Методы исследования: контент-анализ литературных источников, монографический, логический, метод сравнения результатов научных исследований и др.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды Алексеева С.С., Демина А.В., Матузова В.И., Малько А.В., Мухаева Р.Т., Нересянца В.С., Черданцева А.Ф. и ряда других авторов.

Работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 


1 Формы организации жизни в первобытном обществе

 

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т.д.[2]

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровалисьобычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями. Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием, обставлялась таинственными обря­дами[3].

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

1. Общее собрание рода.

2. Совет старейшин (старейшина).

3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Черты власти родовой организации следующие:

1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода).

2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т.е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения.

3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества).

4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников.

5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий.

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т.н. мононорм[4].

В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т.д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А.И., известным отечественным этнографом.), т.е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции[5].

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением[6].

Естественнонеобходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.

Таким образом общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

 

2 Государство как форма организации социальной жизни общества

 

2.1 Понятие, сущность формы государства и ее элементы.

Формы правления

 

Следующей формой организации жизни общества стало государство. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Чёткого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им[7].

Серьёзное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими органами).

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и фору государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления даёт возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и какого их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные);

- республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха[8].

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную;

- ограниченную (парламентарную);

- дуалистическую;

- теократическую;

- парламентарную.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского Воинского устава - "самостоятельный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимися процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII и Франция до революции 1789 года[9].

Конституционная монархия представляет собой такую форму прав-ления, при которой власть монарха значительно ограничена представи-тельным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определённой партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.[10]

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязанность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, всё больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

- парламентарные;

- президентские;

- смешанные[11].

Парламентская республика государство - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несёт коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остаётся до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выбора главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет[12].

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочи-ями: обнародует законы, издаёт декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер), назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создаёт справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.[13]

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, чётко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путём косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе).

Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путём их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда[14].

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующий в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются "суперпрезидентские республики". Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

В современной России. форма правления смешанная, т.е. её можно отнести и к парламентарной форме правления, и к президентской форме правления.

В парламентарной форме правления, как правило, глава государства избирается парламентом, либо специально образуется парламентской коллегией. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров), назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Следующая форма правления, которую можно отнести также к России - это президентская.

Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике[15].

 

2.2 Формы государственно-территориального устройства

 

Форма государственного устройства - это национальное и администра-тивно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- какое правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органом власти и признаками государственной независимости не обладают[16].

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооружённые силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти[17].

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.)[18].

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в национальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации[19].

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация[20].

Форма государственного устройства зависит и от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-либо вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

 

2.3 Форма политического режима

 

Для любого современного цивилизованного государства крайне важным является политический режим – совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти. К ним относятся:

- ценности – жизненно важные, желаемые цели и события;

- нормы – правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быть обычными – формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опыта, передаваться от поколения к поколению, и легальными, т.е. специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

- авторитет - желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти.

От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов, основными из которых являются:

- демократические – когда обеспечивается право па участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

- авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточии-ваются в одном лице или узком социальном слое;

- тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества[21].

Авторитаризм и тоталитаризм является наиболее опасными политическими режимов, свидетельство чему являются, например, сталинизм в СССР, фашизм в Италии и нацизм в Гетмании, в результате которых погибли десятки миллионов людей, и поэтому изучение сущности политических режимов, их истоков, с целью недопущения впредь в нашей стране негативных их последствий представляет весьма актуальную проблему.

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе.

Термин “политический режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим”. Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. Однако первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права и политологии.

Значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.

Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании[22].

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”[23].

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

- способы и порядок формирования органов государственной власти,

- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;

- степень гарантированности прав и свобод граждан,

- роль права в жизни общества и решении государственных дел,

- место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Наиболее значительные из политических режимов следующие:

- демократический,

- авторитарный,

- тоталитарный.

Демократический политический режим – народовластие. Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации

Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представи-тельные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм[24].

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.[25]

Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами.

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан[26].

