ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И РАЗГОВОР 2 страница


РАЗГОВОР

I

Мы окинули сейчас первым взглядом, беглым и торопливым, интересующий нас предмет, чтобы дать понятие о его сложности. Определив мнение, мы особенно подробно остановились на том, чтобы показать его отношение к прессе. Но пресса является только одной из причин мнения, и одной из наиболее новых. Если мы изучили ее прежде всего, то это потому, что она виднее всех. Но теперь следует изучить, и гораздо пространней, так как это поле еще не исследовано, тот фактор мнения, который мы уже признали за наиболее постоянный и наиболее универсаль­ный, этот маленькой невидимый источник мнения, изменчивые струи которого текут во все времена и во всяком месте: - - это разговор. Прежде всего разговор избранных. В одном письме Дидро к Неккеру в 1775 г. я нахожу следующее весьма верное определение: «Мнение, этот двигатель, сила которого как для добра, так и для зла нам хорошо известна, ведет свое происхож­дение только от небольшого количества людей, которые говорят, после того как они думали, и которые беспрестанно образовыва­ют в различных пунктах общества просветительные центры, от­куда продуманные заблуждения и истины постепенно расходятся до самых последних пределов города, где они утверждаются в качестве догматов веры». Если бы люди не разговаривали между собой, газеты могли бы появляться сколько угодно (хотя, ставя такую гипотезу, было бы непонятно их появление), и они не ока­зывали бы продолжительного и глубокого влияния на умы, они представляли бы собой как бы вибрирующую струну без гармо­нической деки; наоборот, за неимением газет и даже речей, раз­говор, если б он был в состоянии прогрессировать без этой пищи, что тоже трудно допустить, мог бы со временем заменить до из­вестной степени социальную роль трибуны и прессы в качестве образователя мнения.

Под разговором я разумею всякий диалог, не имеющий пря­мой и непосредственной пользы, когда говорят больше для то­го, чтобы говорить, для удовольствия, для развлечения, для



Г. Тард «Мнение и толпа»


Общественное мнение и разговор



 


вежливости. Такое определение исключает из интересующего нас предмета и судебные допросы, и дипломатические или коммер­ческие переговоры, и соборы, и даже научные конгрессы, хотя они и изобилуют излишней болтовней. Оно не исключает свет­ского флирта, ни вообще любовной болтовни, несмотря на часто сквозящую сквозь нее цель, которая, однако, не мешает ей быть интересной самой по себе. Оно подразумевает, впрочем, все па­радные разговоры даже между варварами и между дикарями. Если бы я занимался только вежливым и культурным разгово­ром, как особенным родом искусства, я не должен был бы восхо­дить, по крайней мере, с античной, классической эпохи выше XV в. в Италии, XVI или XVII в. во Франции и в Англии и XVIII в. в Германии. Но гораздо раньше, чем распустился этот эстетический цветок цивилизации, его первые бутоны начали показываться на дереве языков; и хотя они менее плодотворные в смысле видимых результатов, нежели разговоры избранных, отрывистые беседы первобытных народов все-таки имеют важное социальное значение.

Если не считать дуэли, человек наблюдает другого человека с высшей доступной ему силой внимания только при условии раз­говора с ним. Вот наиболее постоянное, наиболее важное и наи­менее замеченное следствие разговора. Это — апогей самозарож­дающегося внимания, которое1 люди взаимно выказывают по от­ношению друг к другу и посредством которого они проникают друг в друга бесконечно глубже, чем при каких-либо других со­циальных отношениях, заставляя их стоять лицом к лицу. Раз­говор заставляет их входить в сближение друг с другом путем настолько же неотразимым, насколько и бессознательным. Сле­довательно, он является самым могущественным деятелем под­ражания, распространения чувств, идей, способов действия. Ув­лекательная речь, заслужившая всеобщее одобрение, часто бывает менее зажигательна, потому что она открыто претендует быть таковой. Собеседники действуют один2 на другого на очень близ-

Всем известны ясные и глубокие этюды М. Рибо о «самозарождаю­щемся внимании», важное значение которого он показал.

