ТРЕНИНГИ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ

Конфликты возникают в любой группе – это естественный этап ее развития. Его разрешение зависит во многом от мастерства и оперативности ведущего. Здесь вам помогут упражнения на снятие агрессии. Стоит помнить, что проведение подобных игр требует временных затрат (не надейтесь провести такую игру за 10 минут), серьезного настроя участников и ведущего, а так же обязательного обсуждения упражнения с непременным участием в обсуждение всех участников. Обсуждение может ограничиться рамками игры или же вы можете вывести разговор на жизненную ситуацию, в которой оказалась группа.

Пара ласковых.Все сидят в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-либо рукой и просить "вылить" на него всю злость. После потока высказываний человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней: был несдержан, сорвалось и т.п. Вариант: Показывают участнику на него самого.

Рисунок.Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

Фигура.Все сидят в кругу. Составляется фигура из всего агрессивного, плохого, что есть в группе. «На общее дело» идут клыки, зубы, когти и т.д. по кругу. Вариант: качества личности – для более старших ребят. Затем одновременным нажатием «кнопок» на ручках стульев фигура отправляется в космос.

Скороговорки. Ведущий заранее заготавливает написанные на листочке скороговорки. Ребята вытягивают их и получают задание: хаотически передвигаясь по комнате, бурчать под нос свою скороговорку.

Задание усложняется: громко выговаривать каждое слово и, встречаясь с другим человеком, выражать свое к нему негативное отношение, громко крича свою скороговорку.

После этого упражнения необходимо провести анализ: «Как вы сейчас себя чувствуете?», «Понравилось ли вам или нет?», «Где было легко, а где трудно?» и т.п.

Обзывалки.Группа стоит в кругу. Начинают по кругу передавать «обзывалки». «Обзываться» можно любыми предметами (необидными словами): тумбочка, чашка, гриб и т.д. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты…» Например: «А ты – морковка!» На заключительном этапе играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!..» Это упражнение надо проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. При анализе следует вывести итог, что обзываться глупо и смешно, а также обратить внимание на смысловое содержание слов - «обзывалок».

Музыканты.Группа делится на две части. Встают в 2 круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. Внутренний круг – это «музыканты», внешний – «инструменты». Внешний – закрывает глаза. Ведущий включает медленную красивую музыку, «музыкант» манипулируя телом «инструмента», «извлекает» из него музыку. Когда каждый «музыкант» поиграет на каждом «инструменте», внутренний и внешний круг меняются местами.

Анализ: «Понравилось – не понравилось?», «Кем понравилось быть больше?»

Маленький зверек. 1Сидя в кругу, все закрывают глаза. Ведущий: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение: «Что вы чувствовали, выполняя данное упражнение?», «Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения?», «Кого вы представляли?», «Какой он?», «Стало ли ему лучше?» и т.п.

Ручки. Группа закрывает глаза. Ведущий разводит их по парам, ставит друг напротив друга. На слова ведущего участники выполняют действия с закрытыми глазами, потом проводится анализ.

Примерные слова: «Руки были одиноки... встретились с другими… познакомились… поссорились… разошлись… заскучали… встретились и обрадовались… решили больше никогда не расставаться».

Эмоции.Все выстраиваются в линию спиной к ведущему и медленно начинают идти вперед. По команде ведущего они разворачиваются и замирают на месте, изображая на лице ту эмоцию, которую он назвал: страх, печаль, радость, боль, ярость и т.п. После этого проводится анализ: «Что было легче показать, может быть, то, что чувствовали?» и т.п. Здесь ведущий сравнивает то, что он видел и почувствовал, с ощущениями участников.

Холст. Ведущий: «Представьте, что вы – художник, и у вас есть идеально чистый холст, на котором вы можете нарисовать все, что вам вздумается. Но! все, что вы нарисуете, исчезнет из вашей жизни навсегда».

