Нравственный конфликт как характеристика взаимоотношений субъектов спора на досудебной и судебной стадиях

Выбор– это всегда признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднений, в других он связан с острейшей борьбой мотивов. Такие ситуации обычно называют нравственными конфликтами.

К существенным чертам конфликта относятся: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

В качестве субъектов конфликта могут выступать отдельные личности, группы, организации.

Наиболее общими причинами конфликтов являются:

– неполные и неточные факты, слухи, ложное обвинение, вмешательство третьих лиц во взаимодействие между людьми, сложный разговор с начальством и т.п.

– различия в целях, ценностях, убеждениях, методах поведения, уровне квалификации, образования как сотрудников, так и граждан, с которыми они общаются;

– неправильное распределение обязанностей и ответственности членов профессиональной группы.

Моральный конфликт (от лат. сonflictus – «противоборство», «столкновение») есть ситуация, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающих форм поведения, или одной из двух моральных ценностей.

Конфликты могут быть как внешними, так и внутренними.Внешние конфликты возникают между людьми (личность – общество, личность – группа, личность – личность, группа – группа, группа – общество). Источником внутреннихконфликтов является сложность, разнохарактерность мотивов самой личности.

Свойстваморального конфликта – альтернативность, личностный характер.

Особенностьнравственного конфликта состоит в том, что следование одной норме морали как бы ведет к нарушению другой нормы. В конфликтной ситуации моральный выбор является отрешением от какой-либо ценности во имя ценности более высокой, обязательно.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Выделим лишь некоторые из них.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
Основания для деления Разновидности Характеристика
1. По степени выраженности открытые и скрытые Открытые – явно выраженное столкновение оппонентов: ссоры, споры, драки. Скрытые – отсутствие внешних агрессивных действий между конфликтующими сторонами.
2. По направленности воздействия вертикальные и горизонтальные Вертикальные – в отношениях начальник- подчиненный. Горизонтальные – взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов.
3. По значению для организации, а также по способу их разрешения   конструктивные и деструктивные Конструктивные – разногласия затрагивают принципиальные стороны жизнедеятельности коллектива, их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные – приводят к негативным, часто разрушительным действиям, резко снижают эффективность работы группы или организации.  
4. По количеству участников Внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые  
5. По способам разрешения   насильственные и ненасильственные  
6. По сфере влияния   – воздействие на психическое состояние, на здоровье участников; – воздействие на взаимоотношения оппонентов; – на качество их индивидуальной деятельности; – на социально-психологический климат группы; – на качество совместной деятельности членов группы.  

 

Деление конфликтов на виды довольно условно, жесткой границы между различными видами не существует. На практике возникают конфликты: открытые вертикальные межличностные, горизонтальные закрытые межгрупповые и т.д.

Жесткое и однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям не совсем правильно. Они выполняют не только негативную (деструктивную), но и позитивную (конструктивную) роль.

 

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Виды Основное содержание
Конструктивные – дают объективную информацию о наличии противоречий и социальной напряженности; – являются источником развития личности, группы, межличностных отношений; дают стимулы к изменениям и самосовершенствованию; – дают разрядку напряженности между конфликтующими сторонами.  
Деструктивные – требуют больших эмоциональных затрат; – способствуют снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе; – наносят ущерб работе, созидательной деятельности; – способствуют росту недоверия и уменьшению степени сотрудничества между людьми в группе, организации; – затрудняют восстановление добрых и деловых отношений («шлейф конфликта»).