Пропорции.

Часть 1.

Эту тему часто определяют термином "пропорции", но как то уже заведено у художников, что "пропорции" относится больше к линейным размерам, а цветовые, тоновые и другие соотношения так и называют - "соотношения" (хотя по сути это одно и то же).

Самый первый документ (из наиболее известных и популярных) на эту тему - "Трактат о божественных пропорциях" Леонардо да Винчи. Даже если вы не все его читали, то фргамент трактата видели наверняка все.

  В этом трактате Леонардо выявляет совершенство природных форм, в том числе и человеческих форм. Насколько природа разумно строит свои формы, насколько сильно мы зависим от них в процессе своего эстетического и художественного становления. Пример построения "золотого" сечения в фигуре человека. Всю разумность соотношения частей человеческого тела природа строила на функциональной необходимости, и эту природную разумность мы закладываем в качестве основ эстетического восприятия. Прочитайте роман Ефремова "Лезвие бритвы". Я во многом не согласен с его рассуждениями, но как одну из возможных точек зрения на сей предмет - очень интересно.

В изобразительном искусстве и в дизайне невозможно рассматривать одни соотношения (линейные, например) отдельно от других (цветовых, тональных, перспективных, плоскостных, в конце концов). Что означает в рисунке слишком тяжелая голова или слишком тонкая шея? Незнание грамоты или сознательный гротеск? Опытный глаз это легко определяет. В реалистичном искусстве :o) все соотношения строятся по принципу подобия (штобы, блин, как в натуре было...), экспрессионизм подразумевает динамику, пусть даже композиционно-формальную, на уровне техники и цвета. Импрессионизм работает соотношениями на уровне впечатления, и т.д.

Можно развить такое понятие как "творческие"пропорции. Практически во всех видах и жанрах искусства существуют понятия ГИПЕРБОЛА, ГРОТЕСК... когда художник (будь то писатель, музыкант, актер) сознательно вводит непривычные, "искаженные" пропорции для усиления воздействия на зрителя, для более мощного выражения своей идеи. Экспрессионисты используют в своих картинах мощное движение формы и цвета (даже в очень статичных композициях) все для того же придания дополнительной экспрессии (гротескные эмоции), Дали использовал новые на то время, "непропрциональные" привычному восприятию формы и образы. Импрессионисты пытались пользоваться новымы шкалами тональных и цветовых моделей реальности, а также формально новыми приемами техники живописи.

А что означает слишком массивный логотип в дизайне или огромные кнопки на веб-странице? Только то, что автор не в ладу с соотношениями (не развито чувство пропорций), то есть процесс мышления автора не оформился в данной сфере настолько, чтобы правильно поставить вопрос и грамотно принять решение.

"Не слишком ли большая голова? Да нормально, она у него с детства такая... "