ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Встречающиеся на пути реки, озера и другие водные преграды танки преодолевают различными способами по мостам, на пароймах, вброд, под водой и наплаву (плавающие тапки). Все зависит от обстановки, имеющихся переправочных средств и возможностей самостоятельно совершить переправу. Но, пожалуй, наиболее распространенным способом является переправа вброд.

Броды подразделяются на нормальные и глубокие. Поэтому перед преодолением водной преграды необходимо произвести разведку и, если необходимо, то оборудование брода.

Разведка брода сводится к его отысканию, определению ширины и глубины, состояния грунта дна и берегов, крутизны берегов, скорости течения воды, а также состояния путей подхода и выхода. В подготовку брода входит очистка дна реки от минно-взрывных заграждений, больших камней, коряг и других препятствий. Приоборудовании схода и выхода из воды уменьшают, если это необходи­мо, крутизну берегов и укрепляют их фашинами или бревнами. Гра­ницы брода днем обозначают вехами, а ночью — световыми указ­ками. Подготавливаются также эвакуационные средства, особенно когда предстоит преодолевать глубокий брод.

Брод нормальной глубины преодолевается без специальной под­готовки танка. Но механик-водитель обязан убедиться в наличии про­бок и крышек люков днища, проверить их крепление, исправность прокладок под крышками люков, а также в том, что люк механика-водителя закрывается плотно и гусеницы имеют правильное натяже­ние. Буксирные тросы надеваются на крюки (один трос на кормовой крюк, другой на носовой) и закрепляются на надгусеничных пол­ках танка.

Перед входом в воду закрывают люк механика-водителя и в за­висимости от глубины надевают чехлы на дульные срезы пушки и пуле­мета и щитком закрывают амбразуру прицела. По выбранному на­правлению механик-водитель ведет танк на максимальной скорости, а при входе в воду включает низшую передачу, как правило, вторую, благодаря чему обеспечивается плавный вход в воду. В конце спуска плавно увеличивает обороты до эксплуатационных и поддерживает их на всем протяжении брода.

Во время движения передачи не переключает. Избегает поворотов, рывков и остановки танка. Если возникла необходимость сделать поворот, один из рычагов ПМП ставит в положение между исходным и первым. Действиями механика-водителя руководит командир танка по переговорному устройству (ТПУ).

Очень важно, чтобы в ходе преодоления брода не заглох двигатель. А такая опасность возрастает при выезде танка на противополож­ный берег, поскольку именно в этот момент, на подъеме, резко увели­чивается как нагрузка на двигатель, так и сила веса танка. Остановка же двигателя может привести к скатыванию танка назад, в реку, сле­довательно, и к попаданию воды через выпускные трубы в цилиндры двигателя, что делает невозможным запуск двигателя и дальнейшее движение танка. Попытка запуска двигателя в этом случае может вызвать гидравлический удар и аварию двигателя.

Если танк, вышедший на противоположный берег, останавливает­ся из-за буксования гусениц и скатывается назад, следует быстро перевести рычаги управления во второе положение (до отказа на себя), увеличить обороты двигателя до эксплуатационных и плавно спустить танк назад в воду. Затем снова начать движение вперед. Если и на этот раз выйти на берег не удается, надо удержать танк на тормозах и поддерживать обороты двигателя в пределах 1400— 1600 об!мин, пока танк будет отбуксирован тягачом. Только так можно избежать остановки двигателя и попадания воды в цилиндры.

Танк после определенной подготовки — герметизации, произ­водимой с помощью возимого оборудования,— способен преодолевать броды, глубже нормальных, но не настолько, чтобы вода заливала открытые люки башни.

В загерметизированном корпусе создаются условия, не слишком благоприятные для работы агрегатов и механизмов, особенно для системы охлаждения двигателя. К тому же при значительном по­гружении танка в воду меняются величина и характер сил, действу­ющих на танк. Вес его уменьшается на величину выталкивающей силы, которая в свою очередь зависит от глубины погружения и для среднего танка составляет 10—12 т. С уменьшением веса снижается сила тяги по сцеплению, так как становится меньшим и само сцеп­ление гусениц с грунтом.

Работа двигателя и его системы охлаждения затруднена потому, что в загерметизированный корпус танка поступает значительно меньше воздуха, необходимого для нормальной циркуляции через радиаторы. Теплоотвод от двигателя ухудшается, температура жид­кости в системе охлаждения порой поднимается до 110° С. Предотвра­тить перегрев двигателя можно, если герметизировать танк при мак­симальном приближении к водной преграде. Но сделать это по тем или иным обстоятельствам бывает невозможно. Другой способ, исклю­чающий перегрев двигателя, заключается в том, что при подходе к броду и во время его преодоления необходимо правильно выби­рать скорости движения и поддерживать оптимальные обороты дви­гателя.