Деспоты знают это очень хорошо. Они заботливо и недоверчиво на­блюдают за беседами своих подданных и, насколько возможно, препят­ствуют им болтать между собой. Хозяйки деспотических домов не лю­бят, чтоб их прислуга болтала с чужой прислугой, так как они знают, что, благодаря этому, они «поднимают голову». Со времен Катона Стар­шего римские женщины стали собираться вместе, чтобы поболтать, и


ком расстоянии не только словами, но и тембром голоса, взгля­дом, физиономией, жестами, влияющими как магнетические пас­сы. Про хорошего собеседника вполне справедливо говорят, что он чародей в магическом смысле этого слова. Характерной чер­той разговоров по телефону, где недостает большинства из этих элементов интересности, является их скучность, когда они не носят чисто утилитарного характера.

Набросаем как можно более кратко психологию или, скорее, если можно так выразиться, социологию разговора. Каковы его видоизменения? Каковы были его последовательные фазы, его история, его эволюция? Каковы его причины и его следствия? Каковы его отношения к социальному миру, к любви, к преобра­зованиям языка, к нравам, к литературе? Каждый из этих во­просов, касающихся предмета столь обширного, потребовал бы целой книги. Но мы не можем претендовать на то, чтобы совер­шенно исчерпать его.

Разговоры сильно разнятся сообразно с натурой собеседников, со степенью их культурности, с их социальным положением, с их происхождением, деревенским или городским, с их профес­сиональными привычками, с их религией. Они разнятся по трак­туемым предметам, по тону, по церемониалу, по быстроте речи, по длительности. Была измерена средняя быстрота ходьбы пе­шеходов в различных столицах мира, и опубликованные стати­стические данные показали, что эта быстрота далеко не одина­кова в них, но неизменна в каждом городе. Я убежден, что если бы сочли нужным, то могли бы так же точно измерить быстроту речи, свойственную каждому городу, и ее нашли бы далеко не одинаковой для различных городов, точно так же, как и для различных полов. Кажется, что по мере того, как люди более цивилизуются, они ходят и говорят быстрее. В своем «Пу­тешествии в Японию» Бельсор отмечает «медленность японс­ких разговоров, кивание головой, неподвижность тел, сидящих вокруг их маленькой жаровни». Все путешественники также замечали медленность речи у арабов и у других первобытных народов. Будут ли народы в будущем говорить медленно или быстро? По всей вероятности, будут говорить быстро, но, по-моему

суровый цензор взглянул дурным оком на эти маленькие женские кружки, на эти опыты феминистских салонов. В советах своему упра­вителю он, между прочим, говорит относительно жены: «Пусть она боится тебя, пусть она не слишком любит роскошь и пусть как можно реже видит своих соседок или других женщин».



Г. Тард «Мнение и толпа»


т


Общественное мнение и разговор



 


мнению, стоило бы разработать с цифровой точностью эту сторо­ну интересующего нас предмета, изучение которого стояло бы в связи с чем-то вроде социальной психофизики. В настоящий мо­мент для этого существует недостаточное количество данных.

Разговор бывает совершенно другого тона, даже совершенно иной быстроты между низшим и высшим, и между равными — между родственниками и между чужими, между лицами одного пола, и между мужчинами и женщинами. Разговоры в малень­ких городах между согражданами, связанными между собой наследственной приязнью, бывают и должны быть совершенно непохожи на разговоры в больших городах между образованны­ми людьми, которые знают друг друга очень мало. Как одни, так и другие говорят о том, что составляет для них наиболее извест­ный и наиболее общий предмет в смысле идей. Только то, что для последних в этом отношении является общим, бывает у них также общим с массой других лиц, потому что они лично мало знакомы друг с другом: отсюда их наклонность говорить о пред­метах общих, спорить относительно идей, имеющих общий инте­рес. Но у первых нет таких идей, которые были бы для них более общими и более известными, чем частная жизнь и характер дру­гих знакомых им лиц: отсюда их склонность к сплетням и к зло­словию. Если в культурных столичных кругах злословят меньше, то это отнюдь не потому, что там меньше злости и желания зло­словить; но оно не находит для себя достаточно пригодного мате­риала, если только, как это часто случается, оно не изливается на видных политических деятелей или на театральных знаменито­стей. Эти общественные пересуды, впрочем, превосходят частные пересуды, которые они собой заменяют, только в том отношении, что они, к сожалению, интересуют большее количество людей.

