Переключение передач

Неправильный выбор передач и неумелое переключение их приводит не только к сни­жению средних скоростей движения, но и к перегреву двигателя и преждевремен­ному его износу и коробки передач.

Для перехода с низшей передачи на высшую необходимо дать танку разгон. Для этого увеличивается подача топлива, благодаря чему восполняется потеря скорости, неизбежная при переключении пере­дачи, и развивается скорость, соответствующая включаемой передаче. А так как при большем сопротивлении движению происходит и боль­шая потеря скорости, то переключение передачи целесообразно про­изводить на ровных участках с достаточно твердым грунтом и на спус­ках. Разогнав танк, надо выключить главный фрикцион и одновремен­но сбросить подачу топлива. Затем, переключив передачу, включить главный фрикцион и одновременно увеличить подачу топлива.

Рассмотренный порядок переключения передачи с низшей на выс­шую применим для коробок передач с синхронизаторами, в которых выравнивание окружных скоростей происходит автоматически. Если же коробка передач без синхронизаторов (Т-34), то для выравнивания окруж­ных скоростей шестерен применяется способ переключения передач с двойным выключением главного фрикциона. В этом случае надо разогнать танк, увеличив обороты двигателя. Выключить главный фрикцион и одновременно уменьшить подачу топлива. Выключить передачу, поставив рычаг кулисы в нейтральное положение, включить и снова выключить главный фрикцион, что необходимо для вырав­нивания скорости вращения шестерен и муфт и обеспечения их безу­дарного включения. После этого включить высшую передачу, затем главный фрикцион и одновременно увеличить подачу топлива.

Как известно, во время вождения танка механику-водителю не­редко приходится значительно снижать скорость движения или уве­личивать силу тяги на гусеницах, то есть переходить с высших пере­дач на низшие. Осуществляется это на танках, имеющих коробку передач с синхронизаторами, следующим образом. Уменьшается по­дача топлива, выключается главный фрикцион и рычаг кулисы ставится в нейтральное положение. Включаются низшая передача и главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива. Если коробка передачи без синхронизаторов, то для быстрого выравнивания окружных скоростей шестерен и муфт пользуются способом промежуточной подачи топлива. Перед переключением пере­дачи снижается скорость движения путем уменьшения подачи топ­лива. Выключается главный фрикцион и рычаг кулисы ставится в нейт­ральное положение. Включается главный фрикцион и одновременно увеличивается подача топлива. Затем быстро выключается главный фрикцион, уменьшается подача топлива. Включается низшая пере­дача и одновременно включается главный фрикцион и увеличивается подача топлива.

Благодаря промежуточной подачи топлива резко увеличивается скорость вращения ведущего вала и соединенных с ним элементов коробки передач. Это необходимо для выравнивания окружных ско­ростей с ведомыми элементами коробки передач, которые в это время вращаются быстрее, так как соединены с ходовой частью быстро дви­жущегося по инерции танка.

Если возникла необходимость резко снизить скорость движения или увеличить силу тяги, допускается непоследовательный переход с высшей передачи на низшую. Для этого надо притормозить танк и использовать промежуточную подачу топлива.