Как подобрать экскурсионные объекты и разработать маршрут

Мы уже упомянули паспорта экскурсионных объектов. Что это такое и откуда они берутся? Если исключить научно-технологические экскурсии, то для остальных главным объектом показа и рассказа является памятник культуры или природы, иначе говоря, объекты культурного наследия и природной среды. Наиболее ценные с эстетической или мемориальной стороны объекты ставятся на государственную или местную охрану и им присваивается статус памятника культуры. Занимаются этим государственные или муниципальные инспекции по охране памятников. В этих органах ведутся каталоги (базы данных), содержащие всестороннее описание каждого памятника, при этом объект получает всестороннее освещение. Для экскурсионной практики не требуется описание по многим десяткам признаков, но сам принцип составления паспорта на объект можно позаимствовать у ученых памятниковедов. Кроме того, выпускается специальная литература, содержащая более-менее систематизированное описание памятников по городу или отдельным местностям. Для Москвы можно порекомендовать известную энциклопедию «Москва» 1997 года под редакцией академика РАО С.О. Шмидта; издания Всероссийского научного и культурно-просветительского общества «Энциклопедия Российских деревень»; ставший знаменитым четырехтомник П.Г. Паламарчука «Сорок сороков»; издаваемый с 1983 года свод «Памятники архитектуры Москвы»; продолжающееся многотомное издание «Москва православная. Церковный календарь. История города в его святынях» — авторы-составители М.И. Вострышев, В.Ф. Козлов, А.К. Светозарский; двухтомную Российскую музейную энциклопедию (М.: Прогресс; Рипол-классик, 2001); книги «Москва. Архитектурный путеводитель», написанный И.Л. Бусевой-Давыдовой, М.В. Нащокиной и М.С. Астафьевой-Длугач (М.: Стройиздат, 1997); «Загородные усадьбы в Москве» Е.Н. Чернявской и И.К. Бахтиной (М., 2002), а также путеводители и книги об отдельных местностях города, вышедшие из-под пера авторитетных краеведов, таких, как В.Б. Муравьев, В.В. Сорокин, С.К. Романюк, Ю.Н. Александров, Ф.Л. Курлат, Ю.А. Федосюк.

Все это, а также отдельные краеведческие, историко-научные и искусствоведческие материалы, включая публикации, архивные документы, материалы собственных обследований объекта на местности – их называют натурными – используется при составлении картотеки (каталога) экскурсионных объектов. Если вы беретесь всерьез поработать с какой-нибудь исторической местностью города (в том числе родным районом), то нужно стремиться постепенно охватить возможно большее количество памятников истории и архитектуры, монументального искусства и природы, но для начала можно включать в картотеку наиболее значительные, то есть общепризнанные достопримечательности. Конечно, таковыми являются уже поставленные на охрану памятники (они отмечены охранными досками). Обратите внимание также на наличие мемориальных досок, свидетельствующих о выдающихся событиях и лицах.