Оставляя в стороне многие второстепенные различия, будем различать прежде всего разговор — борьбу и разговор, — обмен мыслей, спор и взаимный допрос. Как мы увидим, второй, несо­мненно, идет по пути развития в ущерб первому. Точно так же бывает и в ходе жизни индивидуума, который, обнаруживая стремление к спору и к борьбе в своей юности и молодости, избе­гает противоречия и ищет согласия мыслей по мере приближе­ния к старости.

Будем различать также разговор обязательный — церемониаль­ный, установленный и ритуальный, и разговор произвольный. Этот последний, вообще, происходит только между равными, а равенство людей благоприятствует его развитию, содействуя сок­ращению области первого. Нет ничего более смешного — если не


объяснять это исторически, - - как обязательство, налагаемое декретами на чиновников, приличиями на частных лиц, делать или наносить друг другу периодические визиты, в продолжение которых, сидя вместе, они принуждены полчаса или целый час мучительно изощрять свой ум на то, чтобы разговаривать, и ни­чего не сказать друг другу или говорить то, чего они не думают, и не говорить того, что они думают. Такое принуждение, приня­тое во всем мире, может стать понятным только тогда, когда мы поднимемся до его происхождения. Первые визиты, делавшиеся высокопоставленным лицам, начальникам их подчиненными, сюзеренам их вассалами, имели своим главным предметом под­ношение подарков, сначала произвольное и неправильное, затем обычное и периодическое, что на многочисленных примерах по­казал Герберт Спенсер, и в то же время было естественно, что эти визиты давали случай для беседы, более или менее краткой, состоявшей из преувеличенных восхвалений, с одной стороны, и из покровительственной благодарности — с другой . Здесь разго­вор является только аксессуаром подарка, и в этом же смысле он еще понимается многими крестьянами более захолустных облас­тей в их отношениях с лицами высшего класса. Мало-помалу эти два элемента древних визитов разобщились друг с другом, пода­рок превратился в подать, а беседа развивалась отдельно, но сохраняя даже между равными кое-что из своего прежнего цере­мониального характера. Отсюда эти торжественные формулы и формальности, которыми начинается и кончается всякий разго­вор. При всем своем разнообразии, они все сводятся к проявле­нию живейшей заботы о драгоценном существовании того, с кем говорят, или сильнейшего желания вновь увидаться с ним. Эти формулы и эти формальности, хотя и сокращаются, но продол­жают быть постоянной рамкой разговора и кладут на него пе­чать настоящего социального учреждения.

1 Обычай визитов и обычай подарков связаны между собой; вероят­но, визит был только необходимым следствием подарка. Словом, визит есть пережиток; подарок был вначале его правом на существование, и визит пережил его. Впрочем, от него кое-что еще осталось, и в дерев­нях многих стран, когда идут с визитом к людям, у которых есть дети, существует обычай приносить конфеты и лакомства. Приветствия в прежние времена должны были просто только сопровождать подарок, так же как и визиты. И точно также, после исчезновения обычая по­дарков, приветствия сохранились, но мало-помалу стали взаимными и превратились в разговор.


 

Г. Тард «Мнение и толпа»


Общественное мнение и разговор



 


Другим началом обязательных разговоров должна была по­служить глубокая скука, которую испытывали в одиночестве первобытные люди и вообще все не читающие во время своего досуга. Человек низшего класса тогда считал своим долгом, даже без подарка в руках, пойти для компании к высшему и поговорить с ним, чтобы развлечь его. Как этим, так и выше­упомянутым происхождением разговора без труда объясняется то обстоятельство, что обязательная беседа перешла в ритуаль­ную форму.

Что же касается произвольных разговоров, то их источник заключается в человеческой общительности, которая во всякое время выливается в свободных речах, когда встречаются люди равного положения и товарищи.

