Рефлексия ?????????????????

-Давайте вернемся к теме урока «В этом деле он мастак» и ответим на вопрос:

- В чем Теркин «мастак»?

- Какие мысли и чувства вызвала у вас глава «Гармонь»?

- О чем заставила задуматься данная глава?

- Какое открытие вы сделали для себя?

- Я предлагаю закончить наш урок небольшой творческой работой – японским трехстишием – хокку (хайку)

Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

 

Хайку

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

 

- У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…

А. Твардовский

ПЕСНЯ???????????

Д/З На выбор:

- сочинение- рассуждение «Теркин – мастак»

-конкурс на лучший памятник Василию Тёркину (подготовить рисунок и его защиту)

 

 

Познавательные – познакомить учащихся с главой «Гармонь»; совершенствовать навыки анализа художественного текста через наблюдение. Раскрыть

Развивающие – развивать логическое мышление, аналитические способности учащихся, овладевать навыками вдумчивого и внимательного чтения; развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие – воспитывать патриотизм, нравственные качества личности учащихся на примере героев рассказа

Методы: эвристический (частично-поисковый, интерпретирующий); объяснительно-иллюстративный, метод творческого чтения.

Формы работы: фронтально, в парах, индивидуально

Виды деятельности: Беседа, выразительное чтение учителя, учащихся, чтение по ролям, комментированный анализ текста, самостоятельная работа с текстом и рабочим листом, творческое домашнее задание (дифференцировано по уровню сложности)

 

 

-- Вывод: В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность и непрерывность высокого подвига.

— Снова та же мысль, с которой мы встречались раньше. Вой

На — войной, смерть — смертью, а пока живы — нужно жить, нуж

Но делать всё необходимое. В лихой пляске, в разных «шутках»

И прибаутках танцующих солдат проявляется жизнерадостность,

Удаль, молодечество русского человека.

Хоть бы что ребятам этим, С места — в воду и в огонь. Всё, что может быть на свете, Хоть бы что…

Итак, гармонь вызывает дорогие воспоминания о доме, который необходимо отвоевать, пробуждает удаль, готовность, забыв тяжёлое, «хоть бы что» идти «с места в воду и в огонь». так можно ли спрятать у себя гармонь, лишив товарищей того хорошего, что даёт музыка?

В главе «Гармонь» с новой стороны раскрывается и характер Василия тёркина. Это не только смелый, находчивый боец, неунывающий весельчак, но и душевно чуткий, отзывчивый товарищ.

Вывод учителя:

Сама поэтическая символика, встречающаяся в главе «Гармонь», подводит читателя произведения к этой мысли. Прежде всего необходимо отметить антитезу холода–тепла. В начале главы говорится о злом морозе и о резком ветре, который “дует в душу, входит в грудь”. Но стоило зазвучать музыке, “как-то вдруг теплее стало // На дороге фронтовой”. И бойцы идут от заиндевелых машин на музыку, как на огонь. Так мы и представляем круг, в центре которого Василий Тёркин, играющий на трёхрядке. Причём о круге упоминается и в речи автора-повествователя (“Задышал морозным паром, // Разогрелся тесный круг”), и в речи Тёркина (“Эх, друг, // Кабы стук, // Кабы вдруг — // Мощёный круг!”).

Упоминание о круге нельзя назвать случайным, ибо круг символизирует собой гармонию в отношениях между людьми, танцы, веселье, мирную жизнь, подчинённую началам добра. Любопытно, что мотивы круга и тепла объединяются в единое целое, ибо тесный круг назван разогревшимся.

Бросается в глаза и антитеза статики–динамики. В начале главы создаётся картина как бы застывшего мира: “Встали танки, кухни, пушки, // Тягачи, грузовики”. Причём само нагнетание однородных подлежащих способствует её созданию. Позднее же говорится о движении резком, задорном, символизирующем самую жизненную энергию: “Плясуны на пару пара // С места кинулися вдруг”.

Значима для понимания смысла главы и такая ситуация: танкистам чудится, что они с гармонистом когда-то виделись, где-то его подвезли. Причём неважно, имела ли эта встреча место в действительности. Главное заключается в том, что в Тёркине они видят родного человека.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (прием «Микрофон»)

— Что нового о характере Василия тёркина вы узнали из глав «О награде», «Гармонь»?

Дз сочинение- рассуждение Теркин – мастак

-конкурс на лучший памятник Василию Тёркину (подготовить рисунок и его защиту)

 

 

Теркин начинает играть – и вмиг преображаются солдаты. Мыслями они переносятся в далекое и милое их сердцу прошлое. А гармонист выводит до боли знакомую мелодию.

Обобщение учителя: У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…

А. Твардовский

7. Сообщение коллеги о гармошке прадеда?????????????

 

 

- Хокку (хайку) – нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5), развивает способность к лаконичному изложению мыслей.

- Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

• 1, 7 строки - имена существительные (антонимы)

• 2 - два прилагательных к первому существительному

• 3 – три глагола к первому существительному

• 4 – два словосочетания с существительными

• 5 - три глагола ко второму существительному

• 6 – два прилагательных ко второму существительному

город

большой, древний

строится, растет, процветает

известный город, маленькая деревня

возрождается, развивает, кормит

красивая, родная

деревня