Период «консервации» - 1966 (1968) – 80-гг.

Наблюдается тенденция к замыканию в своих коллективах. И все же брошенные в 60-е годы семена возрождения детских коллективов проросли. В период, называемый теперь общественным застоем, коммунарская методика жила и развивалась, хотя и локально. И в школу, несмотря на ее антидемократический дух, пришли многие традиции коллективных отношений, формы самоуправления; перенимался гуманный и творческий стиль руководства и интересные делаю

В этот период продолжается деятельность коммунарско-макаренковского содружества (КМС) – объединения педагогов и педагогических отрядов под крышей макаренковских секций педагогического общества РСФСР.

В 60-70-е годы по всей стране возникают коллективы, подхватывающие опыт и методику, и педагогические идеи как бы «самовнедряются» в практику. Так возникает коммунарское движение, а методика, ставшая его педагогической основной, начинает именоваться в практике «коммунарской». Привлекательность идей, результативность методики, ее заразительность и предсказуемость, открывали широкие возможности для творчества как педагогов, так и их воспитанников. Способы организации жизнедеятельности, характер отношений и позиция взрослых в коллективе отличались от массовой практики и при этом совпадали с представлениями педагогов и воспитанников (особенно воспитанников!) о том, каким должен быть «настоящий» коллектив.

По существу, в условиях жесткой, регламентированной общественной и педагогической системы И.П. Иванов разрабатывает методику, в которой заложен и успешно действует механизм формирования демократической культуры отношений. Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивалось заботой о нем, а развитие индивидуальности - высокой степенью свободы самореализации и ориентацией на социальное творчество. Осознаваемая личностно-значимая перспектива развития коллектива, участие в реальном труде, взаимодействие в разных по составу и возрасту объединениях позволяло личности приобрести собственный опыт разнообразных отношений, а соответствующая методическая инструментовка («Советы дел», «Чередование творческих поручений», «Разведка», «Работа по микроколлективам» и др.) делала процесс коллективообразования интенсивным и динамичным при одновременной широкой возможности индивидуальной свободы выбора.

Теоретические и методические идеи И.П. Иванова чаще всего (как в 60-е, так и сейчас), проникали в сознание педагогов стихийно, через опыт, как бы передаваясь «из рук в руки», но не были включены в процесс профессиональной подготовки педагогов. Такое положение не могло не сказаться на судьбе как самого автора, так и его открытия.