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. Авторитаризм – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. “Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью”.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппо-зиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)[27].

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

Наиболее существенными чертами авторитаризма как политического режима являются три черты:

- концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;

- существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;

- сведение к минимуму оппозиции и автономии различных политических организаций (ассоциаций, партий, союзов, учреждений), резкое свертывание демократических политических процедур (политических дебатов, массовых митингов и демонстраций, ограничения печати и т.п.)[28].

Для авторитарных режимов характерно сохранение гражданского об­щества либо некоторых значимых и довольно самостоятельных его сегмен­тов. Однако их влияние на действия государства очень урезано, поскольку власть предпочитает опираться на саму себя. Тем самым государство не предоставляет гражданам возможности сколь-нибудь эффективного конт­роля над элитой. Но и надзор над населением нельзя считать тотальным, так как авторитарные структуры не стараются проникнуть во все сферы жизни общества. Поэтому решение многих социальных, религиозных, культурных и семейных вопросов остается за гражданами.

В авторитарных условиях идеологию могут за­мещать религия, традиции, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью ли­дера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.

Тоталитаризм - это недемократический политический режим, характеризующийся всеобщим – тотальным - контролем власть имущих над всеми сторонами общественной жизни и человеческой жизнедеятельности.

Одним из первых обстоятельно обосновал условия возникновения и признаки тоталитаризма выдающийся представитель российского зарубежья И.А. Ильин (1883–1954). Он положил в основу тоталитаризма:

1) монополия на собственность;

2) монополия на власть;

3) монополия на социализацию граждан (на усвоение ими социального опыта).

Два других признака: 4) стремление воплотить в жизнь утопическую идею и 5) идеологическое мессианство - вместе с первыми тремя образуют «неполный тоталитаризм». «Полным», с точки зрения И.А.Ильина, тоталитаризм делают остальные признаки: неограниченное насилие по отношению к гражданам, культ вождя, антидемократизм, материальная и духовная самоизоляция.

Такой подход позволяет, в частности, показать, что «полный тоталитаризм» господствовал в СССР с начала 1930-х до середины 1950-х гг.

Обычно исследователи выделяют три типа тоталитаризма.

1. Большевистский (коммунистический) тип. Чаще всего его связывают с эпохой сталинизма. Здесь всё, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидирована, значит, уничтожена основа индивидуализма и автономии членов общества. Близок этому типу был политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение этого режима по времени совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. Фактически были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.

2. Фашистский тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для него было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.

3. Нацистский тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 году и имел черты, сходные как с фашистским, так и с большевистским режимами. Целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская нация[29].

Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим. Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.

 

Заключение

 

Таким образом в обществе существует много различных форм организации взаимосвязей между индивидами. Исторически первой формой самоорганизации и соответственно первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным родством, общей собственностью и трудом, уравнительным распределением. Этот социальный институт обеспечивал выживание людей, которые во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали тысячелетия, впоследствии они объединялись в более крупные социальные институты - племена.

Самым первым политическим институтом, возникшим в связи с социальной дифференциацией общества и появлением публичной власти, стало государство. Появляются и другие социальные институты: религиозные объединения, купеческие гильдии, кооперативы, профсоюзы, партии и т.п.

Государство выступает специфическим социальным институтом неоднородного в классовом отношении общества. Государство олицетворяет определенную обособленную от всего остального общества группу людей, выполняющих функции управления и принуждению и составляют аппарат государства. Принадлежность к этому слою предоставляет широкие возможности влияния на других, возможности диктовать свою волю. Как правило, государственную власть занимают представители экономически господствующего класса.

Государство - социальный институт всего общества, выполняющая множество функций, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и прежде всего - упорядочение и стабилизацию общественных отношений. Ее основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности.

Формы государства, также, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политиче-ских, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и фору государственного режима.

Формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные);

- республиканские (коллегиальные, выборные).