Опытным путем установлено, что при движении танка по тяжелым и вязким грунтам наиболее выгодной передачей, исключающей пере­грев двигателя, является вторая передача. Вот почему механику-водителю необходимо учитывать состояние дорог при движении танка к водной преграде и выбирать такую передачу, чтобы температура охлаждающей жидкости к моменту входа танка в воду не превышала 70° С. Температурный режим двигателя остается в норме, если пре­одолевать брод на первой передаче, а обороты поддерживать в пределах 1400—1500 об/мин.

При движении через глубокий брод механик-водитель не видит путь перед собой и его действиями руководит командир машины, нахо­дящийся в люке башни. Он подает лишь самые необходимые команды, чтобы не отвлекать механика-водителя от управления. При под­ходе к броду выбирает направление и следит за тем, чтобы танк дви­гался ближе к вехам. При этом учитывает, что даже при небольшой скорости течения реки (0,5 м!сек) танк будет сносить в сторону.

Если возникнет надобность несколько изменить направление дви­жения, то доворот производится плавно путем выключения одного из механизмов поворота, так как вследствие уменьшения сцепного веса танк поворачивается сравнительно легко.

Таким образом, успешное преодоление глубокого брода обеспечи­вается в результате его разведки и оборудования, всесторонней под­готовкой танков, надежной герметизацией их корпусов, а также мас­терством механиков-водителей.

Современный танк способен преодолевать водную преграду под водой. С помощью специального оборудования для подводного вож­дения (ОПВТ), возимого на танке, производится полная герметиза­ция корпуса и обеспечение экипажа и двигателя атмосферным воз­духом. В работе агрегатов и механизмов возникают, естественно, те же трудности, что и при преодолении глубокого брода. Они даже несколько усугубляются вследствие полного погружения танка в воду.

Преодоление водной преграды под водой начинается с разведки, выбора участков переправы и их оборудования — устанавливаются указки, вехи, обозначающие направление движения к переправе, организуется пункт управления и аварийно-спасательной службы. Подготовка танков производится в районе герметизации и частично на подходе к этому району. Установив оборудование, экипаж зани­мает в танке свои места, надевает спасательные жилеты и приводит изолирующие противогазы в положение «Наготове».

Из района герметизации до водной преграды танк движется с от­крытым люком крыши силового отделения. Это делается для того, чтобы не допустить излишнего нагрева охлаждающей жидкости. При подходе к переправе люк закрывается и производятся необходи­мые операции, предусмотренные для данного типа танка. Постоянноподдерживается радиосвязь с пунктом управления и точно выполня­ются все принятые по радио команды.

Водную преграду танк преодолевает на первой передаче, поддер­живая постоянные эксплуатационные обороты двигателя. Направле­ние движения механик-водитель выдерживает с помощью гирополукомпаса. Управляет движением танка командир по радио с пункта управления. Поворот, если в нем возникла необходимость, делается плавно.

При выходе танка из воды на берег экипаж действует так же, как и после преодоления глубокого брода.

Существенную роль в обеспечении высокого темпа наступления имеют плавающие танки. Они способны с ходу форсировать водные преграды и вести бой с противником на всех этапах преодоления водной преграды: на подходе, во время форсирования и сразу же после выхода на противоположный берег.

Плавающий танк обладает почти всеми свойствами сухопутной машины и легко передвигается на суше. Но ему присущи и такие свойства, как плавучесть, остойчивость и маневренность на воде. Остойчивость — это способность танка, выведенного из равнове­сия в результате воздействия на него внешних сил, возвращатьсяк первоначальному положению после прекращения действия этих сил. Остойчивость дает возможность танку входить в воду с креном (поперечный наклон) и дифферентом (продольный наклон), плавать на волне, буксировать другую машину.

Плавучесть и остойчивость машины обусловлены конструкцией корпуса, а маневренность на воде и плавание со скоростью до 10 км/час — наличием на танке водометного движителя. Благодаря малому удельному давлению гусениц на грунт, равному 0,5 кг/смг, танк имеет высокую проходимость, что особенно важно при преодо­лении им водных преград, при подходе к ним и выходе.

Для преодоления водного препятствия выбираются места с от­носительно пологими берегами, твердым или песчаным грунтом для входа и выхода танка из воды. Крутизна спуска не должна пре­вышать 30°, а крутизна подъема 25°. Кроме того, место переправы не должно иметь мелей, зарослей, заболоченных участков, а такженадолб, порогов, скал и других искусственных или естественных препятствий.

