Письмо цифр

Обучение письму цифр – трудный процесс. Письмо каждой цифры включает следующие этапы:

1) анализ образца цифры, написанной на демонстрационной карте, и вы­явление элементов, из которых она состоит;

2) объяснение последовательности написания каждого элемента цифры, не отделяя их один от другого при написании;

3) выполнение графиче­ской операции при написании каждой цифры.

Цифра 1 состоит из двух элементов-палочек: маленькой и большой. Начинаем писать меньшую палочку немного выше середины клетки и ведем ее к вершине верхнего правого угла, затем большую палочку от вершины верхнего правого угла ведем до нижней стороны клетки чуть правее ее середины.

Цифра 2 состоит из трех элементов: головки, наклонной палочки и волнистой линии. Головку начинаем писать немного ниже середины верхней стороны клетки, ведем ее вверх, закругляя и касаясь верхней и правой сторон клетки, затем пишем наклонную палочку, ведем ее до середины нижней стороны клетки, не отрываясь ведем вправо волнистую линию в направлении вершины нижнего правого угла клетки.

Цифра 3 состоит из двух элементов: верхнего и нижнего правых полуовалов. Начинаем писать немного ниже середины верхней стороны клетки линию до вершины верхнего правого угла, закругляем, отсюда пишем наклонную линию, ведем ее вниз чуть выше середины клетки. Отсюда пишем правый полуовал, закругляя и поднимаясь чуть вверх, дальше закругляя, ведем вниз, касаясь правой стороны клетки, на середину нижней стороны клетки, закругляя чуть выше и левее нижней стороны клетки.

Цифра 4 состоит из трех элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной. Начинаем писать меньшую наклонную папочку от верхней стороны клетки, немного правее ее середины, и ведем ее наклонно вниз чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишем горизонтальную палочку, ведя ее вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Длинную палочку начинаем писать чуть ниже вершины угла правой стороны клетки и ведем к нижней стороне клетки чуть правее ее середины.

Цифра 5 состоит из трех элементов: наклонной палочки и волнистой линии и правого полуовала, Начинаем писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от палочки пишем волнистую линию и ведем ее вправо до вершины верхнего правого угла.

Цифра 6 состоит из двух элементов: большого левого и малого правого полуовалов. Начинаем писать большой левый полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, и ведем вниз; закругляя, касаясь середины нижней стороны клетки и ведем вверх, закругляя, касаясь правой стороны клетки, затем закругляем влево немного выше середины клетки.

Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой линии, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки. Начинаем писать волнистую линию чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем перечеркиваем ее посередине маленькой палочкой.

Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного, выше и правее центра клетки. Ведем вверх и вправо, закругляем, касаясь верхней и правой стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево; закругляем, касаясь нижней стороны клетки, закругляем, касаясь правой стороны клетки и ведем вверх к началу верхнего овала.

Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшо­го овала и большого правого полуовала. Начина­ем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх, касаясь правой стороны клетки, ведем к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней стороны клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.

Цифра 0 состоит из одного элемента — большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Формирование навыков письма цифр требует повседневной заботы учителя. При анализе цифры, изображенной на доске или на демон­страционной карточке, учитель добивается, что­бы учащиеся имели четкое представление о том, в каком месте клетки надо начинать писать цифру, где она должна соприкасаться с ее сторонами, дает образец той правильности, аккуратности, скорости, с которой ученик должен писать цифру. Прежде чем писать ту или иную цифру, учащиеся должны четко представлять ее в своем воображении. При этом полезно установить ассоциации: на что похожа цифра. Также можно предложить детям согнуть цифру из проволоки, «прописать» в воздухе и пр.

При письме цифр на первом этапе важно добиваться, чтобы учащиеся писали цифры правильно и красиво при медленном темпе, а затем постепенно его увеличивать.

Правильно делают многие учителя, которые на каждом уроке не только в 1 классе, но и во 2 – 4 классах отводят несколько минут для совершенствова­ния графической структуры начертания цифр.

Неоценимую помощь в формировании правильного письма цифр могут оказать тетради, издаваемые с печатной основой, а также прописи цифр. В них имеются как образцы цифр, так и цифры, изображенные штрихами. Прежде чем писать новую цифру, дети обводят изобра­женную штрихом. Это способствует развитию координации движения пальцев и фиксации костно-мышечной системы ребенка.

Кроме того, тетрадь с печатной основой служит показателем того, как правильно вести тетрадь.

В начальных классах важна и выработка навыка стандартного письма в рабочей тетради. Она должна напоминать тетрадь с печатной основой: с правой стороны строчки писать лучше, отступая две клетки.

Главная задача при обучении ведению записей в тетради – сформировать у учащихся следующие навыки:

1) правильного написания цифр;

2) письма цифр с наклоном, касаясь правой стороны клетки;

3) расположения записей в тетради (каждой цифре своя клетка; расстояние между столбиками должно составлять 3 – 4 клетки, расстояние между домашней и классной работой – 4 клетки, расстояние между различными видами работы – 2 клетки);

5) аккуратной записи в тетради.