По форме государственного устройства все государства можно подразде-лить на три основные группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

В современных развитых странах монархией является большей частью слабым политическим учреждением, неиграющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом, хотя формально-юридически глава государства занимает в системе государственных органов существенное положение. Также необходимо отметить, что все же фактическая роль монарха в различных странах различна и мы не можем определить конкретно степень влияния монарха в осуществлении государственного руководства для всех стран.

Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела закрепиться в современно мире. Мне кажется, что будущее именно за республиканской формой правления, хотя скорее не за "чистой", а за нетрадиционной ее формой, но об этом чуть дальше.

Нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.

В отличие от монарха президент получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение определенного срока, установленного в конституционном порядке. Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости. Такого никогда не может быть в случае с монархом.

Президент в отличие от монарха несет политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен от власти в порядке импичмента. Тем самым можно сказать, что республиканская форма правления, в какой-то степени, более совершенна, чем монархия.

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран.

Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.


Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.

2. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юридическая литература, 2011.

3. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. Ч.1. – К., 2011.

4. Матузов В.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2013.

5. Мухаев Р.Т. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов. – М.: Приор, 2011.

6. Нересянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2011.

7. Общая теория права и государства: Учебник. В 3-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2012.

8. Основы права: Учебник / Под ред. З.Г. Крыловой. -2-ое изд. доп. и перераб. – М.: Высшая школа, 2011.

9. Право: Курс лекций / Под общей ред. В.А. Варывдина. – М.: ИД Ноосфера, 2011.

10. Правоведение. Практикум: Учебное пособие / Отв. ред. В.А. Васенков. – М.: Юрист, 2013.

11. Правоведение: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2013.

12. Правоведение: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. – М.: Юрист, 2011.

13. Правоведение: Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой и Н.И. Архиповой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

14. Правоведение: Учебное пособие / Под ред. В.И. Шкатулы. – М.: Высшая школа, 2013.

15. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Право и закон, 2013.

16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2012.

17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Норма-Инфра, 2013.

18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Зюзеева. – М.: ЮНИТИ, 2011.

19. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2013.

20. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2013.


[1] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2013.- С. 78.

 

[2] Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Право и закон, 2013.- С.150.

 

[3] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2012.- С.75.

 

[4] Матузов В.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2013.- С.308.

 

[5] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Норма-Инфра, 2013.- С.108.

 

[6] Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. Ч.1. – К., 2011.- С.55.

 

[7] Матузов В.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2013.- С.56.

 

[8] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юридическая литература, 2011.- С.124.

 

[9] Общая теория права и государства: Учебник. В 3-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2012.- С.178.

 

[10] Правоведение: Учебное пособие / Под ред. В.И. Шкатулы. – М.: Высшая школа, 2013.- С.96.

 

[11] Нересянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2011.- С.96.

[12] Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. Ч.1. – К., 2011.- С.52.

 

[13] Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Право и закон, 2013.- С.154.

 

[14] Правоведение: Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой и Н.И. Архиповой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- С.96-97.

 

[15] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2012.- С.78.

 

[16] Матузов В.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2013.- С.312.

[17] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Норма-Инфра, 2013.- С.112.

 

[18] Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. Ч.1. – К., 2011.- С.57.

 

[19] Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Зюзеева. – М.: ЮНИТИ, 2011.- С.104.

[20] Правоведение. Практикум: Учебное пособие / Отв. ред. В.А. Васенков. – М.: Юрист, 2013.- С.59.

 

[21]Правоведение: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2013.- С.120.

[22] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Норма-Инфра, 2013.- С.89.

[23] Матузов В.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2013.- С.319.

 

[24] Правоведение. Практикум: Учебное пособие / Отв. ред. В.А. Васенков. – М.: Юрист, 2013.- С.56.

 

[25] Мухаев Р.Т. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов. – М.: Приор, 2011.- С.97.

 

[26] Право: Курс лекций / Под общей ред. В.А. Варывдина. – М.: ИД Ноосфера, 2011.- С.67.

 

[27] Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2013.- С.84.

 

[28] Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Зюзеева. – М.: ЮНИТИ, 2011.- С.225.