ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Встречающиеся на пути реки, озера и другие водные преграды танки преодолевают различными способами по мостам, на пароймах, вброд, под водой и наплаву (плавающие тапки). Все зависит от обстановки, имеющихся переправочных средств и возможностей самостоятельно совершить переправу. Но, пожалуй, наиболее распространенным способом является переправа вброд.
Броды подразделяются на нормальные и глубокие. Поэтому перед преодолением водной преграды необходимо произвести разведку и, если необходимо, то оборудование брода.
Разведка брода сводится к его отысканию, определению ширины и глубины, состояния грунта дна и берегов, крутизны берегов, скорости течения воды, а также состояния путей подхода и выхода. В подготовку брода входит очистка дна реки от минно-взрывных заграждений, больших камней, коряг и других препятствий. Приоборудовании схода и выхода из воды уменьшают, если это необходимо, крутизну берегов и укрепляют их фашинами или бревнами. Границы брода днем обозначают вехами, а ночью — световыми указками. Подготавливаются также эвакуационные средства, особенно когда предстоит преодолевать глубокий брод.
Брод нормальной глубины преодолевается без специальной подготовки танка. Но механик-водитель обязан убедиться в наличии пробок и крышек люков днища, проверить их крепление, исправность прокладок под крышками люков, а также в том, что люк механика-водителя закрывается плотно и гусеницы имеют правильное натяжение. Буксирные тросы надеваются на крюки (один трос на кормовой крюк, другой на носовой) и закрепляются на надгусеничных полках танка.
Перед входом в воду закрывают люк механика-водителя и в зависимости от глубины надевают чехлы на дульные срезы пушки и пулемета и щитком закрывают амбразуру прицела. По выбранному направлению механик-водитель ведет танк на максимальной скорости, а при входе в воду включает низшую передачу, как правило, вторую, благодаря чему обеспечивается плавный вход в воду. В конце спуска плавно увеличивает обороты до эксплуатационных и поддерживает их на всем протяжении брода.
Во время движения передачи не переключает. Избегает поворотов, рывков и остановки танка. Если возникла необходимость сделать поворот, один из рычагов ПМП ставит в положение между исходным и первым. Действиями механика-водителя руководит командир танка по переговорному устройству (ТПУ).
Очень важно, чтобы в ходе преодоления брода не заглох двигатель. А такая опасность возрастает при выезде танка на противоположный берег, поскольку именно в этот момент, на подъеме, резко увеличивается как нагрузка на двигатель, так и сила веса танка. Остановка же двигателя может привести к скатыванию танка назад, в реку, следовательно, и к попаданию воды через выпускные трубы в цилиндры двигателя, что делает невозможным запуск двигателя и дальнейшее движение танка. Попытка запуска двигателя в этом случае может вызвать гидравлический удар и аварию двигателя.
Если танк, вышедший на противоположный берег, останавливается из-за буксования гусениц и скатывается назад, следует быстро перевести рычаги управления во второе положение (до отказа на себя), увеличить обороты двигателя до эксплуатационных и плавно спустить танк назад в воду. Затем снова начать движение вперед. Если и на этот раз выйти на берег не удается, надо удержать танк на тормозах и поддерживать обороты двигателя в пределах 1400— 1600 об!мин, пока танк будет отбуксирован тягачом. Только так можно избежать остановки двигателя и попадания воды в цилиндры.
Танк после определенной подготовки — герметизации, производимой с помощью возимого оборудования,— способен преодолевать броды, глубже нормальных, но не настолько, чтобы вода заливала открытые люки башни.
В загерметизированном корпусе создаются условия, не слишком благоприятные для работы агрегатов и механизмов, особенно для системы охлаждения двигателя. К тому же при значительном погружении танка в воду меняются величина и характер сил, действующих на танк. Вес его уменьшается на величину выталкивающей силы, которая в свою очередь зависит от глубины погружения и для среднего танка составляет 10—12 т. С уменьшением веса снижается сила тяги по сцеплению, так как становится меньшим и само сцепление гусениц с грунтом.
Работа двигателя и его системы охлаждения затруднена потому, что в загерметизированный корпус танка поступает значительно меньше воздуха, необходимого для нормальной циркуляции через радиаторы. Теплоотвод от двигателя ухудшается, температура жидкости в системе охлаждения порой поднимается до 110° С. Предотвратить перегрев двигателя можно, если герметизировать танк при максимальном приближении к водной преграде. Но сделать это по тем или иным обстоятельствам бывает невозможно. Другой способ, исключающий перегрев двигателя, заключается в том, что при подходе к броду и во время его преодоления необходимо правильно выбирать скорости движения и поддерживать оптимальные обороты двигателя.
