Переключение передач
Неправильный выбор передач и неумелое переключение их приводит не только к снижению средних скоростей движения, но и к перегреву двигателя и преждевременному его износу и коробки передач.
Для перехода с низшей передачи на высшую необходимо дать танку разгон. Для этого увеличивается подача топлива, благодаря чему восполняется потеря скорости, неизбежная при переключении передачи, и развивается скорость, соответствующая включаемой передаче. А так как при большем сопротивлении движению происходит и большая потеря скорости, то переключение передачи целесообразно производить на ровных участках с достаточно твердым грунтом и на спусках. Разогнав танк, надо выключить главный фрикцион и одновременно сбросить подачу топлива. Затем, переключив передачу, включить главный фрикцион и одновременно увеличить подачу топлива.
Рассмотренный порядок переключения передачи с низшей на высшую применим для коробок передач с синхронизаторами, в которых выравнивание окружных скоростей происходит автоматически. Если же коробка передач без синхронизаторов (Т-34), то для выравнивания окружных скоростей шестерен применяется способ переключения передач с двойным выключением главного фрикциона. В этом случае надо разогнать танк, увеличив обороты двигателя. Выключить главный фрикцион и одновременно уменьшить подачу топлива. Выключить передачу, поставив рычаг кулисы в нейтральное положение, включить и снова выключить главный фрикцион, что необходимо для выравнивания скорости вращения шестерен и муфт и обеспечения их безударного включения. После этого включить высшую передачу, затем главный фрикцион и одновременно увеличить подачу топлива.
Как известно, во время вождения танка механику-водителю нередко приходится значительно снижать скорость движения или увеличивать силу тяги на гусеницах, то есть переходить с высших передач на низшие. Осуществляется это на танках, имеющих коробку передач с синхронизаторами, следующим образом. Уменьшается подача топлива, выключается главный фрикцион и рычаг кулисы ставится в нейтральное положение. Включаются низшая передача и главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива. Если коробка передачи без синхронизаторов, то для быстрого выравнивания окружных скоростей шестерен и муфт пользуются способом промежуточной подачи топлива. Перед переключением передачи снижается скорость движения путем уменьшения подачи топлива. Выключается главный фрикцион и рычаг кулисы ставится в нейтральное положение. Включается главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива. Затем быстро выключается главный фрикцион, уменьшается подача топлива. Включается низшая передача и одновременно включается главный фрикцион и увеличивается подача топлива.
Благодаря промежуточной подачи топлива резко увеличивается скорость вращения ведущего вала и соединенных с ним элементов коробки передач. Это необходимо для выравнивания окружных скоростей с ведомыми элементами коробки передач, которые в это время вращаются быстрее, так как соединены с ходовой частью быстро движущегося по инерции танка.
Если возникла необходимость резко снизить скорость движения или увеличить силу тяги, допускается непоследовательный переход с высшей передачи на низшую. Для этого надо притормозить танк и использовать промежуточную подачу топлива.