В процессе подготовки танка к плаванию проверяется наличие и затяжка крышек люков и пробок в днище танка, смазываются лаби­ринтовые уплотнения ведущих колес, контролируется исправность сигнального устройства курсоуказателя (на щитке механика-водите­ля должны загораться желтые сигналы), легкости открытия и за­крытия клапанов на водоотливных трубах, освобождаются концы буксирных тросов и соединяются скобой, тросы укладываются па крышу силового отделения и к скобе привязывается верев­ка буя.

При подходе к водному препятствию механик-водитель устанав­ливает рукоятку привода управления механизмом защиты в положе­ние «Вода», что предотвращает попадание в двигатель воды, переводит рычаги управления заслонками водометных движителей в поло­жение «Открыто», поднимает волноотражательный щит. Кроме того, башня устанавливается пушкой вперед, затягивается уплотнение погона башни.

Танк в воду механик-водитель ведет на первой передаче под пря­мым углом к берегу. Если водное препятствие недостаточно глубокое и танк не всплывает, то рычаги управления внутренними редукторами - ставит в среднее положение и тем самым включает водометные и гусеничные движители. При всплытии танка рычаги управления переводит в нижнее положение, то есть включает только водометные дви­жители.

Включение водометных движителей производится следующим об­разом: сначала выключается главный фрикцион и устанавливаются обороты коленчатого вала двигателя в пределах 500—800 об/мин. Затем устанавливаются рычаги управления внутренних редукторов в нужное положение и включается главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива до установления эксплуатационных оборотов двигателя.

Режим движения танка на плаву выбирается в зависимости от глубины и протяженности водного препятствия. При значительной протяженности и достаточной глубине, когда гусеницы не касаются дна, включаются только водометные движители. Если водное препят­ствие небольшой протяженности, прерывается мелями, которых танккасается гусеницами, то рычаги управления внутренними редуктора­ми ставятся в среднее положение с тем, чтобы одновременно работа­ли гусеницы и водометные движители.

Поворот танка на плаву осуществляется с помощью рычагов управ­ления, которые воздействуют на заслонки водометных движителей, перекрывающие водопроточные трубы. Чем больше перекрыта за­слонкой водопроточная труба, тем с меньшим радиусом поворачива­ется танк. Если танк стоит на месте и полностью перекрыта одна иззаслонок, то радиус поворота будет равен 3—5 м.

Для крутого поворота движущегося по воде танка обороты дви­гателя уменьшаются до минимально устойчивых, с помощью ры­чага управления закрывается соответствующая заслонка и одновре­менно быстро увеличиваются обороты до 1700—1800 в минуту. В водо­емах, покрытых битым льдом или густыми водорослями, во избежание заклинивания заслонок поворот производится с помощью бортовых фрикционов. Радиус поворота танка при этом составляет 11—13 м.

Когда танку надо дать задний ход, рычаги управления заслонками ставят в положение «Закрыто» и обе заслонки полностью закрывают­ся. Прежде чем поставить рычаги в это положение, уменьшают обороты двигателя до минимально устойчивых.

Остановить танк можно плавно или быстро. В первом случае уменьшают подачу топлива, выключают главный фрикцион и рычаг кулисы ставят в нейтральное положение. Танк плавно, по инерции подходит к месту остановки.

Для быстрой остановки рычаги переводят в положение заднего хода и обороты двигателя увеличивают до 1700—1800 в минуту. Для быстрой остановки танка, движущегося задним ходом, рычаги пере­водят в положение переднего хода и увеличивают обороты двигателя до 1700—1800 в минуту. Торможение на плаву осуществляется путем уменьшения оборотов двигателя или перевода обоих рычагов управ­ления заслонками в положение заднего хода (при движении вперед) или в положение переднего хода (при движении назад).

При подходе танка к берегу рычаги управления внутренними редукторами ставят в положение, обеспечивающее совместную работу водометов и гусениц. Приближаясь к месту выхода, танк направляют перпендикулярно к берегу и в двух-трех метрах от него опускают волноотражательный щит.

Выход на берег производится по возможности при пониженных оборотах двигателя — на первой передаче. На берегу танк готовят к движению по суше — выключают водометные движители, рычаги управления заслонками переводят в положение «Закрыто», рукоятку привода механизма защиты двигателя от попадания воды — в поло­жение «Суша», отпускают уплотнение погона башни. Все эти опера­ции, если требует того обстановка, можно выполнить во время дви­жения танка. При первой же возможности необходимо произ­вести техническое обслуживание танка после его эксплуатации на плаву.

 

Тема 16.2