Опытным путем установлено, что при движении танка по тяжелым и вязким грунтам наиболее выгодной передачей, исключающей перегрев двигателя, является вторая передача. Вот почему механику-водителю необходимо учитывать состояние дорог при движении танка к водной преграде и выбирать такую передачу, чтобы температура охлаждающей жидкости к моменту входа танка в воду не превышала 70° С. Температурный режим двигателя остается в норме, если преодолевать брод на первой передаче, а обороты поддерживать в пределах 1400—1500 об/мин.
При движении через глубокий брод механик-водитель не видит путь перед собой и его действиями руководит командир машины, находящийся в люке башни. Он подает лишь самые необходимые команды, чтобы не отвлекать механика-водителя от управления. При подходе к броду выбирает направление и следит за тем, чтобы танк двигался ближе к вехам. При этом учитывает, что даже при небольшой скорости течения реки (0,5 м!сек) танк будет сносить в сторону.
Если возникнет надобность несколько изменить направление движения, то доворот производится плавно путем выключения одного из механизмов поворота, так как вследствие уменьшения сцепного веса танк поворачивается сравнительно легко.
Таким образом, успешное преодоление глубокого брода обеспечивается в результате его разведки и оборудования, всесторонней подготовкой танков, надежной герметизацией их корпусов, а также мастерством механиков-водителей.
Современный танк способен преодолевать водную преграду под водой. С помощью специального оборудования для подводного вождения (ОПВТ), возимого на танке, производится полная герметизация корпуса и обеспечение экипажа и двигателя атмосферным воздухом. В работе агрегатов и механизмов возникают, естественно, те же трудности, что и при преодолении глубокого брода. Они даже несколько усугубляются вследствие полного погружения танка в воду.
Преодоление водной преграды под водой начинается с разведки, выбора участков переправы и их оборудования — устанавливаются указки, вехи, обозначающие направление движения к переправе, организуется пункт управления и аварийно-спасательной службы. Подготовка танков производится в районе герметизации и частично на подходе к этому району. Установив оборудование, экипаж занимает в танке свои места, надевает спасательные жилеты и приводит изолирующие противогазы в положение «Наготове».
Из района герметизации до водной преграды танк движется с открытым люком крыши силового отделения. Это делается для того, чтобы не допустить излишнего нагрева охлаждающей жидкости. При подходе к переправе люк закрывается и производятся необходимые операции, предусмотренные для данного типа танка. Постоянноподдерживается радиосвязь с пунктом управления и точно выполняются все принятые по радио команды.
Водную преграду танк преодолевает на первой передаче, поддерживая постоянные эксплуатационные обороты двигателя. Направление движения механик-водитель выдерживает с помощью гирополукомпаса. Управляет движением танка командир по радио с пункта управления. Поворот, если в нем возникла необходимость, делается плавно.
При выходе танка из воды на берег экипаж действует так же, как и после преодоления глубокого брода.
Существенную роль в обеспечении высокого темпа наступления имеют плавающие танки. Они способны с ходу форсировать водные преграды и вести бой с противником на всех этапах преодоления водной преграды: на подходе, во время форсирования и сразу же после выхода на противоположный берег.
Плавающий танк обладает почти всеми свойствами сухопутной машины и легко передвигается на суше. Но ему присущи и такие свойства, как плавучесть, остойчивость и маневренность на воде. Остойчивость — это способность танка, выведенного из равновесия в результате воздействия на него внешних сил, возвращатьсяк первоначальному положению после прекращения действия этих сил. Остойчивость дает возможность танку входить в воду с креном (поперечный наклон) и дифферентом (продольный наклон), плавать на волне, буксировать другую машину.
Плавучесть и остойчивость машины обусловлены конструкцией корпуса, а маневренность на воде и плавание со скоростью до 10 км/час — наличием на танке водометного движителя. Благодаря малому удельному давлению гусениц на грунт, равному 0,5 кг/смг, танк имеет высокую проходимость, что особенно важно при преодолении им водных преград, при подходе к ним и выходе.
Для преодоления водного препятствия выбираются места с относительно пологими берегами, твердым или песчаным грунтом для входа и выхода танка из воды. Крутизна спуска не должна превышать 30°, а крутизна подъема 25°. Кроме того, место переправы не должно иметь мелей, зарослей, заболоченных участков, а такженадолб, порогов, скал и других искусственных или естественных препятствий.
