Нравственный конфликт как характеристика взаимоотношений субъектов спора на досудебной и судебной стадиях
Выбор– это всегда признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднений, в других он связан с острейшей борьбой мотивов. Такие ситуации обычно называют нравственными конфликтами.
К существенным чертам конфликта относятся: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.
В качестве субъектов конфликта могут выступать отдельные личности, группы, организации.
Наиболее общими причинами конфликтов являются:
– неполные и неточные факты, слухи, ложное обвинение, вмешательство третьих лиц во взаимодействие между людьми, сложный разговор с начальством и т.п.
– различия в целях, ценностях, убеждениях, методах поведения, уровне квалификации, образования как сотрудников, так и граждан, с которыми они общаются;
– неправильное распределение обязанностей и ответственности членов профессиональной группы.
Моральный конфликт (от лат. сonflictus – «противоборство», «столкновение») есть ситуация, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающих форм поведения, или одной из двух моральных ценностей.
Конфликты могут быть как внешними, так и внутренними.Внешние конфликты возникают между людьми (личность – общество, личность – группа, личность – личность, группа – группа, группа – общество). Источником внутреннихконфликтов является сложность, разнохарактерность мотивов самой личности.
Свойстваморального конфликта – альтернативность, личностный характер.
Особенностьнравственного конфликта состоит в том, что следование одной норме морали как бы ведет к нарушению другой нормы. В конфликтной ситуации моральный выбор является отрешением от какой-либо ценности во имя ценности более высокой, обязательно.
Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Выделим лишь некоторые из них.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ | |||
№ | Основания для деления | Разновидности | Характеристика |
1. | По степени выраженности | открытые и скрытые | Открытые – явно выраженное столкновение оппонентов: ссоры, споры, драки. Скрытые – отсутствие внешних агрессивных действий между конфликтующими сторонами. |
2. | По направленности воздействия | вертикальные и горизонтальные | Вертикальные – в отношениях начальник- подчиненный. Горизонтальные – взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов. |
3. | По значению для организации, а также по способу их разрешения | конструктивные и деструктивные | Конструктивные – разногласия затрагивают принципиальные стороны жизнедеятельности коллектива, их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные – приводят к негативным, часто разрушительным действиям, резко снижают эффективность работы группы или организации. |
4. | По количеству участников | Внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые | |
5. | По способам разрешения | насильственные и ненасильственные | |
6. | По сфере влияния | – воздействие на психическое состояние, на здоровье участников; – воздействие на взаимоотношения оппонентов; – на качество их индивидуальной деятельности; – на социально-психологический климат группы; – на качество совместной деятельности членов группы. |
Деление конфликтов на виды довольно условно, жесткой границы между различными видами не существует. На практике возникают конфликты: открытые вертикальные межличностные, горизонтальные закрытые межгрупповые и т.д.
Жесткое и однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям не совсем правильно. Они выполняют не только негативную (деструктивную), но и позитивную (конструктивную) роль.
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА | |
Виды | Основное содержание |
Конструктивные | – дают объективную информацию о наличии противоречий и социальной напряженности; – являются источником развития личности, группы, межличностных отношений; дают стимулы к изменениям и самосовершенствованию; – дают разрядку напряженности между конфликтующими сторонами. |
Деструктивные | – требуют больших эмоциональных затрат; – способствуют снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе; – наносят ущерб работе, созидательной деятельности; – способствуют росту недоверия и уменьшению степени сотрудничества между людьми в группе, организации; – затрудняют восстановление добрых и деловых отношений («шлейф конфликта»). |