ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕГИПТА

Древний Египет вошел в историю как ПРЕКРАСНАЯ и утонченная цивилизация.

Египетская экономика характеризовалась

• командно- управляемым производством и распределением,

• процветающей торговлей с другими народами

В Египте было три основных ведомства управления:

• финансовое,

• военное,

• общественных работ

Раннее развитие иероглифического письма и познание астрономии и математики обусловили интерес египтян к экономическим вопросам.

В Древнем Египте был создан письменный памятник самый ранний в истории экономической мысли: “Поучения гераклеопольского царя своему сыну

В трактате III тысячелетии до н.э. “Поучение гераклеопольского
царя своему сыну

определялись основы экономики правовые и собственнические отношения

 

В «Поучении» рекомендовалось :
1.Четкая организация аппарата бюрократического управления,
2. Хорошо платить чиновникам,
3. Проводить переписи населения

• это было важно для:

• ирригационного строительства

• передела земель после ежегодного разлива Нила,

• Ведения культового строительства

Экономическая мысль в Среднем и Новом царствах представлена сочинением «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи»

В Поучении Ахтоя записано:

• грамотные люди играют важную роль в управлении

• занятие писца превосходит занятия медника и плотника

• нет писца, не обеспеченного пропитанием

“Поучение Ахтоя” обращено к молодежи с призывом учиться, повышать свое образование

Экономическая мысль Нового царства (2 тыс. до н.э.) представлена работами Анналы Тутмоса III и Папирус Вильбура

В Древнем Египте ведущей была государственнаясобственность

Частная собственность вельмож выступала как должностное владение и передавалась сыну, только при условии, что сын получал должность отца

Чтобы предмет стал частной собственностью надо доказать:

• 1) что ОН сделан своими руками в свободное время;

• 2) что ОН из собственного материала;

• 3)что (постройка, гробница) находится на собственной, а не государственной земле.

Экономическая мысль царства Позднего периода

• архивные документы:

• дарения земли храмам,

• договоры об аренде и найме

В Древнем Египте XXIII - XXI вв. до н.э. возникла Гражданская война

• в результате чрезмерного усиления государственной эксплуатации

• и ростовщичества

Эти события нашли отражение в “Речении Ипусера

Речение Ипусера бы написано спустя несколько веков после Гражданской войны.

Очевидно потому, что экономическая ситуация прежних лет вновь стала актуальной

“Речение” было написано с позиций интересов господствующей части чиновничьего аппарата

Ипусер писал:

Земля перевернулась подобно гончарному кругу:

• Простолюдины стали богатыми.

• Собственники богатства стали неимущими

• Система централизованного управления была восстановлена

• Она сделала возможным

• создание сложнейшей системы ирригации

• построении пирамид и храмов - величайших чудес света.

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Китайская цивилизация сложилась во втором тысячелетии до н.э

В своей эволюции она прошла два периода

ШАНЬ - 1600 по1300 г. до н.э.

ИНЬ - 1300 - 1027 г. до н.э

Экономическая мысль Китая сложилась в первом тысячелетии до н.э.

Основная задача экономической мысли Китая создание учения

• о совершенствовании управления на огромных территориях,

• о регламентация налогов и повинностей

Большее влияние на экономическую мысль в Китае оказал Конфуций Кон-фу-цзы (551 — 479 до н.э.)

Перед рождением Конфуция к его матери пришел сказочный зверь, встал на колени и из его пасти выпал алмаз с надписью гласившей что её сын будет властителем, но без трона

Конфуций стал властителем идей на многие века, но никогда не был богачом и политической власти не имел.

Конфуций получил место надзирателя государственных земель и амбаров в своем городе

Бескорыстие, честность и справедливость позволили ему стать учителем в 22 года

С учеников он брал низкую плату, Но учил только способных и старательных

Социально-экономические взгляды Конфуция основывались на концепции:

“для того, чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно жить в согласии с самим собой”

Конфуций был сторонником сильной государственной власти и богатого общества

Для достижения “великого процветания” в обществе должны установиться отношения почтительности и человеколюбия, соблюдения сыновнего долга и отцовской любви

Конфуций признавал деление общества на два сословия: высшее и низшее

Высшее - благородное должно соблюдать этикет и управлять обществом

Удел низшего - заниматься физическим трудом

Учение Конфуция изложено его учениками в трактатах в которых признавалось, что высший долг гуманного управителя состоит в заботе о народе и предупреждении бунтов.

Правитель, если он “совершенномудрый”, должен установить умеренные налоги

В трактатах большое внимание было уделено активной роли государства в регулировании хозяйственных отношений

Конфуцианство стремилось совместить государственность и человечность.

Конфуцианство было многие века основой общественной жизни Китая

В IV – III вв. до н.э. был создан коллективный экономический трактат ГУАНЬЦЗЫ

Над трактатом трудилось несколько тысяч учёных Древнего Китая - членов Академии «ДВОРЦА НАУК У ЗАПАДНЫХ ВОРОТ»