Тема 16.1 техніка подолання природних перешкод
Противотанковые препятствия подразделяются на естественные и искусственные. К естественным относятся реки, каналы, озера, болота, овраги, обрывы, густые леса, пески и другие препятствия, которые в естественном виде или после некоторого усовершенствования могут значительно замедлить или остановить движение танков. То же назначение имеют и искусственные заграждения и препятствия— минные заграждения, валы и воронки, эскарпы (уступы на подъеме) и контрэскарпы (уступы на спуске), рвы и окопы, ограниченные проходы, надолбы, ежи и пр.
В боевой обстановке противотанковые препятствия противник обычно прикрывает огнем. Поэтому для подхода к ним следует использовать скрытые подступы, движение совершать на максимальной скорости, быстро, но плавно (без ударов и толчков) преодолевать препятствия и также быстро отходить от них. Все это значительно уменьшает вероятность поражения танка огнем.
Противотанковые препятствия обычно преодолевают на первой или второй передачах. Одну из этих передач включают за три-пять метров до препятствия, так как длительное движение на низшей передаче приводит к значительному снижению средней скорости и увеличивает опасность поражения танка. Переходить на низшую передачу в таких условиях можно без соблюдения последовательности, например, с четвертой или третьей сразу на вторую или первую. На танках с планетарными механизмами поворота для' быстрого увеличения тягового усилия целесообразно рычаги управления ПМП переводить в первое положение.
Переключать передачи и делать повороты на препятствиях не следует, так как это может привести к скатыванию танка назад, к заносу и даже опрокидыванию. Большинство из них надо преодолевать под прямым углом, благодаря чему улучшается сцепление гусениц с грунтом, уменьшается опасность заноса.
При отходе от препятствия, если позволяет местность, нужно быстро перейти на высшую передачу, по спуску — сразу через передачу.
Рвы, окопы, траншеи преодолевают по-разному: шириной не более одной трети длины танка — под прямым углом, не снижая скорости движения; шириной от 0,3 до 0,45 длины танка — на второй передаче, а при хорошей натренированности механика-водителя даже на третьей.
Для смягчения ударной нагрузки на ходовую часть при движении через ров на повышенной скорости рекомендуется использовать силу инерции танка. Чтобы уменьшилась нагрузка на передние катки, в момент вывешивания носовой части танка над рвом надо резко увеличить подачу топлива. В результате действия силы инерции носовая часть танка приподнимется и начнет опускаться на противоположный край рва. Как только передние катки коснутся грунта, надо резко отпустить педаль подачи топлива — притормозить танк двигателем, и его кормовая частьприподнимется и не завалится в ров.
Для преодоления очень широких рвов применяют колейные мосты, фашины, связки бревен. Можно использовать также различные способы, обеспечивающие разрушение стенок рвов либо его засыпку землей или подручными материалами.
Опытные механики-водители по колейному мосту ведут танк, как правило, на второй передаче, поддерживая равномерные обороты коленчатого вала двигателя. Танк направляют точно по колее. Чтобы избежать заваливания танка в ров, направление движения выбирают при подходе к колейному мосту.
Преодолевая высокие и пологие валы для подъема на их гребень также используют силу инерции, не переходя на пониженную передачу. Перед валом прекращают подачу топлива и выключают главный фрикцион. Механик-водитель рассчитывает силу инерции танка таким образом, чтобы, поднявшись на гребень, он имел минимальную скорость (близкую к нулю). И танк плавно, без удара переваливается через вал. На спуске включает главный фрикцион и, увеличив подачу топлива, быстро отходит от препятствия.
Крутые валы (рис. 157) преодолеваются на низших передачах. По мере подъема на вал плавно увеличивается подача топлива, и поддерживаются постоянные эксплуатационные обороты двигателя. Как только центр тяжести танка начнет переходить через гребень, подачу топлива уменьшают. Если раньше времени уменьшить подачу топлива, танк может остановиться и скатиться назад. Если же запоздать с уменьшением подачи топлива, произойдет удар передними катками о грунт. Как только передние катки коснутся грунта, включается повышенная передача и увеличивается подача топлива. Танк быстро отходит от препятствия.
Небольшие воронки, диаметром не более ширины колеи танка, пропускаются между гусеницами. Чтобы преодолеть большую глубокую воронку, надо, не доходя до нее, повернуть пушку назад, включить первую или вторую передачу и направить танк к центру воронки, уменьшая подачу топлива и притормаживая танк двигателем или комбинированным способом. В момент, когда гусеницы коснутся дна воронки, резко увеличивается подача топлива. На подъеме поддерживаются равномерные обороты коленчатого вала двигателя. Когда танк начнет переваливаться через край воронки, подача топлива уменьшается. Как только передние катки коснутся грунта, подача топлива снова увеличивается и быстро включается высшая передача.
В случае пробуксовки гусениц, следует выключить главный фрикцион, спустить танк на дно воронки, затем включить передачу заднего хода и подняться наверх. Следует попытаться второй раз преодолеть препятствие на большой скорости, используя инерцию танка.
Без средств повышения проходимости танк сможет преодолеть эскарп, если это препятствие возведено на твердом грунте и когда оно немного выше зацепа гусениц. На мягком грунте преодолеваются более высокие эскарпы: их стенки можно разрушить ударом танка.
Преодолевается эскарп, как правило, под прямым углом на первой передаче, включаемой перед самым препятствием. Как только гусеницы коснутся стенки, следует плавно увеличить подачу топлива и подниматься на эскарп без рывков. Когда центр тяжести танка окажется над стенкой эскарпа и начнет переваливаться через верхнююкромку, необходимо уменьшить подачу топлива, чтобы избежать удара машины о грунт. Как только передние катки коснутся грунта, нужно быстро перейти на высшую передачу и отойти от препятствия (рис. 158).
При разрушении стенки эскарпа, расположенного на мягком грунте, следует выключить главный фрикцион, чтобы предотвратить при ударе передачу резких нагрузок на силовую передачу и двигатель. Для преодоления высоких эскарпов используются фашины к колейные мосты. Во избежание буксования гусениц, особенно в зимнее время, колейный мост нужно проходить с разгона, используя инерцию танка. В боевой обстановке стенки высоких эскарпов разрушают огнем из пушки.
Контрэскарпы — обрывы на спуске крутизной, близкой к 90°, танк преодолевает, если их высота не более трети его длины. При большей высоте может произойти опрокидывание танка или утыкание носовой частью (рис. 159). Поэтому для преодоления высоких контрэскарпов проделываются проходы (съезды), укладываются колейные мосты, фашины.
Танк к контрэскарпу подходит, как и к другим препятствиям, на максимально допустимой скорости под прямым углом к гребню. Перед препятствием ствол пушки повертывается назад и включается низшая передача (вторая или первая). Танк двигается к гребню контрэскарпа на минимально возможных оборотах двигателя и притормаживается перед опусканием носовой части. Растормаживается, когда носовая часть коснется подошвы контрэскарпа, и кормовая часть танка плавно опускается. Затем нужно быстро отойти от препятствия,перейдя на высшую передачу, и развернуть башню пушкой вперед,
На мягком грунте можно попытаться обрушить стенку контрэскарпа танком — резко затормозить, как только его носовая часть немного пройдет стенку контрэскарпа. Если стенка обрушится, танк вместе с грунтом плавно сползет в контрэскарп.