История создания

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к созданию «Явления Христа народу».

Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картину приобрести было невозможно — она писалась по заказу Академии художеств и была уже куплена ею. (информация была взята с сайта www.wikipedia.ru)

В данный момент эта картина находится в Третьяковской галерее (Москва). Также в данный момент, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранятся этюды, которые художник рисовал до создания окончательного варианта произведения.

Итак, в основе данной картины, как было сказано ранее, был заложен сюжет первой главы Евангелие от Иоанна. Это не удивительно, так как сам автор считал этот фрагмент священного писания наиболее фундаментальным и всеохватывающим, поскольку он описывает самое главное и самое прекрасное событие в истории христианства - «Великое воскресение Христа». Композиция данного произведения искусства необычайно сложна. Иванов сумел с великолепной точностью и изяществом передать настроение людей, изображенных на картине, «поймать каждый кадр» и изобразить это все на бумаге.

Главной же фигурой является Христос. Он изображен безукоризненно! Каждая прожилка на руке передана мастерски. Что касается, настроения Иисуса, то по лицу его, можно увидеть много различных эмоций. Каждый видит картину по-своему, но по моему мнению, здесь передана уверенность и спокойствие. На первый взгляд, проступает даже надменность и , возможно, величие. Автор передает Иисуса сдержанным, в противоположность людям, которые смотрят на него. Если и есть в этом лице величие, то оно праздное. Оно пробуждает в людях уверенность в подлинности всего происходящего.

Эта картина показывает то, как русский человек, человек православный видит Иисуса. Если взять за основу многочисленные опросы на тему того, как должен был выглядеть Христос, то почти 99% опрошенных без колебаний укажут Вам на этот эскиз Иванова. Христос показан здесь, прежде всего, человеком, а не Богом. Человеком, который находится здесь и сейчас. Человек, который помимо человеческого облика имеет историю, прожитый жизненный цикл.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Интересным фактом является и изображение великого русского писателя и просто Русского Православного человека Николая Васильевича Гоголя, который являлся другом Иванову. Многие произведения Николая Васильевича пропитаны религиозной тематикой (сосуществования Бога и человека воедино, отношению человека с церквью и Богом и т.д)

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

По-моему субъективному мнению данная картина является эталоном русской художественной школы и по праву может считаться эталоном Православной культуры. Ведь церковь- это, прежде всего, люди, которые верят в существование Бога, в подлинности всех событий описываемых в Евангелии. На картине также изображены люди. Обычный народ, на которых Бог может опереться, и это вселяет надежду на последующие свершения. Бог есть в каждом из нас. И каждый из нас простой человек, который может опереться на поддержку божественного существа и поверить в собственные силы, во благо всего сущего.

Поистине великолепное произведение, бесспорно талантливого писателя.