Литературное движение 1826-1839 гг.

3.1. Литературно-общественное движение 30-х годов. Социально-политическая обстановка после 14 декабря 1825 года. Литературные кружки. Философские искания. Журналистика. Развитие русской романтической прозы и поэзии. Усиление позиций реализма в русской литературе. Сочетание романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. А.В.Кольцов – классик русской песенной поэзии. Расцвет творчества М.Ю.Лермонтова и социальной сатиры Н.В.Гоголя. Развитие идей реализма в русской эстетике и критике 1830-х гг. В.Г.Белинский – ключевая фигура русской критики, обладатель особого эстетического чутья, создатель нового критического метода, приемов анализа литературных явлений, целой системы критических жанров.

3.2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

Формирование поэта. Личность. Любовная лирика. Стихи гражданско-философского содержания. Особенности характера лирического героя. Мотив одиночества, скепсис и пессимизм. Стилевое своеобразие лирики поэта. Появление и развитие в романтической поэзии позднего Лермонтова реалистических тенденций. Поэмы Лермонтова, их герои, идеи, романтическая патетика. «Песня про царя Ивана Васильевича» - историческая поэма в народном духе. Поэма «Мцыри», сюжет, композиция, идейный смысл, поэтизация свободолюбия. Поэма «Демон», ее социально-философская сущность, идея богоборчества, тема гордого одиночества. Драма «Маскарад», проблематика, персонажи, художественные средства. Проза Лермонтова. «Герой нашего времени» как психологический и философский роман. Композиция. Идейный смысл романа. Система образов. Глубина реалистического раскрытия психологии действующих лиц романа. Тенденции интеллектуализма и рефлексии. Своеобразие творчества Лермонтова и его место в развитии русской литературы. Сложность и противоречивость творческого пути поэта, движение от романтизма к реализму. Лермонтов – родоначальник русского психологического романа. Лермонтов в оценке критики.

3.3. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852).

Личность. Идейно-эстетическое формирование писателя. Романтический характер раннего творчества Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая переработка народных преданий и других фольклорных материалов. Художественная функция фантастики. Романтические и реалистические тенденции. «Миргород», особенности композиционного построения сборника, идейный смысл повестей. «Тарас Бульба» - народно-историческая повесть. Петербургские повести Гоголя («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель»), их проблематика и идейный смысл. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой, реалистический гротеск, противоречия действительности, обусловившие трагедию «маленького человека». Роль фантастики в рамках реалистического художественного метода. Драматургия Гоголя. Основные принципы гоголевской теории драмы. Общественно-бытовая комедия «Женитьба». «Ревизор»: история замысла и постановки; особенности сюжета и композиции; своеобразие конфликта; идейный смысл и основные персонажи. Система образов, способы характеристики действующих лиц. Приемы комического. Новаторство драматургии Гоголя. «Мертвые души»: замысел, особенности жанра, сюжета и композиции поэмы; структура образов, их нарицательность; индивидуализация характеров средствами преувеличения; юмор, сатира и лирические отступления. Место и значение Гоголя в истории русской литературы.