Паспорт объекта включает в себя его название или несколько названий. Например, «Собор Покрова на Рву // собор Василия Блаженного // Троицкий храм». Или «Храм Воскресения Христова // храм Спаса-на-Крови». Можно специально отметить старые и современные названия. Затем дать адрес. Иногда адрес сам по себе служит визитной карточкой объекта, если особых названий нет. (Например, «Дом № 22 по Дворцовой набережной»). Затем следует краткое описание внешнего облика объекта («Пятиэтажный кирпичный дом с эркерами»; «Чугунная ограда и ворота со львами на пилонах»; «Садовая беседка, деревянная» и т.д.) Если объект – памятник архитектуры или монументального искусства, то описание должно быть подробным, с выделением некоторых элементов (Например, «одноэтажный флигель усадьбы»; «Балкон с ажурной решеткой»; «Четырехколонный ионический портик» и т.д.). Реже дается также краткое описание интерьера. Затем упоминается имя архитектора (художника, скульптора, инженера), создававших данный объект и год постройки и перестроек. Если точные даты неизвестны, даются приблизительные: «Конец 1890-х гг.»; «XVII век». Если имелись перестройки и серьезные переделки объекта, их тоже указывают. Иногда указываются инициаторы создания объекта (например, имя заказчика или владельца дома; название общественной организации, выступившей организатором установки скульптурного памятника). Далее следует историческая справка. Для имеющих чисто художественную значимость объектов она не так важна, за исключением истории создания и переделок объекта, а для памятников истории – наоборот. Здесь указываются интересные события и лица, имеющие отношение к объекту, необходимые детали, даты, имена. Степень детализации выбирается вами самостоятельно. Но не надо стремиться начинить паспорт максимумом деталей. Ведь он лишь своего рода визитная карточка, остальное хранится отдельно в папках или специально обозначенных файлах компьютера. Можно отдельно указать историю функционирования объекта (Например: «С 1930 г. храм закрыт, использовался под склад, в 1995 г. возрожден» или «В 1989 г. в доме открыт музей» и т.д.) При этом иногда указывается современное состояние объекта, его принадлежность и перспективы. Например: «Здание реставрируется и будет использоваться под выставочный зал».

Можно составить несколько форматов описания объекта, в зависимости от его типа. К основным типам можно отнести жилые и нежилые здания; технические сооружения, скульптурные памятники и иные произведения монументального искусства, включая мемориальные знаки; архитектурные ансамбли; сады и парки; малые архитектурные формы (беседки, фонтаны, скамейки, фонари...); мемориальные доски и знаки; мемориальные комплексы и музеи; объекты природной среды (водоемы, горы, необычные деревья и т.д.). Несколько особняком стоят так называемые памятные места. Это места, на которых находился какой-то важный в культурном отношении объект, но утраченный к настоящему времени. Они тоже демонстрируются на экскурсии, но рассказ ведется или о месте как таковом или об утерянном объекте, находившемся на этом месте. И тогда на такой объект заводится паспорт. Бывает, что со временем утраченный объект возрождается в прежних или близких к ним формах (примеров масса: Кутузовская изба, храм Христа Спасителя, гостиница «Москва»)… Благодаря, в том числе и экскурсоводам, память об утраченном объекте сохраняется в культурной среде города.

Допустим, что мы находимся в богатой историческими событиями и памятниками культуры местности. Вокруг много интересных зданий, скульптурных памятников, музеев, памятных мест. С чего начать знакомство с местностью? Есть несколько основных композиционных принципов построения экскурсии: хронологический; географический и тематический. Они редко выступают в чистом виде, обычно переплетаясь и проявляя себе на разных отрезках экскурсии. Поскольку подавляющее большинство экскурсий охватывает разные слои истории, то отправляясь, скажем, на экскурсии «Красная площадь сквозь века», или «Классический Петербург» или «Лермонтовская Москва» — кажется вполне логичным начать со знакомства с более ранними фактами и идти, придерживаясь хронологическойканвы. Ведь так делают авторы учебников (нигде не начинают общий курс истории государства с XXI века), авторы монографий о жизни писателей, даже киносценаристы. Тогда в приведенном случае надо начинать с дома, где родился М.Ю. Лермонтов. А затем... И вот здесь-то начинаются трудности. И авторы книг, и лекторы в аудитории, и проектировщики музейной экспозиции, и киносценаристы обладают одним преимуществом — они могут выстроить объекты в той последовательности, которой требует замысел. А мы, экскурсоводы, не можем, потому что, как уже говорилось, особенностью городской экскурсии является знакомство с культурными и природными объектами на месте их естественного расположения. Поэтому дом, памятник, скульптуру, дерево и т.д. надо заставить работать на раскрытие темы на том самом месте, где они находятся.

