Особенности этики буддизма

В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи и поверхностно для мирян. Рекомендации для мирян даются в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.

Пять благородных установлений (заповедей, основ, заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй. Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в минимальном варианте. Для монаха существует 250 дополнительных мелких запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет и т.д.

Десять царственных добродетелей в буддизме: щедрость в даянии, строгое следование этическим нормам, терпимость, прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость, непричинение зла живым существам, милосердие, стремление не отвечать силой на воздействие силы.

Духовная самореализация – полное прекращение обычных функций психики, состояние глубочайшей сосредоточенности, полного бесстрастия, полная свобода от привязанности к миру.

Буддийский идеал – идеал просветленного. Идеал достигается на высшей ступени самосовершенствования. Три ступени развития живых существ:

– ступень имеющих желания,

– ступень имеющих чувственность (элементы желаний),

– ступень нечувственных (в сознании нет ни одного чувственного элемента).

Высшая ступень находится за пределами норм морали.

Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий просветленной сущностью»), будущем Будде в последнем рождении до обретения просветления – бодхи.