В процессе подготовки танка к плаванию проверяется наличие и затяжка крышек люков и пробок в днище танка, смазываются лабиринтовые уплотнения ведущих колес, контролируется исправность сигнального устройства курсоуказателя (на щитке механика-водителя должны загораться желтые сигналы), легкости открытия и закрытия клапанов на водоотливных трубах, освобождаются концы буксирных тросов и соединяются скобой, тросы укладываются па крышу силового отделения и к скобе привязывается веревка буя.
При подходе к водному препятствию механик-водитель устанавливает рукоятку привода управления механизмом защиты в положение «Вода», что предотвращает попадание в двигатель воды, переводит рычаги управления заслонками водометных движителей в положение «Открыто», поднимает волноотражательный щит. Кроме того, башня устанавливается пушкой вперед, затягивается уплотнение погона башни.
Танк в воду механик-водитель ведет на первой передаче под прямым углом к берегу. Если водное препятствие недостаточно глубокое и танк не всплывает, то рычаги управления внутренними редукторами - ставит в среднее положение и тем самым включает водометные и гусеничные движители. При всплытии танка рычаги управления переводит в нижнее положение, то есть включает только водометные движители.
Включение водометных движителей производится следующим образом: сначала выключается главный фрикцион и устанавливаются обороты коленчатого вала двигателя в пределах 500—800 об/мин. Затем устанавливаются рычаги управления внутренних редукторов в нужное положение и включается главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива до установления эксплуатационных оборотов двигателя.
Режим движения танка на плаву выбирается в зависимости от глубины и протяженности водного препятствия. При значительной протяженности и достаточной глубине, когда гусеницы не касаются дна, включаются только водометные движители. Если водное препятствие небольшой протяженности, прерывается мелями, которых танккасается гусеницами, то рычаги управления внутренними редукторами ставятся в среднее положение с тем, чтобы одновременно работали гусеницы и водометные движители.
Поворот танка на плаву осуществляется с помощью рычагов управления, которые воздействуют на заслонки водометных движителей, перекрывающие водопроточные трубы. Чем больше перекрыта заслонкой водопроточная труба, тем с меньшим радиусом поворачивается танк. Если танк стоит на месте и полностью перекрыта одна иззаслонок, то радиус поворота будет равен 3—5 м.
Для крутого поворота движущегося по воде танка обороты двигателя уменьшаются до минимально устойчивых, с помощью рычага управления закрывается соответствующая заслонка и одновременно быстро увеличиваются обороты до 1700—1800 в минуту. В водоемах, покрытых битым льдом или густыми водорослями, во избежание заклинивания заслонок поворот производится с помощью бортовых фрикционов. Радиус поворота танка при этом составляет 11—13 м.
Когда танку надо дать задний ход, рычаги управления заслонками ставят в положение «Закрыто» и обе заслонки полностью закрываются. Прежде чем поставить рычаги в это положение, уменьшают обороты двигателя до минимально устойчивых.
Остановить танк можно плавно или быстро. В первом случае уменьшают подачу топлива, выключают главный фрикцион и рычаг кулисы ставят в нейтральное положение. Танк плавно, по инерции подходит к месту остановки.
Для быстрой остановки рычаги переводят в положение заднего хода и обороты двигателя увеличивают до 1700—1800 в минуту. Для быстрой остановки танка, движущегося задним ходом, рычаги переводят в положение переднего хода и увеличивают обороты двигателя до 1700—1800 в минуту. Торможение на плаву осуществляется путем уменьшения оборотов двигателя или перевода обоих рычагов управления заслонками в положение заднего хода (при движении вперед) или в положение переднего хода (при движении назад).
При подходе танка к берегу рычаги управления внутренними редукторами ставят в положение, обеспечивающее совместную работу водометов и гусениц. Приближаясь к месту выхода, танк направляют перпендикулярно к берегу и в двух-трех метрах от него опускают волноотражательный щит.
Выход на берег производится по возможности при пониженных оборотах двигателя — на первой передаче. На берегу танк готовят к движению по суше — выключают водометные движители, рычаги управления заслонками переводят в положение «Закрыто», рукоятку привода механизма защиты двигателя от попадания воды — в положение «Суша», отпускают уплотнение погона башни. Все эти операции, если требует того обстановка, можно выполнить во время движения танка. При первой же возможности необходимо произвести техническое обслуживание танка после его эксплуатации на плаву.
Тема 16.2