II

Затронув вопрос об эволюции разговора, не следует ли исследо­вать еще глубже его первоначальные зародыши? Без всякого сомнения следует, хотя я не стану восходить до животных об­ществ, до чириканья воробьев на деревьях, до тревожного кар­канья воронов в воздухе. Но можно без боязни утверждать, что, начиная с самых древних попыток членораздельной и сопровож­дающейся телодвижениями речи, говорить для того, чтобы гово­рить, т. е. вообще болтать, уже должно было доставлять удоволь­ствие говорящим. Создание слова совершенно непонятно, если не допустить, что язык был первой эстетической роскошью челове­ка, первым великим применением его изобретательного гения, что его любили и обожали как предмет искусства, в качестве забавы еще больше, чем в качестве орудия. Не родилось ли сло­во от пения, пения, сопровождаемого пляской, точно таким же образом, как письмо гораздо позднее произошло от рисунка? Мне представляется, что прежде, чем говорить при встречах друг с другом на досуге, первобытные люди начали петь вместе или петь, обращаясь друг к другу. Можно усмотреть уцелевший об­ломок от этих музыкальных разговоров в попеременном пении пастухов в эклогах, а также в сохранившемся еще среди эскимо­сов обычае петь в лицо кому-нибудь, когда желательно осмеять его. Их сатирическое пение, точно так же попеременное, этот безобидный и продолжительный поединок, играет ту же роль, как у нас оживленные споры.

Мне кажется вероятным еще одно предположение. Я опять возвращаюсь к только что сделанному мною сравнению. Задолго


до того, как письмо приобрело способность служить для всеоб­щего употребления, для переписки между друзьями и родствен­никами, для письменных разговоров, оно было пригодно только для надгробных надписей, надписей религиозного или монархи­ческого происхождения, для торжественных записей или для священных повелений. С этих высот, после вековых усложнений и вульгаризации, искусство письма спустилось до той ступени, когда существование легкой почты сделалось необходимым. То же было и со словом. Задолго до того, как слово стало у потреб­ляться для разговора, оно могло быть только средством выра­жать приказания или уведомления начальников, или же поуче­ний поэтов-моралистов. Словом, оно было сначала по необходи­мости монологом. Диалог образовался только впоследствии, сог­ласно с законом, по которому одностороннее всегда предшествует взаимному.

Приложение этого закона к интересующему нас предмету до­пускает несколько объяснений, одинаково законных. Прежде все­го, вероятным является то, что на заре слова, в первой семье или орде, где раздался первый лепет, именно наиболее одаренный индивидуум обладал монополией языка; другие только слушали; они уже могли при известном усилии понимать его, но не могли еще подражать ему. Этот особенный дар должен был содейство­вать возвышению одного человека над другими. Отсюда можно вывести заключение, что монолог главы семьи, говорящего сво­им рабам или своим детям, начальника, командующего своими солдатами, предшествовал диалогу рабов, детей, солдат между собой или со своими начальниками. При другом объяснении, противоположном первому, низший позднее стал обращаться к высшему, чтобы восхвалять его, прежде чем этот последний удо­стаивал его ответом. Не принимая того объяснения, которое дает Спенсер относительно происхождения приветствий, которые, по его мнению, своим появлением были обязаны исключительно военному деспотизму, следует признать, что приветствие было от­ношением односторонним; принимая постепенно характер взаим­ности, по мере уменьшения неравенства, оно превратилось в раз­говор, который я назвал обязательным. Молитва, обращенная к богам, точно так же, как приветствие, обращенное к начальни­кам, есть ритуальный монолог, так как монолог естественно присущ человеку, и в форме псалма или оды, в лиризме всех времен он обозначает первую фазу религиозной или светской поэзии. Следует заметить, что молитва по мере развития имеет тенденцию превратиться в диалог; мы видим это на примере

 



Г. Тард «Мнение и толпа»


Общественное мнение и разговор



 


католической мессы; и известно, что песнопения Бахусу были первым зародышем греческой трагедии. Эволюция этой пос­ледней представляет нам много ступеней перехода от монолога к диалогу при посредстве замены хора, роль которого все умень­шается.' Греческая трагедия как была в самом начале, так и оста­лась до конца религиозной церемонией, которая, как и все рели­гиозные церемонии, достигшие последней степени своего развития в высших религиях, вмещает в себе вместе ритуальные монологи и диалоги1, молитвы и разговоры. Но потребность разговаривать все более и более берет верх над потребностью молиться.

