Период – «множительный» - 1962 – 1966 (О.С. Газман), 1962 – 1068 гг. (С.Д. Поляков).

Это период во многом стихийного распространения коммунарской методики, интенсивного общения коммунарских педагогов и коллективов.

После изучения сотрудником «Комсомольской правды» С. Соловейчиком жизни КЮФ и опубликования статьи «Фрунзенская коммуна» газета 24 января 1962 г. Объявила о создании заочного «Клуба юных коммунаров» (КЮК) и призвала комсомольцев – старшеклассников создавать секции этого клуба из первичных комсомольских организаций.

ЦК ВЛКСМ с самого начала поддерживал это искреннее движэение юных. Летом 1962 г. ЦК ВЛКСМ выделил 40 путевок в «Орленок» для представителей школных секций. Сюда были приглашены 7 ребят из R>Af и трое вожатых: В. Малов, И. Леонова и Л. Балашкова (педагог из Новосибирска, друг КЮФа. Отряд старшеклассников не со слов, а в жизни постигал образ коммунарской методики и педагогическую технику заодно.

В 1963 г. Уже 500 старшеклассников приезжают на учебу в «Орленок». В каждом отряде – 2 ленинградских коммунара – инструктора.

После 1963 г. Пошла цепоска сборов: в Салехарде, в Горловке, в Перми, в Архангельске, в десятках других городов. Началось своеобразное движение по обмену опытом. Ребята коллективно зарабатывали деньги и потом ехали на коммунарские сборы в Сибирь, в Карелию, на Украину, на Урал.

Коммунарство как новый дух и как новая методика пошло по стране неофициально, а потому заразительно, по-настоящему инициативно. Фактически это были «неформалы», но «неформалы» со знаком плюс.

В 1964, 1965, 1966 годах в «Орленке» прошло 9 Всесоюзных сборов комсомольцев – старшеклассников, десятки пионерских смен. С одной стороны, здесь был создан методический и обучающий центр комсомольско-пионерского актива по коммунарской системе, а с другой – модель пионерского лагеря нового типа, с третьей – образец педагогически грамотной идеологии и нравственно обеспеченной педагогики.

В 1964 г. Стали возникать трудности, обусловленные нестыковкой разработанной в «Орленке» структуры школьного самоуправления с официальной структурой школьной комсомольской и пионерской организации. Эти организации не были готовы ни к сменяемости актива как форме подготовки всех к жизни в демократическом, самоуправляющемся обществе, ни к критическому анализу своей деятельности как условию движения вперед, ник свободе творчества, ни к его необходимости для развития личности.

Ребята, побывавшие на сборах и поверившие в возрождение правды, социальной справедливсти, требовали их от общества, входящего в преиод застоя.

Застой еще не проявил себя в полную силу. По решению бюро ЦК ВЛКСМ в зимние каникулы (январь 1965 г.) в Москве состоялся сбор комсомольцев–орлят с задачей выяснить: как внедряются новые формы работы? Где идет методика? Где не идет? Почему?

Основных выводов было два. Первый: дело идет там, где педагоги подхватывают инициативу школьников (и становятся с ними в один ряд товарищей по борьбе).

Второй вывод: методика интенсивного формирования коллектива лучше идет там, где есть условия для более длительного контактного общения: в школах-интернатах, в поселках, в закрытых микрорайонах и небольших городах.

На этом этапе стала ощущаться острая потребность в разработке научного фундамента педагогического опыта. Осенью 1963 г. На базе ЛГПИ им. А.И. Герцена была создана Коммуна им. А.С. Макаренко (КИМ). Коммуна имени Макаренко (КиМ) - общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, созданное в 1963 г. Игорем Петровичем Ивановым в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности.

КИМ – это постоянно действующая добровольная общественная школа организаторов воспитательной работы. Члены коммуны – студенты, выпускники института и их друзья (учителя, вожатые, методисты) – энтузиасты – общественники, учатся в творческом содружестве макаренковской методике воспитательной работы.

Стержневыми видами деятельности членов КИМа служат, во-первых, освоение макаренкосвского педагогического наследия, его методики воспитательной работы, во-вторых, дальнейшая разработка этой методики применительно к современным условиям и, в – третьих, ее распространение словом и делом.

Здесь, на «кимовских средах» отрабатывалась, получила гражданство и широкое распространение методика организации коллективных творческих дел.

Середина 60-х гг. стала переломной в жизни общества. В 1966 г. Был переориентирован «Орленок», перестал существовать КЮК при «Комсомольской правде».