Вопросы для обсуждения: «Будете ли вы браться за кисть?», «Нарисуете ли вы там что-то, что мешает вам жить?», «Это будут реальные вещи, люди или вы будете рисовать и абстрактные понятия: страх, горе, печаль и т.п.?», «Если это будут абстрактные понятия, то, что это для вас – страх, горе, печаль и т.п.?», «Что же будет на этом холсте?», «Расскажете ли вы кому-нибудь о существовании этого холста?»

Огонь. Напишите (нарисуйте) на листочке все плохое. Что было сегодня с вами. А теперь скомкайте этот лист и бросьте в огонь (сожгите над свечкой). Вариант: все это проделать мысленно.

Раз-два // Тип-топ // Шалтай-Болтай. Все участники делятся на пары. Каждая пара выбирает себе какое-либо двойное сочетание слов. Один берет себе первую часть, например, «кошки», второй – вторую – «мышки». После этого все расходятся по комнате (или их разводит ведущий), закрывают глаза и, выкрикивая свою часть, пытаются отыскать свою пару по его второй части фразы.

Анализ: «Быстро ли вы нашли друг друга?», «В чем была трудность?», «Почему не могли найти друг друга?» и т.п.

Щепки на реке. 1 Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как ему двигаться: быстро или медленно.

Участники – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

Давайте поздороваемся.Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

Варианты сигналов ведущего:

· Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам;

· Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;

· Звук свистка – поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

Разожми кулак!Участники разбиваются по парам. Задание: своей паре разжать кулак.

При анализе учитывать, кто каким способом выходит из ситуации. Также можно рассказать сказку «Ветер и Солнышко»: «Поспорили Ветер и Солнышко: кто снимет с прохожего плащ. Ветер дул, дул, прохожий же только сильнее кутался в плащ. Пригрело Солнышко, погладило прохожего лучами – прохожему стало тепло, и он снял плащ и пошел дальше».

Части тела. На листках бумаги пишутся различные части тела, например, «глаз», «ухо», «безымянный палец на левой ноге», «пятка», «живот», «правая рука» и др. После этого вызываются 1 мальчик и 1 девочка, каждый из них тянет по бумажке. Например, у девочки «глаз», у мальчика – «ухо», соответственно, они должны встать так, чтобы ее глаз касался его уха. В этой же позе они тянут еще по одной бумажке и, не меняя своего положения, пытаются выполнить следующее задание. Так продолжается до тех пор, пока в их возможностях выполнять те задания, которые им выпадают.

Затем вызывается следующая пара. После того, как все попробовали себя, подсчитывается количество выполненных заданий и объявляется пара-победитель.

Мальчики – девочки. Мальчики садятся в круг лицом, а девочки встают во внешний круг. Мальчики высказываются, что им нравится, а что не нравится в девочках вообще. Девочки молча слушают, не задавая вопросов, не высказывая своего мнения и не переговариваясь.

Меняются местами. После этого все садятся в один большой круг и только тогда начинается обсуждение всего высказанного и услышанного.

Топотушки.Равное количество мальчиков и девочек садятся друг напротив друга. Мальчики шепотом сообщают ведущему имена девочек, которых они загадали. Ведущий следит, чтобы не было повторений в выборе девочек. Затем предлагает каждой девочке по очереди подойти к тому мальчику, который, как ей кажется, мог ее загадать, топнув перед ним ногой. Если она угадала, то садится на место мальчика, если не угадала, мальчик топает перед ней ногой, и она возвращается на свое место. Так до тех пор, пока все девочки не пересядут. Игра продолжается: девочки загадывают мальчиков.

Спичка и колечко. Группа сидит в кугу. У каждого в зубах спичка. Первый участник надевает на свою спичку колечко и передает соседу, то есть надевает колечко на его спичку. Это нужно сделать без помощи рук. Если колечко упадет, то все начинается сначала.

Настроение.Реплики ведущего (черточка), реплики участников (квадрат).
Настроение каково?

 


1Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб.: Речь, 2000 – с. 100