Во все времена собеседники говорят о том, что преподали им их священники или их профессора, их родители или их учителя, их ораторы или их журналисты. Итак, монологи, произносимые высшими, служат пищей для диалогов между равными. Приба­вим, что весьма редко у обоих собеседников роли бывают совер­шенно равны. Чаще всего один говорит гораздо больше другого. Диалоги Платона служат этому примером. Переход от монолога к диалогу подтверждается в эволюции парламентского красноре­чия. Торжественные, напыщенные, непрерывные речи были обычными в прежних парламентах; в современных парламентах он - - явление исключительное. Чем дальше мы подвигаемся вперед, тем больше заседания палат депутатов напоминают если не салоны, то споры в тесных кружках или в кафе. Между ре­чью во французской палате, часто прерываемой остановками — с одной стороны и известными бурными разговорами — с другой, расстояние сводится к минимуму.

Говорят для того, чтобы поучать, чтобы просить или прика­зывать, или, наконец, для того, чтобы спрашивать. Вопрос, со­провождаемый ответом, — вот уже зародыш диалога. Но если вопрос задает все один и тот же, а другой отвечает, то такой од­носторонний допрос не есть разговор, т. е. допрос обоюдный, ряда переплетенных между собой вопросов и ответов, обменных поучений, взаимных возражений. Искусство разговаривать мог­ло родиться только после продолжительного изощрения умов столетиями предварительных упражнений, которые должны бы­ли начаться с самых отдаленных времен.

Но не в самые отдаленные доисторические времена люди должны были разговаривать всего меньше, или меньше всего

В юридических церемониях первоначального Рима (при исполне­нии закона) есть также ритуальные разговоры. Не предшествовали ли и им также монологи?


пытаться разговаривать. Так как разговор предполагает прежде всего досуг, известное разнообразие в жизни и в поводах для собрания, то полная случайностей и часто праздная жизнь пер­вобытных охотников или рыболовов1, которые часто собирались, чтобы охотиться, ловить рыбу или поедать вместе плоды своих коллективных усилий, могла только благоприятствовать оратор­ским боям лучших говорунов. Поэтому эскимосы, одновременно и охотники и рыболовы, говорят очень много. Этот народ-дитя знает уже визиты. «Мужчины собираются отдельно, чтобы бол­тать между собой, женщины собираются с своей стороны и, оп­лакав умерших родственников, находят предмет для разговора в сплетнях. Разговоры во время еды могут продолжаться целыми часами и вращаются около главного занятия эскимосов, т. е. около охоты. В своих рассказах они описывают с мельчайшими подробностями все движения охотника и животного. Рассказы­вая эпизод из охоты на тюленя, они изображают левой рукой прыжки животного, а правой рукой все движения каяка (лодки)

и оружия ».

Пастушеская жизнь дает столько же досуга, как и охота, но она более урегулирована и более монотонна, она рассеивает лю­дей на более продолжительное время. Пастухи, даже кочующие, как арабы и татары, отличаются молчаливым характером. И если буколики Вергилия и Феокрита как будто и показывают обратное, не надо забывать, что оба эти поэта изображали нравы пастухов, цивилизованных соседством больших городов. Но, с другой стороны, пастушеская жизнь связана с патриархальным режимом, при котором процветает добродетель гостеприимства, а

В палеолитическую эпоху, называемую эпохой Магдалины, когда процветало наивное искусство, когда все показывает существование мирного и счастливого населения (см. по этому предмету книгу Де Мортилье Formation de la nationalite franfaise), без сомнения, должно было говориться очень много в прекрасных казармах, где жили в те времена. — В Lettres edlfiantes часто упоминается о любви диких аме­риканских охотников, а в особенности их жен, к разговору. Один мис­сионер хвалит новообращенную молодую дикарку за то, что она избега­ла тратить свое время на «многочисленные визиты», которые делают друг другу женщины той страны (Канада). В другом месте говорится, что все единогласно хвалят эту девушку, несмотря на склонность дика­рей «злословить». Иллинойцы, говорит нам другое письмо, «не лишены ума, они умеют вести довольно остроумно шутливые беседы».

