Наблюдение как источник творческого воображения

«Артист должен смотреть не как рассеянный обыватель, а с проникновением вглубь того, что он наблюдает. Без этого наш творческий метод оказался бы однобоким, чуждым по правде жизни, современности и ничем не связанным с ними». «Чтобы создать искусство и изображать на сцене «жизнь человеческого духа», необходимо не только изучать эту жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех ее проявлениях, когда, где и как только возможно. Без этого наше творчество будет сохнуть – вырождаться в штампы» (к.С.Станиславский) Г.А. Товстоганов писал: « Одним из основных слагаемых в нашей работе является воображение, которое должно быть гибким, подвижным и конкретным. Но само воображение не может существовать без постоянных жизненных наблюдений, которые являются для него топливом, необходимым для того, чтобы началось горение»

Наблюдение является почвой для развития творческого воображения актера, которое в свою очередь является тем магическим инструментом, который помогает актеру погрузиться в предлагаемые обстоятельства пьесы и роли и действовать в них по законам жизненной правды.
Наблюдение – это проба себя, в предлагаемых обстоятельствах другого человека, подсмотренных в жизни, действуя, как действовал, не я, но наблюдаемый мною человек. В предлагаемые обстоятельства входит: время и место действия, условия и ситуация, при котором происходило мое наблюдение, одежда, возраст человека, за которым я наблюдал, а также мое предположение, «вымысел воображения» о том, кто этот человек, одинокий он или нет, какова его профессия. Единственное мое условие: мои догадки должны быть основаны на конкретных наблюденных мною подробностях.

Упражнение «Наблюдение» удачно сочетает в себе все направления тренинга. Особая его сила в том, что в основе этюда лежит не сочиненное, не плод фантазии, а действительный факт, увиденный в жизни. Но факт, обязательно взволновавший нас и по-новому рассказывающий о жизни, заставляющий думать о ней. На сценку переносится увиденное в жизни, творчески переработанное воображением. Это главное условие упражнения «Наблюдение» - принцип учебного процесса.

Поэтому само по себе «наблюдение» - способность «быть» подлинно, действовать – ложится на личную ответственность домашней работы.

Научиться «быть, а не казаться», в чужом теле, чужом ритме, чужих мыслях, чужих обстоятельствах. Ведь наблюдение – это те же предлагаемые обстоятельства, только в отличие от написанных автором литературного источника (будь то пьеса, рассказ) я могу собственными глазами видеть, что происходит и как действует тот или иной человек в данном событии. Мне остается только попробовать воспроизвести его действия, «отзеркалить» их, сделать предположение, отчего это могло бы быть, чтобы присвоить обстоятельства и действия этого человека.