Именно в этом противоречии между замыслом, требованиями логики композиции, с одной стороны, и жестко данной географической привязкой, с другой, и заключается главная трудность и одновременно главный источник творческого вдохновения, превращающий разработку экскурсионной темы в цепочку последовательных (и бесконечных) усовершенствований. В этом преодолении материала вы сможете испытать действительно спортивный интерес, не хуже, чем в электронных играх или при разгадывании кроссворда. Поэтому, подобно автору книги или киносценаристу, помещающему в пролог или в первую сцену события современные, а затем, реализовав при этом завязку действия, уводящему читателя (зрителя) вглубь времен, мы тоже можем нарушать внутреннюю хронологию темы. Но делать это лучше не просто так, произвольно, а в соответствии с определенным замыслом. Тогда на помощь приходит тематический принцип. Ведь любая экскурсия содержит ряд тематических линий (блоков). В обзорной экскурсии «Москва — столица России» есть подтемы, связанные с историей города, городским хозяйством, транспортом, образованием и здравоохранением, наукой, производством, климатом и т.д. В тематической экскурсии «Пушкинская Москва» можно выделить подтемы «Детство поэта»; «Образ Москвы в творчестве А.С. Пушкина»; «Поэт и власть»; «Женитьба А.С. Пушкина»; «Московские друзья поэта»; «Александр и дядюшка Василий Львович» и другие. И организация экскурсии по отдельным тематическим блокам позволяет избежать следования одной хронологической линии. При этом хронологический принцип может быть реализован внутри отдельных подтем.

Географический принцип предполагает следование каким-либо ориентирам на местности. Это может диктоваться самой формулировкой темы. Например, «Невский проспект» или «Москва с борта теплохода». Общая линейность композиции задана самой идеей, однако и здесь есть возможности для маневра. Можно сделать из линейной композиции кольцевую — ознакомиться сначала с одной стороной улицы, а обратно вернуться по другой. Можно совершать один или несколько переходов справа налево и слева направо, следуя при этом челночной композиции. Можно следовать от центра города к периферии. Чаще всего приходится иметь дело со всеми принципами, прибегая то к одному, то к другому, в зависимости от удобства. Так, композицию экскурсии по Китай-городу в Москве определяет задача выявления трех географически определенных функционально-тематических зон этого исторического района: Никольской – как «улицы Просвещения»; Ильинки – как «московского Сити»; и Зарядья – района церковной старины. Попытка реализации чисто хронологического принципа (от древности к современности) при знакомстве с архитектурой Московского Кремля ломается при движении от Троицких ворот (XV век) мимо Государственного Кремлевского дворца, объекта XX века, вклинившегося между Арсеналом (XVIII век) и Патриаршим дворцом (XVII век). Однако частично этот принцип все-таки можно реализовать, подытожив всю экскурсию рассказом о сегодняшнем дне жизни Кремля, о его современном статусе и т.д. Существуют некоторые уловки для преодоления логического разнобоя в следовании объектов на местности. При реализации кольцевой композиции иногда можно пропустить объект мимо внимания на пути туда, обратив внимание группы на другие объекты, а затем вернуться к нему на обратном пути. Или обозначить сначала лишь некоторые аспекты содержания объекта, а на обратном пути привлечь внимание к остальным. Наиболее известным приемом согласования логически разнородных соседствующих объектов (и тематических блоков) экскурсии является применение так называемых логических переходов,или мостиков. Среди новичков бытует мнение, что чем их больше, тем выше профессионализм экскурсовода. В принципе это так, но нет нужды делать самоцелью стопроцентный охват всех тем и объектов такими связками, особенно на первых порах. Логический переход строится на основе выявления некоей общности в совокупности значений двух смежных объектов (тем). Все окружающие нас объекты реальности как бы соприкасаются, пересекаются своими значениями и отчасти перекрывают содержательные области друг друга (в науке эти совокупности значений объекта называют семантическими полями). Например, при показе панорамы Москвы с Воробьевых гор можно свободно перевести внимание зрителей от восточного сектора обзора к северному сектору, перекинув «мостик» от Шуховской радиобашни на Шаболовке к Останкинской телебашне и отметив функциональную общность этих объектов (телевещание). Объединяющим началом для Царь-колокола и Царь-пушки является их принадлежность старинному литейному делу. В Ярославле на обзорной экскурсии при следовании от Драмтеатра им. Федора Волкова к дому Л.В. Собинова логический переход строится на принадлежности обоих героев рассказа миру сценического искусства.