Тенишев, «Деятельность человека», 1898 г.

И — 2856



Г. Тард «Мнение и толпа»


Общественное мнение и разговор



 


эта последняя может точно так же, как и социальная иерархия, родившаяся во время этой же социальной фазы, дать происхож­дение обязательному разговору.

Одной из причин, которые наиболее должны были задержи­вать появление разговора раньше утверждения сильной иерар­хии, была та, что некультурные люди, при сношениях между равными, склонны говорить все зараз и беспрестанно прерывать друг друга . У детей нет недостатка, с большим трудом поддаю­щегося исправлению. Давать говорить собеседнику есть признак вежливости, на которую решаются сперва из уважения к выс­шему, и которую оказывают по отношению ко всем, когда она вошла уже в привычку. Эта привычка, однако, могла сделаться общей в какой-нибудь стране только благодаря довольно про­должительной внешней дисциплине. Вот почему, я думаю, сле­дует полагать, что успехи искусства разговаривать, в таком виде как мы его знаем, ведут свое начало от обязательных, а не от произвольных разговоров.

При такой точке зрения следует думать, что жизнь земле­дельческая, которая одна допускала образование городов и госу­дарств с твердым правлением, должна была вести к прогрессу разговора, хотя при большем разъяснении людей, однообразии их работ и уменьшении их досуга, она часто делала их молчали­выми. Промышленная жизнь, собирая их в мастерской и в горо­дах, возбуждала их склонность к разговору.

Много говорилось о известном законе рекапитуляции, по ко­торому те фазы, которые проходит ум ребенка при своем посте-

Во время путешествия в Триполитанию (1840) Пезана поражал ог­лушительный шум на аудиенциях одного бея: «Мамелюки и негры, — говорит он, — вмешивались в спор, и кончали тем, что начинали гово­рить все разом, производя такой содом, который оглушил меня, когда я в первый раз присутствовал на этих дебатах. Я спросил, почему бей встре­чал столько возражений против своих решений, и каковы были побуди­тельные причины столь шумных споров; не будучи в состоянии ответить мне категорически, они сказали мне, что это их обычная манера рас­суждать между собой*. - Есть и исключения. Если верить Lettres edifiantes, иллинойцы были исключительно одарены искусством разгова­ривать. «Они очень хорошо умеют шутить, они не знают, что значит спорить и раздражаться во время разговора. Никогда они не прервут вас во время вашей речи. Мужчины, — говорили нам, — ведут вполне праздную жизнь; они болтают, куря свои трубки, вот и все. Женщины работают, но отнюдь не лишают себя также удовольствия поболтать».


пенном формировании, в известной неопределенной мере являют­ся кратким повторением эволюции первобытных обществ. Если этот взгляд не лишен справедливости, то изучение разговора у детей могло бы помочь нам разгадать, что представлял собою разговор в первые времена существования человечества. Задолго до диалога дети начинают с вопросов. Этот допрос, которому они подвергают своих родителей и посторонних взрослых людей, является для них первой односторонней формой болтовни. Позд­нее они становятся рассказчиками и слушателями рассказов или попеременно рассказчиками и слушателями. Наконец, еще позд­нее они делают замечания, они выражают общие наблюдения, которые представляют собою уже зародыш речи; и когда речь в свою очередь становится взаимной, получается спор, затем раз­говор. Действительно, ребенок верит гораздо раньше, чем начи­нает противоречить. У него бывает фаза противоречия точно так же, как раньше была фаза спрашивания.

Но спрашивать, рассказывать, разговаривать, спорить -- все это упражнение ума ребенка. Ему предшествует упражнение во­ли. Ребенком повелевают, и он сам повелевает гораздо раньше, чем его начнут учить и он сам станет учить. Приказание идет прежде указания. Ребенок борется, прежде чем станет рассуж­дать и даже спорить; он чувствует противоречие желаний друго­го, прежде чем начнет чувствовать противоречие суждений дру­гого. Он может почувствовать противоречие этих желаний, затем этих убеждений только тогда, когда сам подвергнется их при­вивке. Его послушание и доверие являются предварительным и необходимым условием его духа непослушания и противоречия. Таким образом, ребенок бывает спорщиком и болтуном потому, что сначала и прежде всего он был подражатель.

