Apple против IBM: раунд 1

Apple быстро расправилась со своими конкурентами с помощью Apple II -первого "полностью укомплектованного" персонального компьютера. Более того,принцип "открытой архитектуры", заложенный в его основу, подстегнул сотнидругих компаний на разработку программного обеспечения и дополнительныхустройств, что позволило решать с помощью компьютера тысячи разных задач. Вскоре Apple имела самый большой кусок компьютерного пирога. Потом онастала классическим образом защищать свои позиции. Вначале появился II Plus. Затем IIе. Каждая машина была совместима спредыдущей, могла использовать то же программное обеспечение ипредназначалась для замены старых моделей. (Лучшая стратегия обороны - этосмелость атаковать самого себя.) Потом появилась портативная модель IIc. Она не была заменой для IIe,однако работала быстрее и была дешевле, так что в каком-то смысле она все жеконкурировала с предыдущей моделью. Гораздо меньший успех ожидал Apple III - единственную модель, непредназначенную для домашней работы. Apple III была ориентирована на офисы ине имела того набора программного обеспечения, каким обладала серия II(серия III должна была дополнить ее, но не заменить). Apple III прохладноприняли в отрасли - явный признак приближения чего-то. Никто и предположить не мог, что всемогущий и безжалостный Armonkвыпустит PCjr. "Печальная дата для домашнего компьютера", - писали в журналеTime, который предсказывал большие перемены. "Маршируя от успеха к успеху, -говорилось в издании, - IBM теперь предлагает продукт для гостиной". Но гостиная уже принадлежала Apple. Поэтому, несмотря на бесплатное усовершенствование клавиатуры,сниженную на треть цену и 100-миллионное состояние Чарли Чаплина PCjrпретерпел неудачу в попытке взлететь. Менее чем через 18 месяцев после начала "военных действий" он был мертв- убит только что назначенным руководством подразделения Entry Systemsкомпании IBM. Неудача с PCjr могла ударить по самолюбию IBM, но только не по еекошельку. За последний год PCjr принес дохода на сумму в $150 млн, что,впрочем, семечки по сравнению с общим доходом компании - $46 млрд. Скептики говорят, что виновата была не стратегия, а продукт. Можетбыть, однако существует слишком много фактов в пользу того, что одногохорошего продукта недостаточно, если вы не владеете высотами. Победу обычноодерживает тот, кто контролирует территорию. Это второй принцип Клаузевица:превосходство обороны. То же самое случилось с "Голубым гигантом", когда была предпринятапопытка открыть розничные магазины, конкурирующие с аналогичными заведениямифирм ComputerLand, Micro Age, Entru и др. "Неудачные приключения IBM вджунглях розницы", - писал о проблемах IBM журнал Fortune. Не только IBM, но и DEC, и Xerox, и многие другие несли убытки нафронте розничных продаж. Важен не размер, важна позиция. Ни один из крупныхпроизводителей компьютеров не имел как продавец сильной позиции в умахпотенциальных покупателей.