Тема 16.1 техніка подолання природних перешкод

Противотанковые препятствия подразделяются на естественные и искусственные. К естественным относятся реки, каналы, озера, болота, овраги, обрывы, густые леса, пески и другие препятствия, которые в естественном виде или после некоторого усовершенство­вания могут значительно замедлить или остановить движение танков. То же назначение имеют и искусственные заграждения и препятст­вия— минные заграждения, валы и воронки, эскарпы (уступы на подъ­еме) и контрэскарпы (уступы на спуске), рвы и окопы, ограниченные проходы, надолбы, ежи и пр.

В боевой обстановке противотанковые препятствия противник обычно прикрывает огнем. Поэтому для подхода к ним следует исполь­зовать скрытые подступы, движение совершать на максимальной ско­рости, быстро, но плавно (без ударов и толчков) преодолевать пре­пятствия и также быстро отходить от них. Все это значительно умень­шает вероятность поражения танка огнем.

 

 

Противотанковые препятствия обычно преодолевают на первой или второй передачах. Одну из этих передач включают за три-пять метров до препятствия, так как длительное движение на низшей передаче приводит к значительному снижению средней скорости и уве­личивает опасность поражения танка. Переходить на низшую пере­дачу в таких условиях можно без соблюдения последовательности, например, с четвертой или третьей сразу на вторую или первую. На танках с планетарными механизмами поворота для' быстрого увели­чения тягового усилия целесообразно рычаги управления ПМП пе­реводить в первое положение.

Переключать передачи и делать повороты на препятствиях не сле­дует, так как это может привести к скатыванию танка назад, к зано­су и даже опрокидыванию. Большинство из них надо преодолевать под прямым углом, благодаря чему улучшается сцепление гусениц с грунтом, уменьшается опасность заноса.

При отходе от препятствия, если позволяет местность, нужно быстро перейти на высшую передачу, по спуску — сразу через передачу.

Рвы, окопы, траншеи преодолевают по-разному: шириной не более одной трети длины танка — под прямым углом, не снижая скорости движения; шириной от 0,3 до 0,45 длины танка — на второй передаче, а при хорошей натренированности механика-водителя даже на третьей.

Для смягчения ударной нагрузки на ходовую часть при движении через ров на повышенной скорости рекомендуется использовать силу инерции танка. Чтобы уменьшилась нагрузка на передние катки, в момент вывешивания носовой части танка над рвом надо резко увеличить подачу топлива. В результате действия силы инерции носо­вая часть танка приподнимется и начнет опускаться на противопо­ложный край рва. Как только передние катки коснутся грунта, надо резко отпустить педаль пода­чи топлива — притормозить танк двигателем, и его кормовая частьприподнимется и не завалится в ров.

Для преодоления очень широ­ких рвов применяют колейные мосты, фашины, связки бревен. Можно использовать также раз­личные способы, обеспечивающие разрушение стенок рвов либо его засыпку землей или подручными материалами.

Опытные механики-водители по колейному мосту ведут танк, как правило, на второй передаче, под­держивая равномерные обороты ко­ленчатого вала двигателя. Танк направляют точно по колее. Чтобы избежать заваливания танка в ров, направление движения выбирают при подходе к колейному мосту.

Преодолевая высокие и пологие валы для подъема на их гребень также используют силу инерции, не переходя на пониженную пере­дачу. Перед валом прекращают подачу топлива и выключают глав­ный фрикцион. Механик-водитель рассчитывает силу инерции тан­ка таким образом, чтобы, поднявшись на гребень, он имел минималь­ную скорость (близкую к нулю). И танк плавно, без удара перевали­вается через вал. На спуске включает главный фрикцион и, увели­чив подачу топлива, быстро отходит от препятствия.