Если мы по этим наблюдениям станем догадываться о том, каково должно было быть прошлое разговора у человеческих рас, то согласимся прежде всего, что, несмотря на весьма глубо­кую доисторическую древность, разговор не может восходить к самому началу человечества. Ему должен был предшествовать не только длинный период молчаливого подражания, но и следую­щая затем фаза, когда люди любили рассказывать или слушать рассказы, но не болтать. Это - - фаза эпопей. Греки сколько угодно могли быть самой болтливой расой, но не менее достовер­но и то, что во времена Гомера болтали мало, если только целью не было задавать друг другу вопросы. Все разговоры носили утилитарный характер. Герои Гомера много повествуют, но очень мало болтают. Или же их беседы представляют собою

и*



Г. Тард «Мнение и толпа»


Общественное мнение и разговор



 


только попеременные рассказы. «При первых лучах Авроры, — говорит Менелай в «Одиссее» (песня IV), - - мы обменяемся с Телемаком длинными речами и будем вести взаимную беседу». Обменяться длинными речами — это называлось в ту эпоху вес­ти беседу.

Единственные разговоры, по-видимому праздные, — это раз­говоры влюбленных, даже и те имели утилитарный характер. Гектор, колеблясь идти к Ахиллу с предложениями условий ми­ра, говорит под конец: «Я не пойду к этому человеку, он не по­чувствует ко мне никакого сожаления.... Не время теперь разго­варивать с ним о дубе и о скале, как разговаривают между собой юноши и девы. Лучше сразиться». Таким образом юноши и девы уже флиртовали тогда, и их флирт состоял в разговоре «о дубе и о скале», т. е., вероятно, о предметах народного суеверия. — Только в эпоху Платона, уже достигнув известной степени циви­лизации, греки любят диалог, как времяпрепровождение под сенью тополей, окаймляющих Илисс. - - В противоположность древним эпопеям, а также chansons de geste, где разговоры только попадаются в редких местах, современные романы, начиная с романов мадемуазель де Скюдери, отличаются все возрастающим обилием диалогов.

III

Для того чтобы хорошо понять исторические видоизменения разговора, существенно важно проанализировать как можно ближе его поводы. Поводы его бывают лингвистические: язык богатый, гармоничный, выражающий много оттенков предрас­полагает к болтовне. Он имеет поводы религиозные: его течение изменяется сообразно с тем, будет ли национальная религия ог­раничивать в большей или меньшей степени свободу слова, за­прещать под страхом более или менее суровых наказаний флирт, злословие, «распущенность ума»; будет или не будет противить­ся прогрессу наук и народному образованию, будет или не будет налагать правило молчания на известные группы, на христиан­ских монахов или на пифагорейские братства и введет ли в моду тот или этот предмет теологических споров: воплощение, искуп­ление, непорочное зачатие . Поводы его бывают политические: в

Проезжая по югу Испании, Дюмон Дюрвиль замечает следующее: «бои быков и споры о непорочном зачатии, споры, родившиеся в монас­тырях провинции, занимают все умы, без исключения». Теперь он не-


демократическом обществе разговор питается теми сюжетами, которые доставляет ему трибуна или избирательная жизнь, в абсолютной монархии — литературной критикой и психологиче­скими наблюдениями, за недостатком других тем. Поводы его бывают экономические1, из которых главный я уже отметил: до­суг, удовлетворение наиболее настоятельных потребностей. Сло­вом, нет ни одной стороны социальной деятельности, которая не была бы в тесном отношении с ним, и видоизменения которой не видоизменяли бы его. Я позволю себе просто напомнить то влия­ние, какое могут оказывать на него некоторые особенности в обычаях, имеющие гораздо меньший интерес. Тон и ход разгово­ра находятся в зависимости от положения тела во время речи. Разговоры, которые ведутся сидя, бывают наиболее обдуманны­ми, наиболее существенными; такие разговоры наиболее часты в наше время, но они отнюдь не были в моде при дворе Людовика XIV, когда привилегия табурета принадлежала только принцес­сам, и все должны были болтать стоя. Древние народы в своих триклиниях больше всего любили беседовать лежа , и эти беседы,