствовать выходу из экол кризиса совместно с др странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-тех­нический и интеллектуальный потенциал для совершенствова­ния технологий" в целях экологизации хоз деятель­ности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные тех­нологии.
^ 59. Экологическая деятельность ООН и ее специализированных органов

ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

+Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

+Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

+Содействии поддержанию законности и правопорядка;

+Предоставлении гуманитарной помощи;

+Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре, в Грузии, Таджикистане, а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.
^ 60. Конференции ООН по окр среде и развитию, их роль в укреплении стратегии устойчивого развития.

Программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП— созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития».

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды.

Работа ЮНЕП ведется в следующих семи направлениях:

-Раннее предупреждение и оценка конфликтов

-Имплементация экологической политики

-Технология, производство и экономика

-Региональное Сотрудничество

-Экологическое право и Конвенции

-Защита окружающей среды на глобальном уровне

-Коммуникации и Общественная Информация

^ Известные международные проекты

ЮНЕП спонсирует программы развития солнечной энергии, делая значительные скидки на приобретение солнечных панелей, тем самым значительно снижая цену для потребителей и увеличивая количество желающих приобрести эти панели. Самый известный пример такого проекта — проводившаяся в Индии программа займов на приобретение солнечных панелей, которая помогла 100000 человек. [4] Успех этой программы привел к проведению подобных проектов в других развивающихся странах — Тунисе, Марокко, Индонезии и Мексике.

ЮНЕП также спонсирует проект по охране болотистых местностей на Ближнем Востоке. В 2001 году специалисты ЮНЕП провели кампанию по защите болотистых местностей, опубликовав фотографии со спутника, показывающие что 90 процентов болотистых местностей уже были уничтожены. Программа ЮНЕП «поддержка экологического менеджмента в болотистых местностях Ирака» стартовала в 2004 году с целью экологически качественного управления болотистой областью.
^ 61. Роль междунар финансовых орг в реализацию экол программ.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации.

Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

-реализации региональных программ охраны природной среды;

-сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

-сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;

-организации заповедников, резерватов, национальных природных парков;

-экологического просвещения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), координирует решение вопросов охраны здоровья человека применительно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

В поле зрения ФАО находятся экологические проблемы в области сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование природных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, лесов, биоло­гических ресурсов Мирового океана. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздействия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.