Крутые валы (рис. 157) преодолеваются на низших передачах. По мере подъема на вал плавно увеличивается подача топлива, и под­держиваются постоянные эксплуатационные обороты двигателя. Как только центр тяжести танка начнет переходить через гребень, подачу топлива уменьшают. Если раньше времени уменьшить подачу топлива, танк может остановиться и скатиться назад. Если же запоздать с уменьшением подачи топлива, произойдет удар передними катками о грунт. Как только передние катки коснутся грунта, включается повышенная передача и увеличивается подача топлива. Танк быстро отходит от препятствия.

 

 

Небольшие воронки, диаметром не более ширины колеи танка, пропускаются между гусеницами. Чтобы преодолеть большую глу­бокую воронку, надо, не доходя до нее, повернуть пушку назад, включить первую или вторую пере­дачу и направить танк к центру воронки, уменьшая подачу топлива и притормаживая танк двигате­лем или комбинированным спосо­бом. В момент, когда гусеницы коснутся дна воронки, резко уве­личивается подача топлива. На подъеме поддерживаются равно­мерные обороты коленчатого вала двигателя. Когда танк начнет пере­валиваться через край воронки, подача топлива уменьшается. Как только передние катки коснутся грунта, подача топлива снова уве­личивается и быстро включается высшая передача.

В случае пробуксовки гусениц, следует выключить главный фрик­цион, спустить танк на дно ворон­ки, затем включить передачу зад­него хода и подняться наверх. Следует попытаться второй раз преодолеть препятствие на боль­шой скорости, используя инерцию танка.

Без средств повышения проходимости танк сможет преодолеть эскарп, если это препятствие возведено на твердом грунте и когда оно немного выше зацепа гусениц. На мягком грунте преодолевают­ся более высокие эскарпы: их стенки можно разрушить ударом танка.

Преодолевается эскарп, как правило, под прямым углом на пер­вой передаче, включаемой перед самым препятствием. Как только гусеницы коснутся стенки, следует плавно увеличить подачу топ­лива и подниматься на эскарп без рывков. Когда центр тяжести танка окажется над стенкой эскарпа и начнет переваливаться через верхнююкромку, необходимо уменьшить подачу топлива, чтобы избежать уда­ра машины о грунт. Как только передние катки коснутся грунта, нужно быстро перейти на высшую передачу и отойти от препятствия (рис. 158).

При разрушении стенки эскарпа, расположенного на мягком грунте, следует выключить главный фрикцион, чтобы предотвратить при ударе передачу резких нагрузок на силовую передачу и двига­тель. Для преодоления высоких эскарпов используются фашины к колейные мосты. Во избежание буксования гусениц, особенно в зим­нее время, колейный мост нужно проходить с разгона, используя инерцию танка. В боевой обстановке стенки высоких эскарпов раз­рушают огнем из пушки.

Контрэскарпы — обрывы на спуске крутизной, близкой к 90°, танк преодолевает, если их высота не более трети его длины. При боль­шей высоте может произойти опро­кидывание танка или утыкание носовой частью (рис. 159). Поэто­му для преодоления высоких контр­эскарпов проделываются прохо­ды (съезды), укладываются колей­ные мосты, фашины.

 

 

Танк к контрэскарпу подхо­дит, как и к другим препятствиям, на максимально допустимой ско­рости под прямым углом к гребню. Перед препятствием ствол пушки повертывается назад и включает­ся низшая передача (вторая или первая). Танк двигается к гребню контрэскарпа на минимально возможных оборотах двигателя и притормаживается перед опусканием носовой части. Растормаживается, когда носовая часть коснется подошвы контрэскарпа, и кормовая часть танка плавно опускается. Затем нужно быстро отойти от препятствия,перейдя на высшую передачу, и развернуть башню пушкой вперед,

На мягком грунте можно попытаться обрушить стенку контрэскарпа танком — резко затормозить, как только его носовая часть немного пройдет стенку контрэскарпа. Если стенка обрушится, танк вместе с грунтом плавно сползет в контрэскарп.