Для тематической экскурсии построить связный зрительный ряд, то есть совокупность объектов показа, оказывается намного сложнее, так как нельзя отклоняться от главной темы. На обзорной же можно свободно включать любые дополнительные темы, но чтобы избежать чрезмерно дробного впечатления, лучше все же постепенно отходить от метода работы, называемого на жаргоне экскурсоводов «что вижу, то пою». Для этого, во-первых, хотя бы на отдельных участках маршрута надо подумать, как можно увязать смежные подтемы и объекты. А во-вторых, необходимо вводить в структуру обзорной экскурсии некоторые темы, кажущиеся актуальными для экскурсантов и/или необходимые для формирования всестороннего впечатления о местности, с которой знакомит обзорная экскурсия. При этом экскурсионный объект работает не только сам на себя, но становится опорной точкой для раскрытия определенной темы (подтемы). Обратимся, например, к приведенному в Приложении I фрагменте экскурсии по Замоскворечью. Пять рядом стоящих жилых домов в Голиковском переулке объединены темой «История московского жилища за два столетия». При этом каждый становится своего рода «полномочным представителем» целого семейства типичных домов – ампирных особняков, доходных домов и др. На экскурсии по Китай-городу объекты Никольской улицы работают не только на создание образа уютного уголка старой Москвы, но на раскрытие темы «Просвещение и книгопечатание на Московской земле». На экскурсии по Красной площади в Переславле-Залесском Спасо-Преображенский собор используется как опорный объект для раскрытия целого ряда тем, например: «Архитектура и градостроительство Залесской Руси»; «Основание Переславля»; «Благоверный князь Александр Невский в Переславле».

Разрабатывая схему маршрута, следует вести отбор объектов, исходя также из следующих факторов. 1) Из установленной хотя бы приблизительно продолжительности экскурсии (Для пешеходной, как уже говорилось, это время обычно колеблется от одного до четырех академических часов.); 2) Из удобства подхода группы, включающей обычно от 10-15 до 40 человек, к объекту и его осмотра; 3) Из зрелищных возможностей объекта. Есть и другие факторы, которые надо учитывать. Не стремитесь сразу включить все заметные и ценные в историко-культурном отношении объекты данной местности в маршрут. Чем-то всегда приходится жертвовать. Другое дело, что необходимо выстроить приоритеты и понять, чем можно, а чем жертвовать нельзя. Бывает, что удачные решения приходят не сразу в ходе работы по теме. Поэтому не бойтесь некоторых недоработок, если они не разрушают общего положительного эффекта от экскурсии. Любая, даже сданная в эксплуатацию и разработанная профессиональным коллективом, тема содержит как сильные, удавшиеся, решения, так и относительно слабые места. Если помнить о них, со временем придет более удачное решение и эти места будут доработаны. Обычно при разработке новой темы возникает несколько вариантов, в чем-то совпадающих. Это естественно. В принципе, даже в случае тщательной, коллективной работы и достижения высокого качества экскурсии, варианты остаются на случай необходимого маневра (разная продолжительность экскурсии в зависимости от требования группы, разные точки начала и конца экскурсии, разный состав групп и т.д.). Ведь очевидно, что не только содержательная сторона рассказа, но и маршрут экскурсии может меняться в зависимости от состава группы (дети, пожилые, иностранцы…). Точно также некоторые, главным образом, обзорные экскурсии можно водить не только с начала, но и как бы «с конца», в зависимости от удобства встречи с группой. Так, чаще экскурсии по московскому Кремлю начинаются от Троицких ворот и заканчиваются у Боровицких. Но ведь можно сделать и наоборот, если, например, группа прежде посещает Оружейную палату.

 


[1] Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. Пг., 1923. С. 13.

[2] См. Приложение I.